Вероника Тыльчевская, заместитель начальника отдела надзора за питанием населения Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области – на III Конгрессе рестораторов и отельеров Северо-Запада России.
Законом введен уведомительный характер открытия предприятий – и это действительно существенное изменение. Раньше мы вели предприятия от отвода земельного участка до ввода его в эксплуатацию. Прежде чем открыть предприятие, надо было взять заключение на земельный участок, на соответствие помещения под размещение данного предприятия. Затем мы рассматривали проектную документацию, выдавали санитарно-эпидемиологическое заключение – подтверждали соответствие проектных решений санитарным правилам. И, наконец, ввод в эксплуатацию: объекту выдавалось санитарно-эпидемиологическое заключение.
Сегодня предприятие само вводится в эксплуатацию, подавая уведомление, руководитель расписывается в том, что оно соответствует установленным требованиям, а в дальнейшем, при проведении надзорных мероприятий, мы вправе, если оно не соответствует, возбудить дело об административном нарушении – в этом году такая статья уже введена в Кодекс и установлена административная ответственность.
Одним из больных вопросов на сегодняшний день, связанных, возможно, с уведомительным характером открытия предприятий, являются кейтеринговые услуги. Мы регистрировали вспышки инфекционных заболеваний, связанные с оказаниями таких услуг компаниями. Заказывать продукты питания на дом становится очень модным, и многие рестораны оказывают такую услугу. И хорошо, если это легально работающее предприятие, о котором мы знаем, - а большинство жалоб потребителей мы получаем на предприятия, о которых вообще ничего не знаем – ни где они размещаются, ни откуда возят свои заказы.
Основным документом для предприятий общественного питания был и остается «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» СП 2.3.6.1079-01. Прошу ознакомиться рестораторов с ним еще раз, поскольку в этом году в пп.3 и 4 данного документа внесены изменения, касающиеся и оборудования, и оснащения предприятий, которые занимаются кейтеринговыми услугами, требований к производству, хранению, реализации продуктов питания.
Внесены изменения в части проведения массовых общественных мероприятий. Сейчас, если предприятие выходит с массовым районным или общегородским мероприятием, оно обязано согласовать свой ассортимент с органами Роспотребнадзора – то есть мы немного возвращаемся к тому, что было ранее.
По итогам 2010 года мы провели проверки 901 предприятия. Было применено 4888 штрафов на сумму 18,5 млрд. рублей; временно остановлена эксплуатация 127 объектов; передано в суды для приостановления эксплуатации на 90 суток 137 материалов; передано в суд для прекращения эксплуатации по ст. 1065 10 дел.
Надо сказать, что средняя сумма штрафа сегодня составляет не более 4,5 тысяч рублей на одно предприятие, а максимальная сумма штрафа для предприятия общественного питания составляет 50 тысяч рублей. Однако сейчас много говорят о необходимости внесения законодательных изменений с целью повысить ответственность юридических лиц и предпринимателей – речь идет о миллионных штрафах. Мы считаем, что нужно идти не столько по пути ужесточения санкций, сколько работать над внесением дополнительных статей в Кодекс об административных правонарушениях, которые бы устанавливали ответственность производителя.
Представим вполне жизненную ситуацию: предприятие общественного питания реализует продукцию, которую получило со всеми сопроводительными документами – с товарно-транспортной накладной, декларацией, удостоверением качества. В ходе надзорных мероприятий выясняется, что эта продукция по ряду показателей не соответствует определенным требованиям. Наказывается предприятие общественного питания, поскольку оно всегда отвечает за ту продукцию, которую реализует, - несмотря на то, что эта продукция промышленного изготовления. Мы считаем, что в Кодекс надо внести статью об ответственности производителя, которой на сегодняшний день просто нет.
Основной принцип 294-ФЗ (Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля») – открытость и доступность всех нормативно-правовых актов для предпринимателей и презумпция добросовестности. Сегодня под презумпцией добросовестности юридического лица и индивидуального предпринимателя понимается предприятие, работающее без санитарно-эпидемиологических заключений. Контроль его достаточно редок – если не поступает жалоба. Но в случае, если на этом предприятии возникают массовые (до пяти человек) случаи пищевых отравлений, инфекционных заболеваний, туда выезжают контролирующие органы и смотрят его по всем пунктам санитарных правил. И ответственность тогда уже наступает уголовная!
Поэтому основное внимание владельцу, руководителю предприятия следует уделить производственному контролю – и вы все знаете санитарные правила по его организации и проведению. Он означает контроль на всех этапах: на этапе поступления продуктов и сырья на предприятии, контроль за прохождением медицинских осмотров, контроль за технологией приготовления блюд, особенно тем предприятиям, которые организуют питание по типу «шведский стол»: там много чего следует отмечать – и время приготовления, и время раздачи. Обращайтесь за оказанием медицинских услуг только в аккредитованные заведения. Потому что необследованное лицо на вашем предприятии – это колоссальный риск для вас и ваших гостей! Последствия могут быть самые печальные.
Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...
В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...
Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...