Top.Mail.Ru

Георгий Хвистани: Рестораны, преобразующие города

25 Сентября 2018

Как Георгий Хвистани связал Сочи с Барселоной

Георгий Хвистани: Рестораны, преобразующие города

«У вас всё хорошо?» — элегантный молодой человек стремительно движется по залу, подходя к гостям, пришедшим на открытие его нового ресторана Barceloneta. Грузинское гостеприимство, непередаваемым образом сочетающееся с еврейской рассудительностью, позволяет ему видеть в людях скрытое и интуитивно находить слова, нужные каждому. К Георгию Хвистани любят приходить в гости. Недаром у него, ворвавшегося на ресторанный рынок Сочи 13 лет назад и растущего вместе с этим городом, теперь 13 заведений разных концепций, объединённых в London Restaurant Group. При этом все заведения успешны — он неусыпно следит за этим, собирая силы для качественного рывка вперёд. Куда? В Барселону, конечно!

Мы на хинкали ходили как на праздник

— Георгий, говорят, мы все родом из детства. И грузинская, и еврейская кухни совершенно по-разному богаты вкусами — отсюда корни вашего интереса к разнообразной и вкусной еде?

Мне действительно повезло: я с раннего возраста пробовал разную кухню. Родители познакомились в Гаграх, отцу было 32, матери — 23, он после окончания института торговли в Тбилиси попал по распределению на малую родину, в Гагры, в ресторанный трест, где на момент знакомства уже руководил распределением мяса по заведениям. Король джунглей фактически! Как она могла устоять? — он смеётся.

Но и отец не смог: она уговорила его переехать на её родину — в украинский Житомир. Там родился старший брат, там через 5 лет родился и сам Георгий. А через какое-то время отец решил ехать на Север, где заработок всегда был выше: так семья попала в Магадан, где отец стал директором магазина, мама — экономистом в «МагаданАгропромстрой».

И хотя должности у обоих были хорошие, Хвистани достаточно долго жили в общежитии. А на Севере — в любом северном городе — складывается особая общность людей. Там все из разных мест, все разных национальностей, а делить им нечего: там нет гостей и хозяев, там все — хозяева и гости. Поэтому в общежитии сложилась особая дружба: все ходили друг к другу в гости, и каждый поочерёдно накрывал на стол.

И эти застолья были настолько своеобразные, что мы с братом знали кухню не только наших родителей, но и вообще всей страны,— Георгий улыбается, вспоминая.— Помню, мы на хинкали ходили как на праздник! И если говорить о том, какую именно кухню люблю я, то я думаю — в первую очередь очень вкусную, какой бы народности она ни была!

Чтобы я съел красную икру, мне родители платили деньги.

Сочинская London Restaurant Group ведёт свою историю с 2005 года — с открытия суши-бара «Япона Мама». Сегодня в группе 13 заведений: «Япона Мама», wok cafe «Туршавель», «Кондитерский бутик», лавка «Хмели&Сунели», бургер-шоп Grill&Coffee, морской ресторан Sea Zone, ресторан «Как в Москве», стейк-хаус Syndicate, тематический ресторан «Хмели&Сунели» с двумя дочерними предприятиями в Адлере и Красной Поляне, ресторан с открытой кухней Barceloneta и морской ресторан Magellan в Адлере.

— А что для вас является настоящим вкусом детства?

Знаете, когда мама уезжала в командировку, отец открывал холодильник, открывал все шкафчики, смешивал в кастрюле всё, что там находил, и получалась такая каша-каша,— он смеётся.— Вот, этот микс всего, наверное, и есть мой вкус детства! Это было очень вкусно! Там был чеснок, куча специй — всё очень острое, пряное, ароматное — солянка по-грузински: мы с братом ели, за ушами трещало! А если назвать что-то более простое, то это варёная колбаса с маслом, аджикой и хлебом. Бутерброд по-грузински. И сладкий чай! Сейчас это, наверное, непонятно и странно, а ведь было вкусно!

— Тогда, в советское время, вообще продуктов было мало — всё казалось вкусным...

Вот, что было невкусно, — это икра. За то, чтобы я съел красную икру, мне родители платили деньги — давали на мороженое, на кино. «Но сначала съешь красную икру!». Сейчас я не понимаю, почему тогда она была для меня столь отвратительна. Но — еврейская мама нашла свой подход, чтобы я её ел (смеётся — ред.).

Сочи стал для меня родным городом

В Магадане он прожил ровно до своего школьного выпускного: ему было 16, он с одноклассниками встретил рассвет и в 11 утра улетел в Сочи, где к тому времени уже жил старший брат.

— Город Сочи вас завлёк, затянул безвозвратно...

Как раз в те годы команда КВН запустила в народ шутку — фактически про нас: «Настоящие сочинцы произошли от отдыхающих, у которых не осталось денег на обратную дорогу». Мама хотела, чтобы я поступил в институт, и я поступил на юрфак. Всё это время родители мне жаждали помочь, а я открещивался: сам, только сам! А чтобы самому прожить в Сочи, надо было крутиться. И я всячески крутился! Занимался всеми доступными и законными — юрфак всё же! — делами, которые стали получаться. А когда дела идут и денег хватает, об учёбе в вузе уже думаешь меньше. Зато узнаешь всё больше народа и всё лучше понимаешь жизнь. Так и получилось, что Сочи стал для меня родным городом. Я живу в нём уже 23 года, расту вместе с ним и искренне его люблю!

Ресторанная деятельность началась с магазина

— Георгий, ресторан-то как первый открыли?

Всё началось с магазина...

Родители переехали в Сочи и организовали здесь продовольственный магазин. Мне был уже 21 год, и я вовсю им помогал — занимался закупками, проводил переучёт, ничего при этом не зная и учась на своих ошибках. Отец меня обучал, показывал все мои косяки, пока я не начал понимать этот бизнес и не открыл свой торговый павильончик на одной из набережных Сочи — сначала один, потом несколько.

А потом ему предложили открыть кафе на 50 кв. метров в центре города. Поначалу он думал о грузинском ресторанчике, но на столь малой площади это сделать было невозможно — и тогда один из знакомых, владеющих японским рестораном, предложил ему свою помощь. Так в 2005 году была открыта «Япона Мама».

И хотя в общепите я тогда не разбирался, но был-то человеком торговли, товароведом. И, войдя в новый бизнес как собственник, начал копаться, влезать во все тонкости, вникать в детали. В результате через год стал работать уже сам, выведя заведение в хорошее прибыльное предприятие.


 Ресторан «Япона Мама» начинался с маленького кафе 
 общей площадью 50 кв. метров, которая потом увеличилась втрое 

У нас не было кризиса японской кухни, потому что изначально всё готовилось правильно

Георгий фактически неотлучно находился в своём первом ресторане, в который по вечерам было не попасть: на вход стояли длинные очереди.

А мобильные телефоны были далеко не у всех, и наших постоянных гостей приходилось высматривать в этих очередях и заводить буквально за руку,— он смеётся, вспоминая те далёкие, ушедшие уже времена. — Через три-четыре года мы расширили ресторан до 150 кв. метров, сделали в нём полноценный суши-бар с горячими цехами, небольшими складами, раздевалками для персонала.

Настоящая японская кухня — это, прежде всего, качественный продукт, который повар умело и правильно приготовил.

— А торговые предприятия у вас остались?

Ими сейчас занимается моя мама: мне уже не до того.

— Вас перетянул ресторанный рынок...

Он затягивает, да... Мы изучили концепт, поняли, как это делать, изучили рецептуру и технологию приготовления и прочее. Ведь настоящая японская кухня — это не то, что подают во многих российских суши-барах. Японская кухня — это прежде всего качественный продукт, который повар умело и правильно  приготовил. «Япона Мама» сразу стала столь популярной и остаётся таковой до сих пор лишь потому, что мы как начали готовить из качественного продукта, так до сих пор и продолжаем. Мы как брали свежего лосося, так и сейчас его берём. Как брали качественного угря, так и продолжаем его брать. Соответственно, наши гости как начали к нам ходить, так и продолжают — и у нас не было кризиса японской кухни, который прокатился по всей России, когда сначала люди её превозносили, а потом стали отзываться негативно: у нас сразу всё готовилось так, как надо. И мы опять возвращаемся к главному слову, которое только и может характеризовать еду,— вкусно!

Особенность рынка и специфика южного города влечёт за собой то, что даже проект, который имел все шансы стать сетевым, таковым не стал. Несмотря на то, что у «Хмели&Сунели» одно название, расположение заведений непосредственно в городе Сочи, в Адлере и в Красной Поляне диктует разные стандарты управления, разные стандарты обслуживания и даже разные блюда. Проект объединяет лишь атмосфера — дружеская, домашняя во всех заведениях.



 Bar London, проработавший почти 10 лет и закрывшийся весной 2018 года 
 (фото вверху), сменила современная Barceloneta (фото внизу) 

Магическое место Сочи, где Лондон превратился в Барселонету

— Хорошо, Георгий: с японской кухней у вас всё пошло — и тут вы вместо того, чтобы и дальше идти по этому проторённому пути, начинаете открывать заведения совсем других концепций.

На самом деле этот выбор — открывать японские или какие-то другие заведения — у нас действительно был. Но следующий проект, Bar London, открылся в 2009 году — когда Сочи был заявлен претендентом на место проведения зимней Олимпиады. У города начался подъём! В нём стали появляться деньги. И это не могло не отразиться на ресторанной культуре. Мы, посещая другие города в России и за рубежом, видели, что ресторанный рынок Сочи отстаёт от них. В отличие не только от Москвы, но и от более близких к нам Краснодара и Ростова, в нём отсутствуют, к примеру, музыкальные площадки. Тогда и было принято решение открыть заведение, где человек мог бы не просто посидеть в красивом интерьере и получить блюдо в интересной по- даче, но ещё и послушать известных артистов. Они к нам, конечно, приезжали — летом, на фестиваль. А что молодым сочинцам делать в другие времена года, где культурно развлечься? И мы в центре города, на месте отеля «Лондон», открыли Bar London — концептуально подойдя к названию и продолжив легенду места. И этот проект был уже очень продуманный!

До Олимпиады рестораторам в Сочи было просто: вот, есть местные, на которых и рассчитана кухня. А когда приезжают отдыхающие — это бонус: в рестораны выстраиваются очереди. А постолимпийское наследие дало возможность нашему российскому гражданину посмотреть на город Сочи совершенно по-другому. Люди увидели, что здесь можно покупать апартаменты — и не только для себя и своей семьи, но и чтобы потом сдавать, например. И теперь мы фактически не понимаем, кто у нас местный, а кто — гость. Люди стали по-другому относиться к нашему городу!

— Он прожил почти 10 лет, закрывшись лишь весной этого года. Его время прошло?

Мы открылись в первый крупный финансовый кризис, и те артисты стоили раза в 4 дешевле, чем сейчас. А гости с удовольствием платили деньги за входной билет. Сейчас реализовать подобный проект невозможно: современный гость хочет слушать концерт в концертном зале, а ужинать — в ресторане. Поэтому мы и закрыли этот проект с совершенно спокойной душой: да, его время истекло.

Именно на месте Bar London Георгий открыл в мае 2018 года ресторан Barceloneta, пригласив работать над меню трёх испанских бренд-шефов — Рикарда Мартинеса, Чано Сагьера и Жорди Бланка. А за организацию всех происходящих на кухне процессов и авторскую подачу блюд отвечает российский шеф-повар Алексей Павлов. В результате команда Barceloneta разработала меню, в котором дополняют друг друга три дружественных гастрономических направления — каталонское, испанское и средиземноморское.

Современный мир мобилен, и мы предлагаем нашим гостям путешествие в далёкий портовый район каталонской столицы — Барселонету, которое они могут волшебным образом совершить прямо в нашем ресторане, на берегу Чёрного моря, не вставая из-за стола,— улыбается Хвистани.

Общих стандартов не существует даже для сетевого проекта

— Георгий, у вас нет ни одного повторяющегося проекта, правильно? Даже ваша сеть оказывается не совсем сетью...

Так получилось, что «Хмели&Сунели» мы открыли в Красной Поляне, в Сочи и в Адлере. А в Сочи есть такая специфика. Город это вроде бы один, но фактически это три разных населённых пункта. В которых даже концентрация народностей разная: в Красной Поляне больше греков, в Адлере — армян, в Сочи — смешанное население. Так сложилось исторически! И «Хмели&Сунели» мы открыли с учётом их местоположения. Там действительно разные стандарты управления, разные стандарты обслуживания, там нет калькированных одинаковых блюд. В целом, «Хмели&Сунели» — это бренд сочинской кухни: аккумулятор всех национальностей. Например, в городе у нас там больше блюд многонациональной кухни, в Адлере — армянских блюд, в горах сделан акцент на свежий воздух, на мясо, мангал, и даже название заведения в Красной Поляне немного отличается — «Хмели ICE Сунели».

— То есть для этого, казалось бы, сетевого проекта общих стандартов не существует?

Нет. Само его название говорит о том, чтобы вы не ждали в нём какой-то одинаковый продукт: там просто интересная вкусная кухня — микс. Как тот, что нам с братом готовил папа, когда мама уезжала в командировку! (смеётся — ред.) И это совсем не сетевой проект. Когда мне предлагают выйти с франшизой этого ресторана в какой-то другой город, я отвечаю: «Ребята, это никак невозможно! Он не копируется!».

— Как не копируются и все остальные проекты?

Конечно! Ведь концепция заключается не только в кухне, но и в атмосфере. Стейк-хаус «Синдикат», к примеру,— камерное заведение. Там не ставят громкую музыку, официанты ходят в строгой одежде, и стандарт обслуживания заметно отличается от стандарта в тех же «Хмели&Сунели», где атмосфера более дружеская, более домашняя. «Синдикат» — заведение более высокого уровня, и даже не столько по цене (до эмбарго стоимость мяса была вполне доступной), сколько именно по атмосфере, по подходу к гостям. Кстати, после нас в Сочи так никто боль- ше стейк-хаус и не открыл! Мо- жет быть, именно потому, что сложно повторить сложившуюся там атмосферу. А надо ведь не повторить, а превзойти! Вряд ли это возможно, думаю... Это ресторанчик небольшой, камерный и совершенно особый. А Bar London был совершенно другим — там и караоке, и ночная жизнь города, и круглосуточное веселье. Вообще, управление подобным холдингом — работа круглосуточная!

 Атмосфера ресторанов «Хмели&Сунели» дружеская и фактически домашняя 



 Стейк-хаус «Синдикат»: камерное  и совершенно особое заведение 

Умение делегировать полномочия — важная особенность нашего бизнеса

— И как же вы справляетесь со множеством концепций? Что требуете от персонала, чему учите людей?

В первую очередь я учу их считать. Потому что фактически каждый человек, который приходил к нам на должность директора и видел какой-то первый всплеск посещаемости, тут же начинал думать, что всё — фонтан денежных средств неиссякаем, его нужно только собирать. А я им показываю, что наши финан- совые затраты с начала нашей деятельности выросли в разы и продолжают расти. И речь даже не о продуктах питания. Стоимость электроэнергии, к примеру, увеличилась в 4 раза. Рост евро и доллара повлёк за собой рост цен на оборудова- ние и на его ремонт. Выросли государственные требования — РАО, ЕГАИС и прочее. Так что на предприятие ложится большая нагрузка, а наценка остаётся прежней!

— И когда они начинают это понимать, вы им можете делегировать какие-то полномочия?

Умение делегировать полномочия — важная особенность нашего бизнеса. И происходит это отнюдь не по приказу: «Я хочу, чтобы было так, идите и делайте!». Да, для каждого ресторана приходится прописывать свои стандарты, но чтобы управляющий был полностью делегирован, нужно, чтобы он понимал: он вообще правильно двигается, приносит прибыль компании? Поэтому я не воспитываю менеджеров, действующих по прописанным стандартам, а пытаюсь научить людей думать как владелец. Конечно, если они сами этого хотят и сами к этому стремят- ся. И когда-то, вполне возмож- но, они действительно смогут стать партнёрами. Только в этом случае возможно заниматься разноконцептуальными ресторанами.

Я не воспитываю менеджеров, действующих по прописан- ным стандартам, а пытаюсь научить людей думать как владелец. Конечно, если они сами этого хотят и сами к этому стремятся. Только в этом случае возможно заниматься разноконцептуальными ресторанами.

Готовлю программный продукт по управлению разноплановыми заведениями

— Какие полномочия вы даёте своим управляющим?

Они принимают персонал на работу и увольняют, прописывают стандарты, ведут учёт расходов и доходов.

—А вы как-то это всё же контролируете...

Конечно. Я обязательно контролирую, более того — сейчас я готовлю программный продукт по управлению как раз разноплановыми заведениями. У нас существуют программные продукты для сетевых заведений. А когда я стал искать хоть какой-то ресурс по управлению своими ресторанами, я ничего не нашёл. И мы с хорошим экономистом взяли нашу компанию как подопытного кролика и строим сейчас новую программу, где всё общение будет происходить на цифрах и фактически в режиме онлайн — когда сразу видишь и прогнозируемые расходы, и непрогнозируемые. Потому что главная сложность управления заведениями разных концепций в том, что кому-то ты всё равно уделяешь больше внимания, а кому-то меньше, и там, кому меньше, происходит просадка. Или все управляющие ждут совещания со мной, а в это время где-то выгода уже упускается — опять просадка. С программным продуктом этого не произойдёт.

Вот как напишем эту программу, всё в моей жизни пойдёт, наверное, совсем по-другому! (улыбается — ред.)

Ресторан — это несомненная форма постоянного обучения

— Георгий, а вас-то самого что привлекает в ресторанном бизнесе? Торговый ведь считается более крутым!

Отвечу так. Ведь не секрет, что фактически каждый человек стремится к чему-то новому — будь то личностное развитие или поездки по новым местам. И мне кажется, что ресторан — это несомненная форма постоянного обучения. Я всё время пытаюсь ввести что-то новое — и для меня это и есть познание: я постоянно учусь! И получаю какой-то результат, который несёт пользу не только мне, — это важно.

— Согласна!

Ты что-то делаешь — и получаешь в ответ положительную эмоцию. Это будоражит, заставляет двигаться вперёд и не останавливаться. Наверное, большая часть моей жизни отдана именно развитию — движению вперёд.

Новая советская кухня в Барселоне

— Георгий, Сочи — ваш. Что дальше?

— Дальше — только вперёд!

Вот, я настроил здесь кучу ресторанов (смеётся — ред.), а теперь понимаю, что не в этом суть. Надо здесь остановиться, часть проектов пересмотреть, возможно, закрыть — и двигаться к тому, чего я ещё не делал. А я ещё не открывал рестораны за пределами города, за пределами нашей страны...

Он вспоминает, как, побывав в первый раз в Барселоне, начал искать для себя какие-то местные фишки, решив пере- тащить в Сочи кулинарную ча- стичку этого города. Потом он очень часто туда ездил, где-то обедал, ужинал, смотрел форму подачи — вплоть до того, что сидел, разгадывал соусы и записывал свои ощущения: как это на вкус должно быть. Словом, это стало в какой-то мере «крейзи меню» — идеей фикс в чистом виде.

И самое удивительное — что-то действительно получалось! Потому что мы выдумщики, мы очень тщательно прорабатываем вкус. А однажды, когда я в очередной раз поехал в Барселону, попал на рынок. Ковёр специй! Разноцветье, радуга специй! Я шёл, вдыхал ароматы, наслаждался цветами и вкусами и понимал, что повторить у себя я это никогда не смогу. И я себе представил на одну секунду, как было бы круто сделать новую советскую кухню в Барселоне!

Я всё время пытаюсь ввести что-то новое — постоянно учусь. И получаю какой-то результат, который несёт пользу не только мне,— это важно: ты что-то дела- ешь — и получаешь в ответ положительную эмоцию. Это будоражит, заставляет двигаться вперёд и не останав- ливаться. Наверное, большая часть моей жизни отдана именно развитию — движению вперёд.

