Top.Mail.Ru

Планируем бюджет. Спускаемся с небес на землю…

15 Июня 2011
Планируем бюджет. Спускаемся с небес на землю…

Бар — это концепция, которая может жить, работать и хорошо приносить деньги. Это заведение, где оборот напитков к кухне составляет 70 на 30. Сегодня мы считаем, что стоимость хорошего бара составляет 1000 евро за квадратный метр под ключ. Оптимальная площадь для такого заведения — от 120 до 300-350 кв. метров. Тогда оно похоже на бар. Если площадь больше — заведение уже не воспринимается баром. У нас был даже прецедент, когда мы закрылись именно потому, что была слишком большая площадь

Хоть «снизу», хоть «сверху», главное — с головой



Рассмотрим два основных подхода к составлению бюджета заведения. Первый — бюджет, составленный «снизу вверх»: когда есть достаточно квалифицированные исполнители, которые могут собрать на этапе подготовки необходимую информацию, передать ее руководителю, и он уже сведет ее в нужный ресторану документ.

Второй подход — это бюджет, составленный «сверху вниз»: он требует от руководства четкого понимания основных особенностей организации. В этом случае нужно иметь в виду, что руководителя ждут неприятные сюрпризы, если он составляет бюджет, не ориентируясь на предыдущие периоды. Или просто принимает какое-то решение, руководствуясь «настоятельными пожеланиями» владельца. К примеру — «мы не будем в следующем году планировать затраты на маркетинг», потому что владельцу вдруг пришла в голову идея, что больше на рекламу тратить не нужно. Он по какой-то причине решил, что лучше всего работает «сарафанное радио», и более того — почему-то уверен в том, что большинство гостей к нему в заведение именно так и приходит. В 99 процентах случаев и владелец, и управляющий быстро понимают, что это всего лишь иллюзия, их нереализованное желание.

А бюджет-то составлен! И когда к середине года владельца наконец-то осенит, что надо бы поставить здесь рекламный носитель и заказать распространение листовок по ближайшим улицам, выяснится, что денег-то на маркетинг нет. Конечно, он своим волевым решением может приказать вытащить эти деньги из кассы. Но тогда зачем этот бюджет вообще составлять?..

За какую прибыль отвечает директор



В конечном итоге, весь бюджет состоит из двух частей: доходные статьи и расходные. К доходным статьям можно отнести выручку, которое заведение получает за счет продаж — блюд, алкогольных и безалкогольных напитков, табака, реализации других товаров из серии журналов, телефонных карт и прочего. С точки зрения каналов распространения — это выездное обслуживание или доставка питания. И вроде бы здесь ничего хитрого нет: мы понимаем, что в следующем году сделаем определенную выручку, исходя из анализа выручки предыдущего года: столько-то мы продали блюд, столько-то — алкоголя, прибавим 15% — вот и доходная статья бюджета. Но самое-то главное находится внутри: как сделать так, чтобы эта выручка, этот доход потом действительно состоялся? На этот вопрос лучше обязательно заранее себе ответить.

Бюджет, составленный «сверху вниз»: он требует от руководства четкого понимания основных особенностей организации. В этом случае нужно иметь в виду, что руководителя ждут неприятные сюрпризы, если он составляет бюджет, не ориентируясь на предыдущие периоды. Или просто принимает какое-то решение, руководствуясь «настоятельными пожеланиями» владельца.


С расходной частью ситуация более сложная. Прежде всего потому, что расходы бывают разными. Есть себестоимость продаж, куда входит количество денег, которые мы потратили на приобретение продуктов, алкоголя, безалкогольных напитков и так далее. Второй тип — так называемые прямые контролируемые расходы. Их список тоже обширный: деньги на зарплаты, на премии, на услуги банковского обслуживания, питание сотрудников, обучение, коммунальные услуги, охрана, ремонт, маркетинг и прочее, прочее, прочее. Они называются контролируемые, потому что на них или директор, или менеджер — словом, кто-то из сотрудников — может тем или иным образом повлиять с точки зрения оптимизации.

Следующие расходы представляют из себя неконтролируемые: аренда, если это сетевая компания — отчисления в центральный офис (фиксированная ставка, процент от продаж), представительские расходы, страхование, налоги и так далее. На них повлиять мы никак не можем: они просто есть.

Прибыль, которую мы в конечном итоге можем получить, представляет из себя также несколько типов. Есть валовая прибыль — общая выручка минус расходы на закупку товаров, или себестоимость продаж. Есть контролируемая — та, которая будет ставиться директору в качестве цели достижения (на нее он может влиять). И, наконец, операционная: та самая контролируемая прибыль минус неконтролируемые расходы. Еще бывает EBIDTHA, (прибыль до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений).

Но! Мы должны понимать, что только цифра контролируемой прибыли может ставиться директору в качестве цели. Подчеркиваю: не конечный итог, который идет в карман учредителю, а именно контролируемая.

Этапы составление бюджета



В каждой компании он составляется по-разному. Где-то начинают его составлять в ноябре и в декабре его утверждает. Некоторые компании начинают подготовительные этапы до 15 сентября, когда на руках уже должна быть обработанная статистика как продаж, так и расходов, а также плановое обоснование развития — если компания собирается, скажем, развиваться в сетевом формате, или делать какую-либо пристройку, или закупать новое оборудование и так далее. До 15 сентября этот этап должен быть пройден.

Второй этап — до конца октября-начала ноября готовится проект бюджета по целевым показателям. И с 1 ноября по 15-е следует этап согласования и утверждения.

Такая схема, конечно же, не является идеальной. Я лишь говорю о том, что если мы начинаем заранее планировать свою деятельность, у нас появляется гораздо больше возможностей предусмотреть и в крайнем случае с 15 ноября до конца декабря что-то подкорректировать. Потому что бюджет вступает в действие с 1 января, является законченным документом, по которому заведение начинает жить.

Кто-то — и такие случаи есть! — вообще не планирует свою деятельность на следующий год. С точки зрения показателей выручки, с точки зрения расходов есть бюджет открытия ресторана, есть инвестиционные затраты или затраты, несущиеся на открытие, и в такой фактически пассивном режиме просто фиксируется результат.

Мы должны понимать, что только цифра контролируемой прибыли может ставиться директору в качестве цели. Подчеркиваю: не конечный итог, который идет в карман учредителю, а именно контролируемая.

Кто-то, составляя бизнес-план, начинает планировать свою выручку. Он составляет карту объема территории; высчитывает потенциальное количество покупателей, которые проходят или проезжают за определенный промежуток времени в разное время суток, в разные дни недели рядом с рестораном. Зная свой средний чек — тот, на который рассчитано заведение, поскольку концепция определена, — он устанавливает приблизительные, насколько это возможно, плановые цифры оборота. Далее, зная свою себестоимость, потому что при открытии теоретическую себестоимость продаж в любом случае подсчитать можно, владелец может составить свой бюджет. Он не будет точным. Его придерживаться будет, с одной стороны, сложно, с другой — уже при открытии иногда можно понять, что настолько повезло, что этот бюджет мы опередим. Но относиться к нему как к документу, как к цифре, которую — вынь да положь, но должно выполнить! — я бы не рекомендовал. Если заведение открыто в нужном месте, если здесь действительно будут собираться те самые люди, если рядом вдруг не начнется стройка, если покупательская способность не снизится и интерес к заведению не пропадет — слишком много «если», слишком много условностей. Планировать тяжело.

Операционный бюджет включает в себя бюджет доходов и расходов, базой для разработки которого являются следующие бюджеты:
1. бюджет производства
2. бюджет продажи продукции
3. прочих доходов
4. затрат на материалы и энергию
5. бюджет оплаты труда
6. общехозяйственных и общепроизводственных расходов
Финансовый бюджет состоит из бюджета движения денежных средств и прогнозного баланса активов и пассивов.


В открытом-то ресторане, который действует уже достаточно долгое время, и то можно говорить о том, что — вот, кризис «шибанул» — и что? И попробуй этот бюджет выполни. Понятно, ты оперативно начинаешь урезать все свои возможные затраты, чтобы удержаться и покрыть все свои постоянные издержки. Но существующему заведению однозначно легче, потому что у него есть статистика.

В следующем номере мы начнем рассматривать продажи и расходы. Определим, как увеличить в своем заведении выручку и оборот не за счет приглашения Кобзона, чтобы к нам пришли новые гости, а за счет уже пришедших гостей — тех, кого мы считаем постоянными. Что мы можем предпринять в отношении их?..

Другие статьи эксперта
Смотреть все

Данная публикация заканчивает цикл статей, посвященных мобильному маркетингу в ресторане, начатый Александром в майск...

В прошлом номере мы начали цикл статей Александра Мусатова о том, что такое мобильный маркетинг в ресторане. Александ...

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх