Top.Mail.Ru

Мобильный маркетинг - загадки социальных сетей

19 Июля 2012
Мобильный маркетинг - загадки социальных сетей

Данная публикация заканчивает цикл статей, посвященных мобильному маркетингу в ресторане, начатый Александром в майском номере нашего журнала. Александр Мусатов рассказал нам о SMS-рассылках, о том, что такое мобильный Интернет, раскрыл суть понятия Gamification и объяснил, что такое FourSquare и QR-код. Он завершает цикл статей рассказом о продвижении заведения в социальных сетях.

Ошибочные интернет-стратегии порождают горы сетевого мусора

С самого начала появления социальных сетей владельцы брендов ломали голову над решением одной проблемы: понятно, что за ними будущее, но как начать на них зарабатывать?

Сегодня, соревнуясь друг с другом в Интернете, компании во всем мире создают свои профили в социальных сетях, чтобы быстро и дешево общаться с потребителями. Однако многочисленные исследования выявили, что без учета специфики целевой аудитории эти усилия в большинстве случаев напрасны. Было обнаружено, что около половины пользователей социальных сетей не хотят контактировать с брендами через социальные медиа. Почему? Ошибочные интернет-стратегии порождают горы сетевого мусора: от страничек без друзей на Facebook до блогов, которые никто не читает. В результате образуется огромный поток шумов, захламляющих Интернет, в котором брендам трудно быть услышанными. И это огромная проблема для компаний, стремящихся начать онлайн-диалог со своими потребителями.

Как начать работать с социальными сетями?

На сегодняшний день одной из самых популярных социальных сетей в Интернете является Facebook. В России на конец 2011 года ее аудитория составила 13,6 млн. пользователей (из них около миллиона активных). В Украине за 2011 год количество пользователей Facebook увеличилось с 1,1 млн. пользователей до 1,5 млн. и продолжает расти.

Имея такую большую аудиторию, Facebook предлагает значительные возможности для успешных продаж и маркетинга. Так что же делать в Фейсбуке, на что обратить свое внимание?

Конечно, для начала создайте страницу своего ресторана. Давайте вкратце пройдемся по основным ошибкам создания и наполнения страниц и правилам ее оформления.

Позволю себе дать несколько советов, если вы собираетесь создать свою страницу в этой социальной сети:

• Не создавайте в качестве страницы ресторана обычную пользовательскую страницу! Согласитесь, несколько нелепо выглядит оповещение, что ресторан работает в сети Х и живет в городе Y.
• Не создавайте страницу, просто отдавая дань моде, «чтобы была». Такие страницы никому не нужны и эффективность от их присутствия стремится к нулю.
• Еще одна распространенная ошибка – страница никак не оформлена. Потратьте время на заполнение всех предлагающихся полей и грамотное оформление страницы. API Facebook предлагает использовать язык FBML, с помощью которого можно привести общий вид страницы в отличный от стандартного вид. Если Вы не можете сделать этого сами, наймите специалиста, разбирающегося в FBML, или же используйте многочисленные приложения-редакторы, которые облегчат работу.
• Не надейтесь на активность пользователей. Читателей необходимо стимулировать к тому, чтобы они оставляли комментарии, нажимали на кнопку Like, а иначе вам придется еще долго ждать того, момента, когда какой-нибудь пользователь решит проявить инициативу.

• Найдите в своей компании человека, который будет постоянно модерировать страницу. Странице необходимо уделять время, вовремя отвечать на вопросы пользователей, своевременно удалять спам, ненормативную лексику, а также различного рода флуд (сообщения, не относящиеся к тематике сообщения или страницы).

• Очень грустно наблюдать ситуацию, когда основной контент на странице – новости о компании и ссылки на их сайт. Пользователям со временем надоест читать только о компании, как бы они ее ни любили.
Что делать ресторатору в социальных сетях?

Проводите постоянный мониторинг упоминания компании и ее продуктов в социальных медиа (к примеру, с помощью сервиса youscan.ru).
Реагируйте на упоминания! Не оставляйте комментарии пользователей без ответа. Значительно эффективнее повышать качество аудитории, чем просто ее увеличивать.

Не удаляйте негативные отзывы. Ресторан имеет право на ошибку, а вот отреагировать, признать ее, сделать все возможное для ее устранения и открыто рассказать о результатах способно не каждое заведение. Кроме того, удаление негативных оценок вызывает раздражение у пользователей и может спровоцировать новый конфликт.

Вам интересно читать рекламные сообщения? Нет? Вашим поклонникам в социальных сетях тоже. Пытаться продать что-либо напрямую в социальных сетях фактически бесполезно. Новости в стиле «новое меню от шеф-повара» привлекут внимание только самых лояльных пользователей. Остальные же просто пролистают его, не вчитываясь. Людям не нравится, когда им постоянно что-то «впаривают». Начните с размещений хороших информативных статей и ответов на вопросы для того, чтобы помочь людям или дать им новые знания.

«Слушайте» пользователей, подводите людей к покупке, но не напрямую. Только когда пользователи будут чувствовать себя комфортно с вами, и узнают Вас и Ваш бизнес лучше, они смогут увидеть, что вы предлагаете, без навязывания. Делитесь интересной для пользователей, информацией, вызывающей обсуждение – раскрывайте «тайны» рецептов, размещайте видео с мастер-классами, показывайте скрытую от глаз гостей сторону Вашего ресторана и так далее.

Как выбирать темы для публикаций? Если у Вас нет четкого понимания и экшн-плана, то экспериментально. Публикуйте различные типы новостей, и отслеживайте, какие из них набирают больше «лайков».

Распространенная ошибка в использовании мобильного маркетинга и SMM – повторяющийся, банальный, предсказуемый контент. Что зашифровано в большинстве QR-кодов на тейбл-тенсах в ресторанах? Чаще всего ссылка на сайт компании. Пользователю «скучно» доставать телефон, запускать специальное приложение, сканировать код – он и так знает, что в нем будет www.vashrestoran.ru. Так же в большинстве случаев обстоят дела и с приглашением в социальные сети. Что на вашей странице в Фейсбук? То же, что и на сайте. Так зачем пользователю становиться поклонником страницы, если проще поставить сам сайт в закладки? Да, пользоваться кросспостингом можно и нужно, но лучше разбавлять такие заметки уникальными.

Когда и с какой частотой публиковать новости?

Самое подходящее время для публикаций – в будние дни 11-12 часов утра, обеденное время или вечерние часы около 21:00. В зимние периоды популярность постов, публикуемых в выходные дни, несколько выше, чем летом, но все равно значительно ниже, чем в рабочие дни. В том, что касается частоты публикаций, у нас для вас хорошая новость: рестораны, в отличие от, к примеру, автомобильных салонов, востребованы каждый день, и здесь фактически нет ограничений. Конечно, «много хорошо – тоже плохо», не стоит назойливо напоминать о себе, но один пост раз в два-три дня, ваши поклонники благосклонно примут.

Показывайте свои преимущества. Еда и напитки могут быть не только вкусными, но и красивыми. Люди любят смотреть на еду. Размещайте красивые аппетитные фотографии! Такие, чтоб у ваших поклонников буквально «текли слюнки». «Хвастайтесь» эксклюзивными поставками, высоким качеством приготовления, интересной подачей и прочим.

Вознаграждайте «фанов», распространяющих информацию о вас. Что я получу, если нажму like? А если опубликую вашу новость в своей новостной ленте? Продумайте бонусы, привилегии, розыгрыши призов и тому подобное.

Краудсо́рсинг (англ. crowdsourcing, crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов»): задавайте вопросы, привлекайте своих фанов для решения различных задач. Никто не знает ваш бренд лучше, чем тысячи пользователей, которые открыто сообщили вам, что им нравится ваш/и ресторан/ы. Сложно найти лучшую фокус-группу для улучшения бизнеса! И если вы позволите им участвовать в изменениях вашего бренда, они не только примут участие, но и оценят, что вы приняли их предложения. Приглашайте на дегустации нового меню в ресторан, обсуждайте названия новых блюд, спрашивайте мнения по поводу тематических мероприятий и тому подобное. И конечно, прося о помощи, не забывайте поощрять активность, обещая награды (вовсе не обязательно материальные) победителям.

Не отдавайте слишком много!

Как часто, спрашивая совета у своих администраторов или рядового персонала, как привлечь новых гостей в ресторан, вы слышали: «А давайте дадим скидку… в 50%!»? «На что?» «Да на все!» (варианты – барное меню/еду/ланчи/завтраки и тому подобное). Мы слышали сотню раз. Такие советы, конечно, могут показаться привлекательными, но давайте отдавать себе отчет в том, что на подобные меры стоит идти либо при открытии нового ресторана, чтобы быстро заявить о себе, либо совсем уж в экстренных случаях. К тому же скидки «а-ля-групон» могут негативно сказаться на восприятии гостями ценности ваших блюд и напитков – если вы можете позволить себе скидку в 50% сегодня, значит, завтра просто «жадничаете» в погоне за прибылью?..
Тем не менее «играть» с пользователями в эксклюзивные скидки можно и нужно. Поэкспериментируйте, чтобы узнать, на какие предложения больше реагирует ваша аудитория, или ощутите свое влияние в социальных сетях, установив правилом получения скидки какое-либо кодовое слово, известное только поклонникам в данной сети.

Интерактивное продвижение. Создавайте брендированные игры, опросы и другие приложения. А если ваша основная аудитория молодежь – вы просто обязаны привносить в общение игровой момент. К примеру, McDonald’s запустил в Facebook приложение для поиска друзей на основе того, как вы едите и какую еду предпочитаете.

Работа в социальных медиа – это большой труд. Запустить кампанию и «забыть» о ней здесь нельзя. Если вы хотите, чтоб клиенты оставались с вами, вы должны постоянно развивать свою страницу. А для этого, повторюсь, активно слушайте свою аудиторию и живо реагируйте на происходящее.

Другие статьи эксперта
Смотреть все

В прошлом номере мы начали цикл статей Александра Мусатова о том, что такое мобильный маркетинг в ресторане. Александ...

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх