Анатолий Литун: «Бармен — профессия на всю жизнь!»

Анатолий Литун: «Бармен — профессия на всю жизнь!»

В Петербурге фактически никто не знает бармена, которого зовут Анатолий Литун, зато не только представители этой профессии, но и многие завсегдатаи баров и ресторанов «делают стойку» на имя Максимыч: а как же, это фигура известная! Максимыч, он же Анатолий Литун, уже более 30 лет в ресторанном бизнесе — при советской власти работал буфетчиком, потом стал барменом. Его фирменным знаком — «торговой маркой»! — является тюбетейка, принесшая победу на одном из первых конкурсов. С тех пор было много конкурсов и много побед, но разменявший шестой десяток лет Максимыч не расслабляется и «молодой поросли» расслабляться не дает. Последние несколько лет этот взрослый бармен, который по-прежнему молод душой, работает в пляжном ресторане Royal Beach, а также в ресторане «48 стульев», а также… Не в одном, словом, заведении, хотя ой как хочет уже определиться — чтобы многочисленные знакомые и друзья, которые изначально фактически все были просто гостями, могли найти его на одном и том же месте, в одно и то же время… Впрочем, он работал на многих предприятиях, причем на некоторые приходил всего на несколько дней: осматривался и без обид прощался — для этого специалиста крайне важно серьезное отношение руководителя заведения к барменской профессии.

Текучка персонала снижает доходы заведения


— Сейчас у нас все еще продолжается переходный процесс в сфере обслуживания — от советского, чей груз до сих пор силен, до общепринятого западного, но с учетом российских реалий, — говорит Анатолий Литун. — Отношение к работе поэтому очень разное. Многие сотрудники ресторанного бизнеса — это студенты, которые пришли сюда просто подработать. Это абсолютно нормально, это есть во всех странах, и многие к переходу с места на место относятся очень легко: для них это временно. Не очень хорошо, когда так же к ним относятся работодатели — рестораторы, — не видя, что от этого страдает не просто имидж предприятия, но падают доходы!..

— А что он может сделать, если у нас сегодня так принято везде?

— Очень многое он может. Все зависит от того, есть ли какой-то воспитательный момент в политике предприятия. На нем должны быть определенные стандарты, причем соблюдаемые всеми сотрудниками на всех уровнях занятости. Если стандартов нет и люди работают «кто в лес, кто по дрова», это обязательно скажется на уровне обслуживания гостя. Он сегодня может прийти и получить чашку замечательного кофе или бокал чудесного коктейля, потому что бариста или бармен пришли в хорошем настроении и вообще они всегда, по определению, относятся к людям по-доброму и являются профессионалами, а завтра — купить в этом же баре невкусный и вообще ни на что не похожий напиток, потому что делал его непрофессионал, у которого еще и день не задался… И долго ли гость будет ходить в такое заведение?

— А многие ли рестораторы задумываются о сложившемся положении вещей?

— Начинают. Мне кажется, определенные сдвиги к лучшему есть. На рынке уже появилось новое поколение молодых — нет, не рестораторов, не хозяев, — а людей наемных, которые совершенно четко представляют себе трудности, с которыми они столкнутся на предприятии и в плане воспитания персонала, и в плане контроля, и в плане создания атмосферы — они есть. Но, к сожалению, пока чаще мы сталкиваемся с другой проблемой: когда люди, которые отвечают за подготовку кадров, считают, что проще набрать народ на два месяца, потом выгнать всех и набрать новых, заплатив или не заплатив предыдущим сотрудникам. «У нас сезонное предприятие, — объясняют они, — мы работаем только летом и вообще планируем отработать год, а там — закрыть это и открыть следующее».

— То есть все зависит от изначальной установки — как надолго пришел этот ресторатор на рынок…

— Безусловно: насколько хозяин предприятия представляет, чем он занимается, и насколько серьезно относятся к своей работе люди, которых он ставит во главе. Еще один фактор — насколько это заведение является для него средством к существованию, потому что многие открывают ресторан как некую игрушку, как место, куда он может пригласить своих друзей, как удовольствие. А наш гость, напротив, стал требовательным. Он начал разбираться в сервисе, во вкусах блюд, в винах. И в этом я вижу некое противоречие между требованиями рынка и соответствием наших заведений этим требованиям.

Бармен и сомелье — братья по разуму


— Анатолий Максимович, к вопросу о соответствии. Вы бармен, не сомелье. Насколько Вы должны разбираться в винах, чтобы предлагать их гостю, который, возможно, неплохо разбирается в винах?

— В заведениях, где я работал в последнее время, были и сомелье. За все вина, соответственно, отвечали они. Там же, где не было сомелье, я старался изучить имевшийся ассортимент — для этого есть достаточно большое количество справочников, есть поставщики, которые всегда придут на помощь, и, конечно, я не стал тонким знатоком вина, но рассказать гостю и хотя бы попытаться произвести на него впечатление я вполне сумею. А вообще, сомелье — это, конечно, отдельная, очень сложная профессия. У меня цепкая память на крепкие напитки, на все, что связано с баром, — на то, что можно смешивать. А у сомелье память на вина. Мы даже терминами пользуемся разными!

— Поэтому в ресторане, в идеале, должны быть и бармен, и сомелье?..

— Если это предприятие широкого профиля, то да: один может правильно подать гостю вино, другой — коктейль или крепкий алкогольный напиток. Хотя в моем представлении бармен более демократичен в общении, более прост, а сомелье — скорее, аристократ. У него и форма общения с гостем совершенно иная. Если я, стараясь наладить более простые, приятельские, более свободные отношения, могу позволить себе пошутить, снимая определенную скованность у гостя, как-то дружески к нему обратиться, то сомелье всегда более официален, более корректен.

С советского флота — в советский ресторан


— Анатолий Максимович, а сами-то Вы как пришли в профессию?

— По первому образованию я судомеханик и был до этого моряком. Так сложилось, что я ушел с флота и совершенно случайно мой приятель обратил внимание на ресторанный рынок. На Васильевском острове тогда был такой ресторан «Мишель», и в связи с тем, что у меня было высшее образование, мне предложили должность замдиректора. Но я понимал, что любой человек, проработавший на предприятии какое-то время, будет опытнее меня, и проконтролировать его я не смогу, потому что не знаю предмет изнутри. И я решил поработать «снизу доверху» — чтобы просто разобраться, кто и что делает, кто как должен работать и как работает на самом деле. И мне так понравилось быть на первой линии — общаться с людьми, — что я на административную работу уже не вернулся, так и оставшись сначала официантом, потом буфетчиком, а потом барменом.

— В верхнем эшелоне не так интересно?

— Совсем не так. Работать с гостем — это одно, работать с персоналом — это совершенно другое. Для этого нужно иметь соответствующий склад характера, и мне как человеку мягкому это действительно просто неинтересно. Так что я встал за барный стол, где и чувствую себя до сих пор просто замечательно! — он улыбается. — В профессии я всегда хотел быть одним из лучших. Поэтому, к примеру, в помощниках официанта я проходил не полгода, как это полагалось, а год. А потом, когда понял, что все это мне близко, понятно и нравится, я еще закончил Институт советской торговли по специальности «Технология и организация общественного питания». Причем сделал это даже не для того, чтобы иметь возможность какого-то карьерного роста, а чтобы знать предмет. И мне приятно, что, предположим, с поваром я разговариваю на одном языке и могу понять, почему одно блюдо готовится 6 минут, а другое — 25.

— А Ваша сегодняшняя специализация связана с поварской профессией?

— Все это близко, и мы, бармены, порой обращаемся к поварам, думая о том, как бы добавить в коктейль что-то новое, до сих пор не использовавшееся, — нам нужны их советы, рекомендации, помощь.

— Анатолий Максимович, Вы работали в советское время, в перестроечное, работаете сейчас. Что изменилось в барменской деятельности?

