Top.Mail.Ru

«Мелочи», из которых складывается доход заведения

07 Сентября 2011
«Мелочи», из которых складывается доход заведения

Александр Мусатов, совладелец и исполнительный директор компании Restteam, тренер-консультант

Прежде чем заниматься продажами


Если в нашем ресторане будет невкусно, если апатичные официанты будут подавать пресные блюда, то даже на 3-4 посещения в месяц нам не придется рассчитывать. Поэтому до того, как думать об увеличении продаж, надо подумать о стандартах качества.
Первое, на что я смотрю при посещении ресторана, — это на коврик при входе. И если летом я топаю по нему ногой и мои ботинки покрываются тонким слоем пыли, то этому ресторатору говорю, что ему рано заниматься продажами.
Если внутри ресторана официанты тусуются у барной стойки, болтают с барменами, не торопясь встречать гостя, — ресторатору рано заниматься продажами.
Если они опаздывают, ходят мятые, небритые, со следами вчерашнего вечера на лице, — рано. У ресторатора не выстроена дисциплинарная политика, он своих ребят лишь штрафует, кричит на них на собраниях смены, ругает и демотивирует, не интересуясь их развитием. Ему рано заниматься продажами!

Анализ меню


Давайте посмотрим на наше существующее меню не только с точки зрения продаж, но и с точки зрения его прибыльности. Нельзя анализировать меню только лишь по одной статье: какие блюда вы оттуда потом уберете, поскольку они не продаются. После этого анализа вы как минимум должны понять, какие блюда нужно убрать; какие оставить, но уменьшить количество; на какие повысить цену; в каких снизить себестоимость; какие требуют дальнейшего исследования.
Рассмотрим такое понятие, как sales mix — анализ продаж групп блюд, состав чека. Нам хочется иметь идеальный чек, когда каждый наш гость придет и закажет: салат, закуску, суп, горячее с гарниром, алкогольный напиток, безалкогольный, кофе выпьет и десерт с собой возьмет. Но такого в жизни не бывает. Наши гости приходят и чаще всего заказывают какие-то группы блюд. И нам стоит проанализировать продажи с точки зрения упущенных возможностей. В каком процентном соотношении от заказов гостей у нас находятся супы, в каком — салаты? Сколько процентов гостей у нас заказывает закуски и десерты? Да, основные блюда у нас занимают основную часть продаж. Но в каких группах еще мы можем поработать? Занявшись таким анализом (см. диаграмму sales mix), мы это сразу увидим.

Технологическая карта
или рецептурная книга?


В чем еще заключается конкретная работа по оптимизации издержек с точки зрения продаж? Обратите внимание на технологические карты и — особое внимание! — на рецептурные книги. Все руководители заведений знают о том, что повара должны работать с открытыми технологическими картами. По факту в подавляющем большинстве кухонь мы видим облепленный бумажками кафель по всему периметру рабочего места нашего повара. Зачастую то, что написано в этих бумажках, идет вразрез с тем, что занесено в компьютер. Плюс там фактически всегда записаны только ингредиенты, способ приготовления не указан — я уж молчу про наличие специального инвентаря, — в общем, как-то все не так, как должно быть.
У нас был следующий опыт. Мы понимали, что даже если вынесем повару распечатанную технологическую карту, по ней не очень удобно работать: там нет брутто, не всегда полностью и подробно описана технология приготовления и прочее. Мы делали рецептурные книги, куда выносили: вес ингредиентов, который повару необходимо взять для приготовления блюда (коэффициенты отхода учтены в компьютере); подробное описание того, как это блюдо готовится; фотография, как оно выглядит; перечень необходимого инвентаря; срок и условия хранения уже готового блюда: если раздача — такое-то время, если заготовка — такое-то. Вся эта информация помещалась на обычном листе А4. Несколько таких листов — блюда из меню — мы ламинировали, сшивали металлическими кольцами и приковывали цепочкой для ванны к рабочему месту повара.
Мы это делали потому, что понимали: если красивая распечатка тех самых рецептурных блюд будет храниться лишь на столе у су-шефа, ее будет видеть только су-шеф — иногда, подходя к столу. Потому что я как повар не буду бегать и просить каждый раз: «Дайте мне посмотреть, что нужно для приготовления того-то соуса». Распечатка должна быть у повара всегда на расстоянии вытянутой руки, заламинирована. Хочешь — мой ее, хочешь — протирай, она не намокает в отличие от бумажек в файлах, которые висят на стене, — и тогда есть гораздо большая вероятность, что повар приготовит блюдо именно так, как нужно.
Вы не поверите, до сих пор приходишь в ресторан — в нормальный ресторан, не в закусочную, не в кафетерий, — заказываешь салат «Цезарь». Принесли. Сегодня он выглядит так: листья ромейн, гренки, оливки, заправка на основе майонеза с добавлением анчоусов, тертый сыр пармезан, помидоры черри. Здорово — классический салат «Цезарь». Ты приходишь в это же заведение завтра или через день и салат тебе приносят уже не с ромейном, а с латуком, гренки не белые, а черные, оливки не порезанные, а целиком, причем с косточкой, не помидоры черри, а резаные крупные, пармезан пластами, и возникает непонимание: что такое? Тот же самый ресторан, то же самое название, та же самая цена. А салат — совершенно другой!
Ответ прост. Он звучит — «Другая смена»: другие повара, поэтому мы сегодня готовим вот так! Друзья, так можно было делать, наверное, в лихие 90-е. Но сейчас это недопустимо! Однако происходит сплошь и рядом.

Кто отвечает за списание?


Очевидно, что, видя все статьи расходов, на каждую из которых у нас запланирован определенный процентный показатель от оборота, мы должны четко понимать, на что и как мы можем повлиять.
Себестоимость продаж складывается в большей части из того, на что мы вполне можем влиять. Это и то, у кого мы берем продукты, по какой цене закупаем, какие условия от поставщиков имеем. Это и наша инвентаризация, и хранение товара, и его списание, и самое страшное, что происходит еще в ресторане, — это так называемое неучтенное списание, когда выкидывается в ведро, нигде не фиксируется — и потом попробуй разберись. Это и воровство, и пронос товара с собой. Это ошибки в калькуляционно-технологических картах, непересчитанные коэффициенты отходов — словом, в этой области есть чем заняться!
Списание товара, неучтенка. С этим вроде бы бороться можно, но только если вы действительно понимаете, что оно у вас чем-то обусловлено и вы вынуждены это списывать.
Я был на кухнях многих заведений. И что порой видел — давался диву! Открыли шикарный ресторан. Вбухали денег в интерьер, в концепцию, платья у официанток ручного пошива в стиле XVII века. Но в дальнем конце зала — дверь, ведущая на кухню. А там… Форма водителя маршрутки — униформа нашего повара. Это шлепанцы-убийцы — с открытыми носами, с открытыми пятками, чаще всего еще и рваные; оттянутые треники, не всегда еще и чистые; и не хватает только майки-«алкашки». И ладно, если бы все это было бы белым!
Шлепанцы заполонили нашу страну, и все эти разговоры «У меня потеют ноги» и «Мне жарко», на мой взгляд, не являются оправданием. Шлепанцы — убийцы, потому что сколько несчастных случаев из-за них было на производстве: они скользят, они слетают с ноги при резком рефлекторном движении, а вокруг раскаленные плиты, кто-то идет со сковородкой, у кого-то ковш с кипятком и так далее.
А как хранят товар? Холодильники забиты им битком, он не помещается, поэтому холодильники не справляются с нагрузкой, текут, товар грязный — словом, явно антисанитарные условия. Мне говорят: «У нас денег не хватает купить еще один холодильник!» Не денег не хватает, а совести и разумения, что ваша экономия оборачивается вашими же убытками. Так вот, чтобы это списание не повышалось из-за несоблюдения санитарных норм, этим тоже кто-то должен заняться.
Наконец, контроль работы закупщика. Иногда позиция закупщика мне напоминает анекдот про милиционера, который спрашивает в конце месяца: «А что, за это еще и деньги платят?» Он покупает мясо на некоем рынке, у некоего продавца, за некую сумму денег. И его никто не контролирует! Скажите честно: вы сами-то не хотели бы на такую должность устроиться? Понятно, что контроль здесь неоднозначен: о любом акте, любом товарном чеке можно договориться, — но если закупки производите не вы лично или не ближайшие члены вашей семьи, то закупщика периодически надо проверять.
Поставка самого товара. Если у вас есть кладовщик, который сам занимается поставкой товара, поинтересуетесь есть ли у него документ, который называется «Список поставщиков»? Именно конкретных поставщиков. А если нет у этого поставщика данного продукта — поставщика альтернативного?
Из этих «мелочей» и складывается будущий учет.

Другие статьи эксперта
Смотреть все

Данная публикация заканчивает цикл статей, посвященных мобильному маркетингу в ресторане, начатый Александром в майск...

В прошлом номере мы начали цикл статей Александра Мусатова о том, что такое мобильный маркетинг в ресторане. Александ...

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх