В апрельском номере журнала эксперты обсудили тему: «Крафтовое пиво: веяние моды или революция?»
Итак, что же мы имеем в сухом остатке? Налицо интерес к экспериментам в области пивоварения. Правда, как сказал Алексей Черныш, не у каждого есть средства (от 300 тысяч евро) для того, чтобы построить пивоварню.
— Да и не хотят люди этого делать, — считает он.— Нет желания входить в крафтовое пивоварение как в бизнес и конкурировать с существующими игроками. При том, что цена входа достаточно большая.
Наши эксперты также единодушны во мнении, что настоящее и, возможно, будущее крафта тесно связано с Интернетом, а точнее, с социальными сетями, благодаря которым крафтовые пивоварни сегодня развиваются. Так формируется целевая аудитория и покупательский спрос.
При этом, как считает Алексей Черныш, крафтовая пивоварня обязана постоянно выдавать новый продукт. Естественно, возникает вопрос качества, которое определяется рейтингами.
— Многие наши крафтовые пивоварни сейчас очень котируются на международном рынке, - говорит Алексей Черныш. — Благодаря хорошим международным рейтингам питерских пивоваров стали приглашать за границу на совместные варки. В то же время, традиционно винные страны, такие, например, как Италия и Испания, удивляют отличным пивом. Это открытие последних лет. Так что движение уже стало международным.
Другой вопрос: пройдет ли мода? Как и любое яркое трендовое явление, крафтовое пиво вполне может уйти в небытие.
— Такое опасение есть, — говорит Николай Митчин. — Потребитель может просто в какой-то момент не захотеть крафтовое пиво. Такая история уже была с живым пивом. Тогда региональные мини-заводы начали варить живое пиво. И потребовалось совсем немного времени, чтобы крупные производители, поняв, что этот продукт «откусывает» у них долю рынка, стали на своих бутылках тоже писать «живое пиво». А в итоге дискредитировали и продукт, и идею.
По его словам, то, что было хорошо, сначала перестало привлекать внимание, а затем и вовсе вызывало негативную реакцию потребителей.
— Вот почему есть опасения, что история повторится, — говорит наш эксперт. — Кстати, один из крупных производителей пива уже выпустил такую линейку напитков. Так что процесс пошел.
В свою очередь, Петр Алешин уверен: если не заботиться о том, чтобы само понятие крафтового пива не стало затертым, к продукту со временем потеряют интерес.
— Лет 15 назад у крупных концернов отжимали 0,1% рынка, а сейчас, например, в Петербурге, в сегменте баров, его доля составляет, по моим оценкам, 10%, — говорит Алексей Черныш. — Крафтовая революция в России случилась, и это мировой процесс. И если не случится ничего сверхъестественного, то пивоварение будет развиваться и в эту сторону тоже. Мой прогноз: через некоторое время произойдет специализация. Это логичный итог. Сначала варят на коленке, понимают, что это приносит доход, естественно, выходят из тени — оформляют документы, встраиваются в ЕГАИС, покупают пивоварни получше, укрупняются, уже на деньги инвесторов. Хочу сказать, что постепенно крафтовые пивоварни будут укрупняться, станут нормальными с точки зрения оснащения.
Чего же ожидать дальше? Скорее всего, как полагают наши эксперты, крафтовые пивоварни (по крайней мере, часть из них) попытаются войти в бизнес, покинув зону комфорта.
С выходом на другой рынок, где конкуренция принципиально иная, придется снижать цены. В то же время, пивоварни, которые захотят быть успешными, начнут искать свою концепцию, станут производить ограниченную линейку сортов пива, выберут свое акцентированное направление.
— Конечно, кто-то закроется, но надеюсь, что конкурентов в пивоварении будет много, ведь это свидетельство того, что пиво — востребованный напиток, — считает Алексей Черныш. — На мой взгляд, пиво — достойный продукт, который заслуживает того, чтобы увеличивать долю на рынке. Более того, как дань моде крафтовое пиво, считаю, должно присутствовать в каждом ресторане. Это определенное доказательство профессиональной состоятельности пивовара.
Вывод напрашивается сам собой: пиву быть. Более того, все наши эксперты солидарны в одном: история крафтового пивоварения, чем бы она ни закончилась (бумом или забвением), уже сделала благое дело для отрасли в целом, поскольку она привлекает людей к пиву. Более того, даже у самых настоящих снобов исчезла предвзятость к пиву российского производства.
С 30 октября по 1 ноября в Екатеринбурге успешно прошли выставки InterFood Ural и FoodTech Ural, объединившие свыше 9...
В рамках Форума «Дни ритейла в Беломорье» (Архангельск, 21 -23 ноября) пройдёт экспертная сессия по теме ...
С 12 по 14 ноября 2024 года Санкт-Петербург стал центром пищевой индустрии, приняв одну из самых ожидаемых выставок г...