Умение украсить торт является, пожалуй, одним из самых главных показателей профессионализма шеф-кондитера. Дело в том, что в нем, как в фокусе, сходится все, чему научился человек за свою профессиональную жизнь — работать с карамелью, шоколадом, марципаном и прочее, прочее, прочее. Украсить так, как просит гость, или даже превысить его ожидания — вот, наверное, звездный час любого кондитера. Владимир Дараган, шеф-кондитер петербургской кондитерской «Мастер Торт» и абсолютный победитель XI чемпионата России по кулинарии и сервису 2012 года (он завоевал бронзу, серебро и золото в номинациях по арт-классу — см. октябрьский номер журнала «РесторановедЪ» за прошлый год), поделился с нами своими знаниями в украшении тортов.
Сигрид Стрэткверн, пивной эксперт, основательница одной из самых популярных в Норвегии кулинарных школ, рассказывает читателям нашего журнала о том, с какими блюдами можно сочетать разные сорта пива, и объясняет, почему светлое пшеничное пиво вполне способно заменить белое вино.
Мясо — как основа питания и поле для кулинарных свершений — занимает особое место в нашем рационе. И сегодня обязательным условием истинного гастрономического наслаждения становится высокое качество продуктов.
Определяя, почему же формат заведения для семей с детьми идет сегодня в рост и явно имеет большое будущее, можно выделить несколько факторов, которые рассмотрены в статье.
Ресторатор, решившийся на открытие семейного заведения, должен четко понимать основные сложности формата.
Сложно представить себе заведение с детской комнатой или полностью детское без специального меню. И хороший ассортимент блюд с оптимальной стоимостью является очень большим достоинством таких заведений. Детское меню ориентировано на детей и их предпочтения, поэтому имеет свою специфику.
Грамотно подобранный персонал — это, пожалуй, главная составляющая успеха в заведениях, предназначенных для отдыха родителей с детьми. Конечно, и меню, и дизайн, и расположение заведения — все это важно. Но определяющим в выборе гостя является все же то, как встретили его с ребенком и как развлекли.
Выделить место для детей сегодня стараются фактически все открывающиеся рестораны. Многие из них проводят детские мастер-классы, объявляют о проведении детских праздников. Однако заведений, всерьез подходящих к вопросу развлечения детей во время отдыха взрослых, не так много.
Заведений, позиционирующих себя именно в качестве заведений для детей, очень и очень немного. Те, что есть, на отсутствие гостей не жалуются, хотя эти «нежалобы» относительны: гости действительно есть, по выходным здесь не протолкнуться, а в будни детские заведения пустуют или насчитывают очень мало гостей. В любом случае формат кажется интересным.
Тему по-настоящему семейных кафе и ресторанов мы раскрываем в интервью с Анастасией Татуловой, владелицей и духовной вдохновительницей московской сети «АндерСон»: Анастасия открыла одни из самых ярких кафе последних нескольких лет, предназначенных для семейного отдыха.
Ответ на вопрос, что же такое семейное заведение, неоднозначен. Можно выделить концепцию классического заведения, можно говорить о формате заведения быстрого питания, но специальной концепции «семейный ресторан» не существует. Весьма общее определение — это ресторан, предназначенный для отдыха семей с детьми.
Несмотря на то что рестораны сегодня стали буквально зазывать к себе семьи с детьми, считая, что это привлечет к ним новых гостей, иногда это только отталкивает старых.
Взаимоотношения с поставщиками продуктов, несомненно, являются сложной темой для каждого ресторатора. С одной стороны, хочется получать продукты по низким ценам, с другой — хочется высокого качества и своевременной доставки. Как этого добиться с ограниченным количеством поставщиков — вопрос не из легких.
Затраты на продукты в среднем по рынку составляют в ресторанах 25–30% от выручки. В одном из наших заведений, Light Cafе, этот показатель равен 27%. Безусловно, управлять этими затратами важно и нужно. И для того чтобы их минимизировать, мы управляем всем, что на них влияет, при помощи системы iiko.
В сфере общественного питания эффективность финансовой деятельности играет ключевую роль. Одной из наиболее насыщенных областей деятельности предприятия, с точки зрения использования финансовых ресурсов, является процесс приобретения и хранения продуктов. Но, по нашему опыту, закупки во многих ресторанах осуществляются не всегда эффективно, вследствие чего прибыль заведения снижается.
Гарантия успеха любого ночного клуба — в его оригинальной концепции, хорошей и качественной музыке и в доступных ценах, ведь максимальная загрузка бывает именно в тех заведениях, куда ходят подростки и студенты, и доля таких заведений составляет почти 80%. Соответственно, возникает острая необходимость детального учета денежных средств и анализа проведения различных акций. Вложения в такой бизнес могут быть выше, чем в элитный ресторан, а средний счет — порядка 500–1000 руб. — соответствовать скорее ресторану среднего уровня.
Все больше ресторанов в России выбирают успешную комбинацию автоматизации бизнеса Orderman Sol и R-Keeper, которая позволяет оптимизировать процессы работы и увеличить оборот до 50%.
«Лакшери» в переводе с английского luxury означает «роскошь». И этот узкий сегмент ресторанного рынка иногда путают с более широким премиальным сегментом, сегментом класса люкс. Забывая о главном его отличии от люкс- и премиум-класса — имиджевой составляющей. Люкс — это дорого, качественно и часто ярко, лакшери — это престижно, солидно и почти всегда неброско: именно эти характеристики традиционно называют маркетологи, определяя лакшери-сегмент.
Несмотря на намечающееся сужение форматов и прогнозируемую победу ресторанов с монопродуктом, достаточно многие рестораторы стараются объединить у себя в заведениях как можно больше концепций и кухонь в надежде, что таким образом смогут угодить любому гостю. Только за один последний месяц в Москве фактически одновременно появились два таких «сдвоенных формата» — рестораны, объединившие в себе совершенно разные направления.
В первые дни февраля в Международном выставочном центре в Киеве прошла I специализированная выставка ресторанного и отельного бизнеса InHoReCa. Это новое выставочное мероприятие для специалистов индустрии гостеприимства, место встречи ведущих представителей гостиничного и ресторанного бизнеса с производителями и поставщиками мебели, предметов декора и интерьера, оснащения и услуг для ресторанов, кафе, баров, клубов, гостиниц, малых отелей, санаториев и пансионатов.
Бренд-шеф московской сети «АндерСон» Евгений Кудрявцев имеет большой опыт работы в ресторанах японской и итальянской кухни, и нет ни одной мелочи, которая не пригодилась бы ему на сегодняшнем месте работы — в сети семейных кафе-кондитерских. Евгений разрабатывает блюда не только для взрослых, но и для детей, для которых, если переиначить знаменитую фразу о книгах, нужно готовить так же, только еще лучше.
В прошлом номере нашего журнала в рубрике «Шеф-повар» мы представляли сербского повара Марию Момчилович. Она рассказывала нам о своей родной кухне, ее специфике и особенностях. Сербская кухня характеризуется прежде всего тем, что она домашняя, натуральная, и Мария говорила о национальных блюдах своей страны, которые нам в большинстве своем неизвестны. Однако, как это ни парадоксально, все они сразу же кажутся нам знакомыми: может быть, потому, что Сербия — такая же мясная страна, как и Россия, а может быть, потому, что мы тоже любим брынзу, перец и (в последние годы) оливки. В этом номере Мария специально для нашего издания представляет мастер-класс по приготовлению трех блюд сербской кухни — закуски, плескавицы и капамы.