— Очень многое. Появились настоящие импортные продукты, с которыми можно работать. Совершенно изменилось оборудование. И это для нас, барменов, больная тема: оно есть, мы все его знаем, но владельцы часто скупятся его приобрести. Хочется их спросить: «Вот вы ездите на «Мерседесах», на «Бентли», но почему же в свой же бар покупаете оборудование стоимостью 500 рублей?». Я давно работаю, и у меня есть свое оборудование. Это «Мерседес» и «Бентли» в барменском исполнении. И я прекрасно понимаю: если ты хочешь соответствовать времени, сделать гостю что-то необыкновенное, да просто достойное, — на оборудовании экономить нельзя!.. Кроме того, появились книги, Интернет, где можно найти ответ фактически на любой вопрос.

— А подход к самой профессии изменился?

— Конечно! Если в советское время я был буфетчиком — с соответствующим отношением и без каких-либо перспектив, то теперь у людей увлеченных появилось множество возможностей реализовать себя в этой профессии в самом широком смысле слова — от заявки о себе на международных конкурсах до открытия собственного заведения.

Мне нравится пиарить свою профессию!


— Анатолий Максимович, а можно ли обучиться барменской профессии, так сказать, в теории — в институте?

— В любом обучающем заведении можно заложить лишь азы, дать основу. А потом включается любопытство, желание развиваться, что-то понять. И если даже, предположим, во вкусовом плане мне что-то не очень близко, я стараюсь понять, почему другим это все-таки нравится, что в нем такого? Просто любопытно! Из-за своего любопытства я закончил 3 вида разных курсов! При советской власти я закончил барменские курсы, потом, в период «борьбы с алкоголизмом», закончил курсы барменов безалкогольных баров. И могу сказать, что тогда действительно существовали предприятия, которые перешли от обслуживания с алкоголем к безалкогольному, а финансовые показатели при этом не упали. Добавили некую арт-составляющую — спецэффекты, музыку, некоторое шоу. И те, кто хотел выпить, выпивали до бара, а тех, кто шел сюда за шоу, за знакомствами и общением, устраивал безалкогольный бар. А в третий раз я пошел учиться уже сравнительно недавно, в начале XXI века, когда открылась Школа барменов, где учили по международным стандартам. И хотя у меня был уже и возраст «немаленький», и достаточный опыт, мне хотелось знать, что происходит в мире, какие тенденции появляются, как все это видит молодежь. Это очень интересно! Я завидую ребятам, которые начинают серьезно заниматься барным искусством сейчас, потому что у них совершенно потрясающие возможности: новые продукты, о которых мы в советские времена и не слышали, регулярные конкурсы, на которые я сам с удовольствием хожу, и прочее.

— Вам по-прежнему нравится соревноваться?

— Мне очень нравится пиарить свою профессию. Взрослых барменов в городе по пальцам можно сосчитать! А тех, кого можно сосчитать, — их не видно, они никуда не ходят. Я с удовольствием хожу. Я хочу, чтобы молодые ребята могли понять, что эта профессия может быть не на один день, не на один год — на период учебы, она может стать той, от которой ты будешь получать удовольствие всю жизнь.

— Анатолий Максимович, Вы один из немногих представителей этой профессии, который, будучи уже человеком в возрасте, не боится проиграть молодежи…

— Для меня конкурсы — это даже не желание выиграть, а желание не отстать, держать себя в форме. Что касается проигрыша, то ведь все подобные соревнования очень субъективны. Собирается жюри: у одного повышенная кислотность, у другого — недостаточная. И на один и тот же конечный продукт они дадут диаметрально противоположные заключения. А потом — меня конкурсы очень подстегивают. Это будоражит, бодрит! А когда, случается, ты что-нибудь еще и выиграешь, — это вдвойне приятно. И, кроме всего прочего, мы ведь с коллегами-барменами рады встрече, мы давно друг друга знаем, мы общаемся, перенимаем опыт. Я продолжаю учиться!

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Специалист по роботизации компании SPI robotics
Мастер высокого класса
Генеральный директор Группы компаний ТИОН
Вверх