Несмотря на позднюю весну, сомневаться в приходе лета не приходится. А лето, как известно, вносит свою веселую беззаботность даже в строгую деловую атмосферу офиса, а что уж говорить о бистро и ресторанах. И поэтому множатся в летние месяцы открытые кафе, где под огромными зонтами ждут посетителей стулья и столы. Но, выставляя эту мебель на улицу, хочется, конечно, быть уверенным, что она выдержит уличные условия.
Бруно Чинголани называют проводником итальянской кухни в мире. Являясь владельцем ресторана Dulcis Vitis в городе Альба (Пьемонт), он действительно успевает ездить по всему миру для того, чтобы представлять продукты и блюда своей страны. Сегодня Бруно, как и многие его соотечественники и коллеги, обеспокоен тем, что иностранцы часто достаточно вольно интерпретируют итальянскую кухню, подстраивая ее базовые рецепты под свои продукты, а то и под свое «видение». Объяснения, что иначе кухня ресторана будет стоить слишком дорого, он не принимает, считая это лишь проявлением непрофессионализма шеф-повара или ресторатора.
Никола Батавиа является владельцем трех ресторанов – двух в Италии (в Пьемонте и Лигурии) и одного в Великобритании (в Лондоне). Но он называет себя шеф-поваром, считая, что сделать заведение успешным можно, лишь будучи именно в этой должности. Многие итальянские повара утверждают, что только их соотечественники могут открыть настоящий итальянский ресторан за рубежом. Никола Батавиа с этим не согласен. Он утверждает, что иностранец может открыть ресторан итальянской кухни, и в своем интервью объясняет, что для этого нужно знать и иметь в виду.
Сыр — это запасенное впрок молоко. Поэтому существуют два условия, необходимые для того, чтобы какая-либо страна производила сыр. Первое из них — излишки молока. И, скажем, в такой стране, как Россия, их никогда не было из-за долгой зимы. Второе — изобилие дешевой соли, поскольку сыр — это створоженное молоко и соль. Этому условию Россия также не соответствует, так как соль у нас всегда была очень дорогой вплоть до второй половины XIX века.
Подготовка к летним банкетам, обустройству летних площадок и веранд, несмотря на капризы погоды, идет вовсю. Наученные опытом рестораторы не рассчитывают на милость природы и стабильность погодных условий, а стараются заранее предусмотреть возможные шутки стихии. Поэтому в последние годы для покрытия летних площадок ресторанов и кафе стали очень популярны тентовые конструкции, выполненные из стальных или алюминиевых каркасов и мембранных материалов на основе полиэстера с покрытием ПВХ. Кроме того, под красивым тентовым сооружением или модульным шатром посидеть летом гораздо приятнее, чем под зонтиком с пластмассовыми столами и стульями.
Банкет — мероприятие, несомненно, прибыльное. Можно сделать его еше прибыльнее, но для этого руководителю ресторана нужно хорошо поработать.
Сервировка в заведении общепита — важная часть успеха: от того, насколько привлекательно накрыты столы, зависит общее впечатление от ресторана. Поэтому к посуде в ресторане существует ряд специфических требований: долговечность и эргономичность, удобные и красивые форма и цвет.
Продажа банкета — как и любая продажа — это отдельная работа, требующая специализации и знаний, и умений.
Оформление — это столы, стулья, текстиль, посуда. И самым мобильным из этого является, конечно, текстиль.
Сопутствующие продажи — это, конечно, и чайная церемония, и роспись пряников, но прежде всего это развлекательная программа.
Некоторые дополнительные предложения, на которых можно заработать при приеме заказа банкета, мы указали в материале о меню — это банкетные блюда (блюда в стол) и карвинг. Кроме того, ресторан может заработать, предложив праздничный торт. Немалую выручку в «общую банкетную кассу» может принести продажа каких-то дополнительных церемоний — например, чайной церемонии или росписи пряников.
Летние площадки каждый год пользуются любовью у жителей наших городов. Расположенная в удачном месте площадка фактически обречена на успех. Но ресторатору следует заранее подготовиться к тому, что мебель для нее будет отличаться от мебели, предназначенной для использования внутри заведения.
Одним из самых популярных летних блюд у гостей кафе и ресторанов является барбекю. Мясо, рыба, овощи, морепродукты, обжаренные и тут же поданные к столу, принимаются «на ура» и на выездном банкете, и в торговом зале заведения.
Готовь сани летом, а телегу зимой — эта русская народная пословица очень подходит ресторанному бизнесу. Если ресторатор и управляющий заведением в апреле не начнут готовиться к летним банкетам и обустройству летних площадок, то обязательно что-либо будет упущено. Прежде всего им, конечно, необходимо проверить оборудование. Ведь это не только мангалы, тепаны и жаровни — это еще и холодильное оборудование (в случае если заведение принимает заказы на банкеты на природе (а сегодня таких заказов становится все больше)).
Летние кафе делятся на два типа: кафе-пристройка и летнее кафе, не связанное со стационарным подключением.
Традиционное оформление окон — шторы или портьеры. Такой вариант подойдет и для классического интерьера, и для современного, главное — правильно подобрать фактуру материала, из которого они будут сделаны. Для летнего времени, когда в зале нужно создать полумрак, лучше всего подойдут тяжелые плотные шторы, которые не пропускают свет. В свою очередь светлые, легкие, полупрозрачные шторы украсят помещение, куда не попадает солнце.
Первое, на чем зарабатывает ресторан, — это, безусловно, на своем меню. Однако руководитель заведения должен понимать, что внутреннее меню существенно отличается от того меню, которое должно быть представлено на выездных мероприятиях.
Важно напомнить ресторатору о недопустимости проведения банкетов в заведении с одним залом. Тогда он рискует потерять постоянных гостей, которые будут крайне недовольны, что они не могут зайти в заведение, так как там кто-то празднует день рождения. Летом эту проблему решить достаточно просто, если при таком ресторане есть летняя площадка. Если же ее нет, заведение лучше не закрывать для проведения банкета.
Впервые о системе контроля бара «СКБАРА» в ресторанной индустрии заговорили в 2008 году — как о системе, в которую вложены опыт и технологии, полученные за границей, а затем усовершенствованные и адаптированные к российскому рынку.
В апреле этого года еще вовсю идет Великий пост, но после него, как весна после зимы, обязательно наступит Пасха. И, конечно, шеф-повара всех российских заведений уже предвкушают выпечку куличей, продумывают подготовку творожных пасочек: Пасха хотя и длится всего один день, но для России он очень яркий — красный! С красивыми куличами, лакомыми пасхами и обязательно — крашеными яйцами. Александр Тыжненко, шеф-повар ресторана «Братья Карамазовы» одноименного отеля, специально для нашего журнала приготовил все это задолго до праздника — чтобы поделиться с читателями.
В этом номере журнала мы представляем двух итальянских шеф-поваров, Бруно Чинголани и Никола Батавиа. Сегодня многие шефы, итальянцы и не итальянцы, пытаются осовременить национальную кухню, добавляя в аутентичные блюда новые продукты, используя новые технологии. Оба повара дружно подчеркивают, что при незнании основ этой кухни, незнании ее базы — и прежде всего продуктов, — любой эксперимент станет профанацией. В конце прошлого года Бруно Чинголани и Никола Батавиа посетили Петербург в рамках конференции по ресторанному бизнесу Restomania и дали мастер-класс по приготовлению блюд итальянской кухни, представив традиционные блюда в современном исполнении. Мы, в свою очередь, представляем этот мастер-класс нашим читателям.