Top.Mail.Ru

Основные нарушения городских организаций общественного питания

23 Сентября 2011
Основные нарушения городских организаций общественного питания

Вероника Тыльчевская, заместитель начальника отдела надзора за питанием населения Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области – на III Конгрессе рестораторов и отельеров Северо-Запада России.

Более 11 тысяч петербуржцев обратилось в Роспотребнадзор в прошлом году с жалобой на шум от кафе и магазинов на первых этажах домов. Динамика обращений за первое полугодие 2011 показывает, что ситуация не улучшилась. Больше всего жителям мешает шум от вентиляции и музыкального сопровождения после 23.00. Заставить владельцев заведений общепита быть более тихими непросто: чтобы уйти от ответственности, предприниматели часто меняют название своего заведения. В прошлом году судебное разбирательство было начато по 85 случаев. Деятельность трети предприятий была приостановлена. За первое полугодие этого года в суд было передано 49 дел.

Оборотная сторона уведомительного характера открытия предприятий


Законом введен уведомительный характер открытия предприятий – и это действительно существенное изменение. Раньше мы вели предприятия от отвода земельного участка до ввода его в эксплуатацию. Прежде чем открыть предприятие, надо было взять заключение на земельный участок, на соответствие помещения под размещение данного предприятия. Затем мы рассматривали проектную документацию, выдавали санитарно-эпидемиологическое заключение – подтверждали соответствие проектных решений санитарным правилам. И, наконец, ввод в эксплуатацию: объекту выдавалось санитарно-эпидемиологическое заключение.

Сегодня предприятие само вводится в эксплуатацию, подавая уведомление, руководитель расписывается в том, что оно соответствует установленным требованиям, а в дальнейшем, при проведении надзорных мероприятий, мы вправе, если оно не соответствует, возбудить дело об административном нарушении – в этом году такая статья уже введена в Кодекс и установлена административная ответственность.

Одним из больных вопросов на сегодняшний день, связанных, возможно, с уведомительным характером открытия предприятий, являются кейтеринговые услуги. Мы регистрировали вспышки инфекционных заболеваний, связанные с оказаниями таких услуг компаниями. Заказывать продукты питания на дом становится очень модным, и многие рестораны оказывают такую услугу. И хорошо, если это легально работающее предприятие, о котором мы знаем, - а большинство жалоб потребителей мы получаем на предприятия, о которых вообще ничего не знаем – ни где они размещаются, ни откуда возят свои заказы.

Основным документом для предприятий общественного питания был и остается «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» СП 2.3.6.1079-01. Прошу ознакомиться рестораторов с ним еще раз, поскольку в этом году в пп.3 и 4 данного документа внесены изменения, касающиеся и оборудования, и оснащения предприятий, которые занимаются кейтеринговыми услугами, требований к производству, хранению, реализации продуктов питания.
Внесены изменения в части проведения массовых общественных мероприятий. Сейчас, если предприятие выходит с массовым районным или общегородским мероприятием, оно обязано согласовать свой ассортимент с органами Роспотребнадзора – то есть мы немного возвращаемся к тому, что было ранее.

Мы – за статью об ответственности производителя!


По итогам 2010 года мы провели проверки 901 предприятия. Было применено 4888 штрафов на сумму 18,5 млрд. рублей; временно остановлена эксплуатация 127 объектов; передано в суды для приостановления эксплуатации на 90 суток 137 материалов; передано в суд для прекращения эксплуатации по ст. 1065 10 дел.

Надо сказать, что средняя сумма штрафа сегодня составляет не более 4,5 тысяч рублей на одно предприятие, а максимальная сумма штрафа для предприятия общественного питания составляет 50 тысяч рублей. Однако сейчас много говорят о необходимости внесения законодательных изменений с целью повысить ответственность юридических лиц и предпринимателей – речь идет о миллионных штрафах. Мы считаем, что нужно идти не столько по пути ужесточения санкций, сколько работать над внесением дополнительных статей в Кодекс об административных правонарушениях, которые бы устанавливали ответственность производителя.

Представим вполне жизненную ситуацию: предприятие общественного питания реализует продукцию, которую получило со всеми сопроводительными документами – с товарно-транспортной накладной, декларацией, удостоверением качества. В ходе надзорных мероприятий выясняется, что эта продукция по ряду показателей не соответствует определенным требованиям. Наказывается предприятие общественного питания, поскольку оно всегда отвечает за ту продукцию, которую реализует, - несмотря на то, что эта продукция промышленного изготовления. Мы считаем, что в Кодекс надо внести статью об ответственности производителя, которой на сегодняшний день просто нет.

Производственному контролю – основное внимание


Основной принцип 294-ФЗ (Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля») – открытость и доступность всех нормативно-правовых актов для предпринимателей и презумпция добросовестности. Сегодня под презумпцией добросовестности юридического лица и индивидуального предпринимателя понимается предприятие, работающее без санитарно-эпидемиологических заключений. Контроль его достаточно редок – если не поступает жалоба. Но в случае, если на этом предприятии возникают массовые (до пяти человек) случаи пищевых отравлений, инфекционных заболеваний, туда выезжают контролирующие органы и смотрят его по всем пунктам санитарных правил. И ответственность тогда уже наступает уголовная!

Поэтому основное внимание владельцу, руководителю предприятия следует уделить производственному контролю – и вы все знаете санитарные правила по его организации и проведению. Он означает контроль на всех этапах: на этапе поступления продуктов и сырья на предприятии, контроль за прохождением медицинских осмотров, контроль за технологией приготовления блюд, особенно тем предприятиям, которые организуют питание по типу «шведский стол»: там много чего следует отмечать – и время приготовления, и время раздачи. Обращайтесь за оказанием медицинских услуг только в аккредитованные заведения. Потому что необследованное лицо на вашем предприятии – это колоссальный риск для вас и ваших гостей! Последствия могут быть самые печальные.

Неоднократное и грубое нарушение прав потребителей является основанием для ликвидации изготовителя либо прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информирует, что с 1 августа 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 242-ФЗ), статьей 1 которого были внесены изменения в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».

В наибольшей степени соответствующие изменения коснулись статьи 40 Закона РФ «О защите прав потребителей», чья новая редакция вводит понятие федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, закрепляя в подпунктах 1-7 пункта 2 его основные принципы и направления.

Особое внимание в этой связи следует обратить на конкретизацию в подпункте 7 пункта 4 статьи 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» понятий неоднократного (два и более раза в течение одного календарного года) и грубого (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушения прав потребителей, как оснований для инициативного обращения в суд с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя).

Очевидно, что подобное уточнение нормы статьи 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» и устранение ранее имевшейся на этот счет правовой неопределенности должно послужить более активному применению соответствующего правомочия со стороны Роспотребнадзора при том, что такая мера как принудительная ликвидация юридического лица (принудительное прекращение деятельности индивидуального предпринимателя) по своей сути носит все же исключительный характер.
Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Шеф-повар в отеле Four Seasons Hotel Moscow
Шеф-повар ресторана Arabica
Шеф-повар
Шеф-повар в ресторане «КрабыКутабы»
Бренд-шеф сифудбара «Ракушка»
•⁠ ⁠Совладелец и генеральный управляющий апарт-отелей PAGE20 и ОКНО •⁠ ⁠Амбассадор Федерации Рестораторов и Отельеров России с 2020 года •⁠ ⁠Амбассадор клуба отельеров с 2024 года
Умер 13.11.2024 года. кулинар, ресторатор, ведущий кулинарного телешоу, редактор журнала «Афиша-Еда»,
Шеф-повар, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Профильный специалист/руководитель
Вверх