В Петербурге фактически никто не знает бармена, которого зовут Анатолий Литун, зато не только представители этой профессии, но и многие завсегдатаи баров и ресторанов «делают стойку» на имя Максимыч: а как же, это фигура известная! Максимыч, он же Анатолий Литун, уже более 30 лет в ресторанном бизнесе — при советской власти работал буфетчиком, потом стал барменом. Его фирменным знаком — «торговой маркой»! — является тюбетейка, принесшая победу на одном из первых конкурсов. С тех пор было много конкурсов и много побед, но разменявший шестой десяток лет Максимыч не расслабляется и «молодой поросли» расслабляться не дает. Последние несколько лет этот взрослый бармен, который по-прежнему молод душой, работает в пляжном ресторане Royal Beach, а также в ресторане «48 стульев», а также… Не в одном, словом, заведении, хотя ой как хочет уже определиться — чтобы многочисленные знакомые и друзья, которые изначально фактически все были просто гостями, могли найти его на одном и том же месте, в одно и то же время… Впрочем, он работал на многих предприятиях, причем на некоторые приходил всего на несколько дней: осматривался и без обид прощался — для этого специалиста крайне важно серьезное отношение руководителя заведения к барменской профессии.
Впечатление гостей от кафе или ресторана, а также их желание вернуться сюда - и тем более возвращаться снова и снова! - зависят не просто от оформления интерьера заведения, но от атмосферы, царящей в нем. А атмосферу создает все: цвет, звук, запах... В последние годы сложился целый круг компаний, предлагающих по-настоящему оригинальные решения в дизайне, оформлении и оснащении ресторанов. Специалисты этих компаний знают, что грамотно оформленный дизайн заведения - лучший способ выделиться на фоне общей массы себе подобных, а значит - привлечь и удержать гостя. О том, как это сделать при помощи необычных световых решений, рассказывает руководитель отдела продаж компании \"Полимерстиль\" Михаил Корнющенков.
О \"пивоваренном буме\" в Петербурге эксперты говорили еще несколько лет назад. И даже в наше нелегкое кризисное время продолжают открываться пабы и рестораны, где варят собственное пиво. Впрочем, Северная столица еще в советское время получила название столицы пивной: пиво, сваренное в Ленинграде, ценилось по всей России. Сегодня же в Петербурге ожидается расцвет развития баров и барных сетей с собственными пивоварнями: специалисты считают, что на мини-пивоварнях менее всего отразится трехкратное повышение акцизов на пиво. В частности, председатель исполнительного комитета Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов уже сказал о том, что именно этому бизнесу будет легче выжить в новых условиях. Насколько свободен этот рынок и так ли просто организовать в своем ресторане еще и пивоварню?
В правильной организации рабочего места бармена, от которой зависит его производительность и, соответственно, выручка всего заведения, мелочей не бывает. Бармен должен работать так, чтобы основное количество коктейлей делать автоматически - не просто не сходя с места, но даже не отрываясь от разговора с гостем. А для этого у него весь инвентарь, посуда и напитки должны быть буквально под руками.
В апреле в профессиональном лицее кулинарного мастерства Санкт-Петербурга состоялся финал городского конкурса молодых поваров, ежегодно проводимый при поддержке Комитета по образованию. Это действительно состязание самых юных поваров, поскольку традиционно в нем участвуют студенты старших курсов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования по специальности «повар», то есть 17-18-летние парни и девушки. В этом году в финале конкурса приняли участие 9 молодых поваров, которые ранее (в первом туре состязания, проведенном внутри колледжей и училищ) уже были названы лучшими.
Кофе стал для нас настолько привычным напитком, что мы не задумываемся, от чего зависит его вкус и почему иногда этот напиток кажется безликим и слишком горьким, а иногда — потрясающе вкусным?
Перед тем как приступить к трапезе, любой посетитель сначала заходит в помещение, осматривает стенды, садится за стол и читает меню. Да, визуальное впечатление, сформированное в первые минуты, во многом определяет отношение клиента к заведению. Именно поэтому в любом ресторане необходимо своевременно создавать красочные отпечатки с фотографиями блюд и банкетов, прейскурантом со спецпредложениями.
Продолжаем серию мастер-классов, посвященных новой разработке компании UCS (ЮСИЭС) – системе R-Keeper v.7. Принципиально новая версия R-Keeper создана на основе многолетнего опыта использования предыдущих версий, и обладает еще большей гибкостью, универсальностью, безопасностью и расширяемостью. О новой системе рассказывают преподаватели Учебно-Консультационного Центра компании «ЮСИЭС СПб» (UCS SPb).
Лето расширяет площадь многих ресторанов на размер летних площадок - открытых террас, дающих возможность существенно увеличить количество гостей и предоставить им более комфортные условия обеда или ужина на свежем воздухе. Такие \"летники\" делятся на две группы. Первая - это летние террасы, оборудуемые непосредственно рядом с рестораном и обслуживаемые его персоналом и, соответственно, кухней. Во вторую, не менее многочисленную группу, входят площадки, находящиеся на значительном удалении от основного заведения и открываемые на теплый сезон на территории парков, пляжей и прочих мест отдыха. И тот, и другой вид дополнительных ресторанных площадок подвержен фактору сезонности, и активное использование системы автоматизации здесь предполагается лишь 4-5 месяцев в году. Однако без нее сегодня трудно представить эффективное управление летней террасой.
Сегодня ни одна развлекательная программа, ни тем более деловое мероприятие, проводящиеся на воде, не обходятся без подачи напитков, а часто и каких-либо блюд. И конечно, на теплоходах и яхтах проводятся корпоративные вечеринки и многочисленные банкеты с полноценным ужином. А значит, владельцам таких судов следует задуматься о подборе посуды для обслуживания гостей. О специфике посуды, используемой \"на воде\", рассказывают петербургские специалисты.
Все чаще сейчас говорят о том, что кризис поменял расстановку сил на рынке труда, превратив его из \"рынка соискателя\" в \"рынок работодателя\". На профильных семинарах и конференциях для руководителей предприятий сегмента HoReCa представители рекрутинговых агентств говорят, что теперь проще найти квалифицированных специалистов за разумные деньги, что профессионалы стали менее привередливыми и согласны выполнять больше работы за меньшие деньги. Мы провели мониторинг рынка, подключив к нему и экспертов (как рестораторов, так и сотрудников HR-компаний), чтобы понять, насколько справедливо это замечание. Действительно ли на рынке труда появилось много профессионалов высокого уровня? Правда ли, что, пользуясь ситуацией, работодатели активнее меняют персонал?
Именно намеченные антикризисные тенденции можно считать главным успешным результатом проведенного в восьмой раз в Москве Международного Кулинарного Салона \"Мир ресторана & отеля\", который за три дня посетило 14 тысяч человек. В этом году Салон представил своим посетителям новую концепцию, созданную с учетом изучения и анализа мнений и пожеланий посетителей Салона, прошедшего в прошлом году. Ее особенностью явился прикладной характер знаний и навыков и большой спектр мероприятий, проводимых для всех игроков ресторанного рынка: консультации специалистов, презентации, обучающие мастер-классы, зрелищные шеф-шоу, дегустации, семинары, конкурсы. Компании, предлагающие свои услуги в сегменте HoReCa, представляли свои экспозиции.
Тема проверок заведений общественного питания - баров, кафе, ресторанов - продолжает оставаться актуальной. Ассоциация предприятий общественного питания собрала юристов, бизнес-тренеров и опытных рестораторов, которые - каждый со своей точки зрения, ориентируясь на собственный опыт, - рассказали о том, как лучше всего вести себя во время проверок и подписывать или не подписывать акты, составленные по результатам таких мероприятий.
На петербургских предприятиях общественного питания сложилась проблемная, требующая законодательного решения ситуация. Она касается Единого налога на вмененный доход (ЕНВД, или \"вмененки\"). Такая система налогообложения предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации, где прописаны те виды предпринимательской деятельности, которые по решению законодательного органа Санкт-Петербурга могут быть на нее переведены. В частности, это касается оказания услуг общественного питания с залом обслуживания посетителей до 150 кв. м, а также без зала обслуживания, розничной торговли с залом до 150 кв. м и без зала, оказания бытовых услуг и т.п. То есть ЕНВД вводится законом Санкт-Петербурга на основании перечня, содержащегося в Налоговом кодексе.
Каждому хорошему повару хотя бы однажды поступало предложение \"поставить\" кухню ресторана или параллельно с основным его местом работы возглавить кухню другого ресторана. И в то же время всем известно, что владельцы ресторанов всегда очень ревностно относятся к работе шеф-поваров и не допускают вариантов совмещения постов. Поэтому выбор для шефа в этом вопросе ограничен: если дорожит работой, он остается, а если нет - уходит на новый проект.
Итак, уважаемые читатели, экономический спад в России продолжается: по данным Росстата, оборот общественного питания в РФ снижается, и в первые два месяца этого года снижение составило 3,9% по сравнению с аналогичным периодом года прошлого. Жизнь, однако, показывает, что кризис просто расставляет все по своим местам: снижает завышенные запросы, сокращает неоправданные расходы и вообще приводит иллюзии в соответствие с действительностью. И, уж во всяком случае в Петербурге, ресторанный рынок вопреки - а возможно, и благодаря! - кризису явно оживился.
Молодой бизнесмен Алексей Фурсов известен в России не только как создатель и идейный вдохновитель успешного бренда «Евразия», под которым сегодня работает более 80 ресторанов и суши-баров в Петербурге и пригородах, Москве, Киеве, Казани и Орле, но и как учредитель сети спортивных клубов Fitness House. Человек он разносторонний и оптимистично настроенный, может быть, поэтому у него все так изящно и получается. И хотя, как пошутил Алексей, он стал ресторатором случайно - как и многие, просто хотел иметь «ресторан для своих», - столь явный успех в этом сложном бизнесе случайно никогда не приходит. Конечно, не все складывалось безоблачно: в период экономического спада пришлось закрыть петербургский ресторан японской и французской кухни Viktor класса премиум, отказаться от демократичной «Парковки» - нового для России формата столовой-\"шведского стола», закрыть ресторан Viktor в Лондоне. Но «Евразии» продолжают чуть ли не ежемесячно открываться в разных точках Петербурга, став крупнейшей сетью японских заведений в Северной столице.
Михаил Орлов - ресторатор, дизайнер интерьеров, музыкант, продюсер и промоутер со стажем более девятнадцати лет. Он приложил руку к таким популярным проектам, как Ginza МариVanna, клуб «Онегинъ», «Академия», BarFly, Royal Beach, Hermitage Cafe, SpoonCafe и многим другим. Уже семь лет работает в холдинге Ginzaproject. Последний проект Михаила - ресторан BarAnka, в котором он полностью разработал дизайн и является промоутером ночных вечеринок.
Алексей Макаров окончил профессиональный лицей «Сервис», имеет специальность техник-технолог общественного питания. Он работал в ресторанах «Терраса», «Мопс», «Гимназия».
В меню вполне демократичного ресторана Retro-Blues этого блюда нет — слишком дорого. Максим разработал его специально для представления в нашем журнале: он давно увлечен устричным меню, и использует любую возможность для его продвижения.
Максим Ермаков окончил Балтийский туристский колледж, после которого работал в нескольких ресторанах, в том числе «Конго» и «Калинка-малинка», а также в ресторанном комплексе «Буль-Вар», после чего его пригласили в новое заведение «Старый Пловдив» в качестве шеф-повара.
Салон «Мир ресторана и отеля», прошедший в апреле этого года, как всегда, поразил своим многообразием. Семинары, презентации, мастер-классы сменяли друг друга с калейдоскопической быстротой, и приходилось выбирать наиболее интересное: попасть всюду было просто невозможно! Компания «Торговый Дизайн» представляла на Салоне новую для российского рынка линию оборудования для приготовления пицц итальянского производителя Moretti Forni — делители-округлители для приготовления краста (основы), подовые и конвейерные печи для выпечки пиццы. Именно на этом оборудовании представители компании выпекали неаполитанскую пиццу с разными начинками.
Анатолий Литун (в Петербурге известен просто как Максимыч) — один из самых возрастных барменов Северной столицы. Он пришел в профессию еще в советское время, называясь поначалу просто буфетчиком и окончив Институт советской торговли и барменские курсы. Потом, когда наступили перестроечные времена и появилась возможность учиться барменскому искусству по международным стандартам, Максимыч вновь пошел на учебу — в новую Школу барменов. На шестом десятке лет он стал победителем конкурсов Grand Marnier® Trophy-2008, Cointreau Mix Masters-2007 и многих других, считая, что сегодня как никогда важно продвигать свою профессию, пиарить ее перед молодежью и доказывать, что барменом можно работать всю жизнь и получать от этого удовольствие!