Испанские шефы открывают для себя вкусы Черноморского побережья

То, что такой концепт там может быть вполне актуален, подтверждается именно сейчас. Испанские шефы, приехавшие ставить меню в «Барселонете»,— люди, понимающие толк в еде и в продуктах,— с восторгом от- крывали для себя новые вкусы Черноморского побережья. Они восхищались сыром сулугуни, пробовали выпечку — один из испанцев даже ходил к шеф-по- вару «Хмели&Сунели», чтобы научиться готовить хачапури. Собственно, эти профессиональ- ные повара и подтвердили, что подобная кухня будет крайне востребована в Испании не толь- ко российскими туристами, но и местными жителями, для кото- рых Россия станет чуть ближе.

И если мы будем открывать какую-то ресторацию в Барселоне, то это произойдёт непосредственно с этими каталонскими ребятами! — говорит Георгий. — И когда русский турист, зайдя в барселонский ресторан, увидит там знакомые названия блюд, он на них посмотрит по-другому! Я ведь хочу туда не новую русскую кухню поставить, а напротив — классику.


 Паэлья в «Барселонете» — именно такая, какую готовят в Испании, причём не в туристических местах и не для туристов, а для самих себя 

— На наших продуктах?

Конечно, нет! Мы будем работать там именно на местном продукте. Так, как в «Барселонете» работают испанцы: на нашем местном продукте. Потому что нам очень важно именно из нашего продукта с помощью технологических мнипуляций достичь вкуса их домашней кухни — чтобы её поняли наши люди, чтобы она стала им тоже чуточку близка. И мы дошли до этого вкуса. Наша паэлья — именно такая, какую готовят в Испании, причём не в туристических местах и не для туристов, а для самих себя. И реализовывать новый проект в Барселоне мы будем с мыслями о наших гостях, наших туристах, которые волей-неволей захотят туда попасть.

«Когда ты получаешь положительные эмоции от людей, которые испытывают удовольствие от того, что ты делаешь,— ты счастлив!»


 Один из испанских шефов специально ходил к шеф-повару «Хмели&Сунели», чтобы научиться готовить хачапури 

Испанцы тоже оказываются своими

— Георгий, но почему в Барсе- лоне, а не в Москве, например? К московской ресторации я отношусь очень хорошо. Ониусебя—звёзды.Аунасэти звёзды могут и не взойти (смеёт- ся — ред.). Там, в Москве, очень популярны, например, рестораны на крышах. А у нас это не катит, потому что здесь море — вот оно!

Ты выходишь зимой в 15 градусов тепла, садишься на летней веранде, пьёшь кофе, разговариваешь с друзьями — какие крыши? Сочи — очень специфичный город, единственный в России! Оазис благоденствия и счастья. Мне комфортно быть среди своих. Как это ни парадоксально, испанцы тоже оказываются своими!

— И сегодня вы, наверное, уже можете позволить себе открыть ресторан «для души», независимый от финансовых показателей?

Деньги, конечно, важны. Финансовые результаты — часть бонуса за твои трудозатраты. И, думаю, эти результаты будут. Но когда ты получаешь положительные эмоции от людей, которые испытывают удовольствие от того, что ты делаешь, — ты счастлив!

— Георгий, удачи вам! И — ждём новых интересных ресторанов, которые преобразуют города!

Светлана Куликова

Благодарим PR-службу London Restaurant Group и лично Ирину Бояршинову за помощь в подготовке интервью и предоставленные фотографии

Другие статьи эксперта
Смотреть все

О ресторанных рынках Москвы и Санкт-Петербурга говорится достаточно часто, а что сегодня происходит с ресторанами и р...

Другие статьи
Смотреть все

Ресторан – это, прежде всего, бизнес, а не имидж. У каждого ресторатора свой подход, свои методы управления и д...

Весной 2022 года стартовал совершенно новый уникальный проект международного ресторатора, бизнесмена Орлова Александр...

В самом начале текста редакция Телеграм-канала ReBro by Dmitry Levitsky так прокомментировала собственную публикацию ...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх