Весна и начало лета всегда радуют нас множеством событий на ресторанном рынке. В Москве прошла международная премия «Пальмовая ветвь», где были представлены лучшие ресторанный концепции 2017 года; вовсю идёт подготовка к сочинскому форуму GASTREET; следом за ним — форум для поваров «Завтрак шефа». И обо всём этом мы ведём речь в новом номере нашего журнала.
Сегодня мы видим, что дальнейшее развитие индустрии гостеприимства будет очень сильно зависеть от шеф-повара, от его вовлеченности в проект, в команду, его знаний и творческих способностей. Шеф-повар многолик: он и придумывает, и внедряет, и контролирует стабильность качества, и работает с персоналом и многое-многое другое. Для плодотворной работы в ресторане шеф-повару важно понимать бизнес-процессы ресторана, быть хорошим руководителем и разговаривать на одном языке с управляющим и владельцем, ведь важно уметь грамотно и аргументированно отстаивать свою позицию. О роли шефа и II Международного обучающего форума для поваров «Завтрак Шефа» мы разговариваем с Еленой Меркуловой, генеральным директором ПИР Экспо.
Когда многие сферы бизнеса в стране начали «сыпаться» из-за падения рубля в 2015 году, ресторанный бизнес быстро адаптировался к повышению цен на продукты и ограничениям в импорте. До начала 2017-го было ощущение, что предприятий общественного питания экономический спад не коснулся — но всё-таки он добрался и до нас. Уже к середине прошлого года руководители и собственники заведений почувствовали сильный спад продаж в ресторанах, особенно в среднем ценовом сегменте. В рамках моего консалтингового проекта «Кэшресто» я общаюсь со многими представителями общепита, и те, кто уже давно на рынке, отметили падение. Однако нет худа без добра! Концепции быстрого питания с их ценовым предложением от 200 до 400 рублей (по Санкт-Петербургу) набирают популярность.
«Супные» концепции в Петербурге пробовались не раз. Фуд-трак с супом от одной из петербургских ресторанных групп стоял у метро «Адмиралтейская», супы пробовали запускать несколько более крупных компаний, заходя «с полки» и предлагая людям купить этот продукт домой. Суп считается у нас здоровым питанием, и каждому в любом случае иногда хочется «чего-то горячего». Но полноценно раскрутить эту концепцию уличной еды, доведя дело не до закрытия, а до развития, получилось пока лишь у City Soup.
Темп большого города всё ещё высок, а отношение к культуре питания успело измениться. Формат общественного питания фри фло потихоньку вытесняет фаст-фуд из сердца потребителя. Новый тип быстрого питания выигрывает, ведь его преимущество не только в цене и скорости, но и в особой атмосфере.
Сегодня расскажу, чем, на мой профессиональный взгляд, отличаются друг от друга концепции быстрого питания фри фло (free flow) и фаст-фуд (fast food). С точки зрения рыночного позиционирования, эти форматы — братья-близнецы: общая целевая аудитория, стандартное меню, минимум дополнительных сервисов, скорость и демократичные цены. Однако глазами дизайнера это совершенно разные заведения!