В январском номере, подводя итоги года, мы писали об интересе зарубежных сетей к российскому ресторанному рынку. В частности, американские сети открывают у нас свои заведения одно за другим. Это касается, конечно, не только заокеанских сетей.
Февраль — хороший месяц для рестораторов. Спад, традиционно сопутствующий январю, закончился, и ресторанная индустрия вновь восстанавливается, как птица феникс возрождаясь каждый февраль.
Финский залив — одно из самых живописных мест в Петербурге, а панорамные заведения наиболее любимы жителями и гостями города. Теперь у них появилась еще одна возможность полюбоваться видом залива: в самом конце прошедшего года на третьем этаже ТРЦ «Питерлэнд» (Приморский пр., 72) открылся ресторан восточной и европейской кухни Pandana.
2012‑й стал годом пришествия на российский рынок нескольких зарубежных ресторанных сетей. Серьезное развитие бизнеса в России побуждает игроков международного рынка торопиться осваивать новые возможности.
Где почерпнуть новые идеи, которые позволят вывести ресторан на новый уровень, причем сделать это с минимальными затратами?
Три главные тенденции, которые проявились в 2012 году и наверняка разовьются в 2013-м, — это вегетарианское направление в ресторанах, более активное развитие рынка доставки еды на дом и в офис, а также уменьшение порций с увеличением позиций блюд.
Сегодня явно размываются границы не только форматов, но и целых сегментов рынка. В заведении общественного питания можно посмотреть кино, сыграть в «Мафию» и лото, купить книгу и даже сделать маникюр. Кафе плюс салон красоты, кафе и магазин, кафе и клуб по интересам уже не является исключением на рынке. Кобрендинг — взаимовыгодный симбиоз двух и более бизнесов — набирает обороты.
Один общий итог 2012 года для российского ресторанного бизнеса очевиден: если до этого рестораны и кафе вынуждены были просто выживать и многие форматы возникали как антикризисные, то в 2012 году расцвело многообразие форматов. Рестораторы начали задумываться о конкуренции не в разрезе выживания, а в гораздо более позитивном ключе: российские заведения явно ищут свое лицо.
По традиции в первом номере года мы подводим итоги года прошедшего. Данный выпуск не исключение: мы представляем широкий обзор российского ресторанного рынка — то, что происходило с ним в 2012 году. Конечно, абсолютно все отразить даже в большом обзоре невозможно, и мы попытались выделить главное.
Если вспомнить 80-90-е годы прошлого века, весь мир смотрел только на Францию. Франция была гастрономическим центром, а Лион – гастрономической столицей мира. И это неудивительно: именно в Лионе находилось тогда наибольшее число мишленовских ресторанов. Именно во Франции до сих пор трудится, возможно, величайший повар эпохи Поль Бокюз, который именно в Лионе проводит самый известный поварской конкурс «Золотой Бокюз».
Сегодня можно выделить три основных тренда гастрономической культуры. Два из них вполне проверены временем, а третий, по мнению специалистов, только начинает заявлять о себе.
В России, да и во всем мире одним из самых популярных ресторанных направлений является итальянская кухня. Эта концепция доказала свою кризисоустойчивость, и во всех городах открываются заведения в разных сегментах — от сугубо демократических до ресторанов высокого уровня: эксперты утверждают, что сегодня каждое пятое заведение позиционирует себя как итальянское. Однако именно эта популяризация размывает бренд — снижает качество продукта, - и итальянцы, как совсем недавно японцы, начинают бить тревогу: нередко итальянский ресторан превращается в карикатуру на собственный формат. Вопрос, что такое правильное итальянское заведение, обсуждается многими экспертами. В частности, именно он поднимался на прошедшей в Петербурге конференции по ресторанному бизнесу Restomania, организованной компанией ASG Corp. при поддержке Национальной гильдии шеф-поваров и Гильдии Гастрономов Chaîne des Rôtisseurs. За два дня итальянская ресторанная концепция была рассмотрена со всех сторон – и с теоретической, и с практической. При этом география ее участников – ведущих экспертов в области общественного питания, шеф-поваров, рестораторов и маркетологов – не ограничивалась Петербургом: на конференцию приехали специалисты и из других городов России – Москвы, Тюмени, Рязани, – и даже из Казахстана.
В августовском номере мы подняли крайне важную тему для ресторанного бизнеса — тему взаимоотношений между инвестором и ресторатором. Cитуация осложняется тем, что, помимо этих двух игроков на ресторанном поле, в игру почти всегда включается третий — управляющий. При помощи нашего спикера, совладельца компании Sky Rest Александра Затуливетрова, мы попытаемся разобраться, как выстраивается эта цепочка взаимоотношений: управляющий — ресторатор — инвестор. Ведь именно слаженность работы этих людей является сегодня ключевым фактором успеха заведения.