Проверяете в договоре аренды только размер арендной платы, а затем несете расходы, которые не были предусмотрены вашим бизнес-планом? Подписываете «типовые» договоры арендодателей и становитесь заложником их условий? Не можете выйти из договора, который стал невыгодным для вашего бизнеса? Эти и еще сотня ситуаций, которые заставляет большинство арендодателей терять деньги и время.
Сегодняшний разговор о том, как заключить надежный договор аренды, который защитит ваш бизнес.
Как правило, договоры аренды заключаются быстро. Согласовали размер арендной платы – и сразу подписали договор. Мы все торопимся, спешим запускать новые проекты, открывать новые рестораны…
Но если вы потратили на заключение договора меньше 2‑х месяцев, вы, скорее всего, упустили множество нюансов. Которые в дальнейшем приведут к финансовым потерям.
Вот, например, универсальная формула, которая действует в случае, если вы ВЫНУЖДЕНЫ выходить из невыгодного вам договора:
В левом столбце – потери, связанные с выходом из договора. В правом – дополнительные затраты, чтобы открыть предприятие уже в новом помещении.
Подставьте ваши цифры и узнайте, сколько стоит время, которые вы НЕ потратили на заключение надежного договора аренды. В одном из наших проектов за 5 месяцев аренды затраты только на инвестиции, арендную плату и издержки на урегулирование спора стоили нам 14 млн рублей. Эта история научила нас многому.
На самом деле, когда мы торопимся, то пропускаем, так называемые, ловушки, которые «зашиты» в текст большинства договоров. Их можно найти практически в каждом разделе договора.
По моей практике, в маленьком договоре с частным арендодателем на 4–6 листов документа будет около 30‑ти разных ловушек. Если же мы говорим о многостраничных договора аренды торговых центров, в которых 70–100 листов, то в них ловушек около 200.
Какие это ловушки?
1. Неурегулированные вопросы.
Это ситуация, когда вы вообще не оговорили с арендодателем и не закрепили в договоре какие-то условия и правила взаимодействий. В результате, когда возникают ситуации, которые вы заранее не предусмотрели, вы не знаете, как действовать. На этой почве часто возникает конфликт, в результате которого арендатор теряет деньги.
2. Размытые формулировки.
Это случай, когда в договоре вы вроде условия и правила согласовали. Но когда та или иная ситуация происходит на практике, например, засор канализации, прорыв трубы и прочее, становится понятно, что ничего не понятно. Кто несет ответственность за такие ситуации. Кто и как должен действовать. Чья это зона ответственности. И чьи расходы.
3. Противоречивые условия.
Случай, когда в одной части договора зафиксированы одни условия и правила взаимодействия, а в другой – иные. В результате, как правило, возникает все то же самое, что и в случае неурегулированных вопросов: конфликт и потеря денег.
4. Скрытые в тексте условия.
Условия, которые не очевидны, размыты в тексте, и вы при подписании на них либо вообще не видите, либо не считаете их важными.
5. Сложные юридические конструкции.
Эта ситуация, когда, подписывая договор, вы четко понимаете, о чем идет речь, и как те или иные условия работают. Но когда это условие видит юрист, становится понятно, что все не очень хорошо.
Практические советы.
Начнем с того, что договор, который вы подписываете, – это переложенное на бумагу отражение реальных отношений, которые есть между арендатором и арендодателем; это – правила игры, которые должны быть понятны обеим сторонам, и которым обе стороны должны следовать. Если ваш договор не имеет ничего общего с реальностью, – это, по сути, «пустышка», которая ничего вам не дает.
Поэтому, чтобы заключить действительно работающий договор, вы для начала сами должны понять, как именно должен работать ваш бизнес в этом конкретном помещении и как вы будете взаимодействовать с этим конкретным арендодателем, где те критические риски, которые нужно обязательно выявить и «закрыть».
По сути, вам нужен чек-лист. В котором будут перечень условий, важных для вашего бизнеса.
Поговорим о том, как составить такой чек-лист, если вы раньше никогда не заключали договоры аренды, либо если у вас небольшой опыт в этом вопросе.
В разработке чек-листа можно опираться на 3 источника.
1. Бизнес-план.
Он задаст основные требования к будущему договору: срок аренды, который, очевидно, должен быть больше периода окупаемости, требования к размеру помещения с учетом концепции и финансовых показателей; размер арендной платы исходя из запланированных затрат, сумму инвестиций, которые вы можете себе позволить вложить в конкретное помещение и прочее.
2. Опыт.
Самый лучший – свой. Но если нет своего – берите чужой.
Тот, кого «били много», тот точно знает, где нужно себя подстраховать. Если у вас есть этот опыт, то составить чек-лист будет несложно. Если нет – учитесь на чужих ошибках. Интернет, статьи, блоги, общение с коллегами – собирайте этот опыт повсюду.
Вам важно понять, где и на чем другие терпят неудачу. Где те самые «критические точки» аренды, которые ведут к потере денег или даже потере бизнеса. Чтобы потом найти способы их избежать в ваших отношениях и в вашем договоре.
Давайте на примерах.
В одном из проектов мы чуть не потеряли около 50 млн рублей.
Это были переговоры с крупным девелопером города о долгосрочной аренде двухэтажного здания под новый ресторан.
Переговоры вел сам собственник и основатель бизнеса, начавший предпринимательскую деятельность еще в 90‑е, человек с незаурядным умом и железной хваткой. И он был готов на любые наши условия. При том, что в переговорах мы традиционно выдвигаем достаточно жесткие требования. Единственное, что его интересовало в ходе переговоров, – в каком состоянии мы будем возвращать здание по окончании аренды.
Нужно сказать, что здание к моменту переговоров уже около 10 лет не эксплуатировалось. И, конечно, нуждалось в существенном ремонте: нужно было чинить крышу, восстанавливать перекрытия и лестницы, заново прокладывать всю инженерные коммуникации.
Переговоры были настолько необычными, что поневоле заставили искать подвох. И мы его нашли. Подняв все связи в предпринимательском сообществе, мы выяснили, что конкретный собственник использует отработанную схему: он сдает «убитые» помещения и здания арендаторам, дожидается, пока они сделают ремонт и приведут объекты в нормальное состояние, а затем по разным основаниям расторгает договор аренды. Благо, в ее холдинге был один из самых больших юридических отделов.
Итак, выяснив все это, переговоры мы, конечно, прекратили. А здание взяли в аренду через 1,5 года, предварительно договорившись с одним из инвесторов о его выкупе у собственника с дальнейшей передачей нам в аренду.
Другой пример.
Во всех договорах аренды я в обязательном порядке указываю, что арендодатель ни при каких обстоятельствах не имеет права удерживать имущество арендатора. Что удержание имущества является самоуправством и нарушением прав арендатора.
Почему? Я неоднократно была свидетелем того, как арендаторы при прекращении договора закрывали в помещении все дорогостоящее оборудование или ТМЦ и не отдавали его до тех пор, пока арендатор не выполнял все требования арендодателя. Часто несправедливые или абсурдные.
Например, я работала в фитнес-клубе. Когда сменился собственник помещения, договор аренды пришлось расторгнуть. Но новый собственник запретил вывоз многомиллионного спортивного оборудования до тех пор, пока арендатор не замажет в плитке все дыры от шурупов, которыми тренажеры крепились к полу, и не сделает косметический ремонт. Пришлось вызывать телевидение. И только после этого арендодатель снял свою охрану и разрешил вывоз оборудования.
В другом случае я работала с крупной сетью розничных магазинов алкоголя. Перед уведомлением о расторжении договора аренды сотрудники магазина в течение 3 недель под видом тары выносили из магазина дорогостоящий алкоголь и заставляли полки дешевой продукцией. Потому что по опыту других арендаторов ТЦ знали, что после уведомления об отказе от договора арендодатель сразу перекроет секцию и не отдаст товар.
3. Договоры аренды любого торгового центра.
Читая их, вы откроете для себя много интересных моментов, которые арендодатели считают важными, и на их основе сможете сформулировать свои. Естественно, в свою пользу.
Почему торгового центра? Они – максимально подробно проработаны юристами ТЦ и могут для вас стать чем-то вроде энциклопедии в мире аренды. Они рассказывают о том, как историю взаимодействия с арендатором видит арендодатель. Парковка, разгрузка, ограничение подачи электроэнергии… Мы часто не задумываемся об этих вещах, а зря. Опыт и договоры торгового центра – это то, что позволит вам понять, о чем в принципе стоит думать, когда вы заходите в переговоры и когда вы начинаете читать чужой договор аренды.
Будем считать, что вы составили первый вариант вашего чек-листа. И вот теперь начнем сверять его с договором, который вы получили от арендодателя. И, по ходу дела, будем дополнять чек-лист и вносить в него необходимые уточнения.
Чтобы чек-лист был максимально рабочим, информацию лучше структурировать. Для этого мыслите большими блоками. Например, «Объект», «Финансы», «Срок», «Ограничения» и т. п.
Это намного проще для вашего мозга, чем попытка одновременно удерживать в памяти, сопоставлять и анализировать большой объем разной информации.
В договоре многие условия, касающиеся одного блока, разбросаны в разных частях документа: пунктах, подпунктах, разделах, приложениях и т. п. Поэтому, чтобы видеть картинку полностью, лучше объединять все вопросы именно в большие блоки.
Если вы правильно проведете эту работу, у вас должно получиться что-то вроде такого документа.
Это – один из вариантов моего чек-листа для договоров аренды. В нем обозначены только большие блоки и пункты (темы), которые обязательно нужно проверить или обсудить в переговорах. Вы можете добавить в него свои пункты и исключить те, которые вам не нужны.
А далее хороший юрист должен будет составить для каждого из определенных вами условий юридические формулировки, которые будут защищать ваш бизнес.
Что еще стоит учесть.
Арендные отношения в чем-то схожи с браком. Они не могут быть неизменными.
Есть период знакомства и входа в отношения (договор). Есть период, когда отношения уже сложились, и супруги (стороны) действуют привычно. А есть период развода. Или выхода из договора. И внутри каждого из этих периодов есть свои особенности и вопросы, которые обязательно нужно урегулировать.
Поэтому, когда будете составлять чек-лист или читать договор аренды арендодателя, выделяйте такие особенности и продумывайте, что вы будете делать на каждом этапе этих отношений.
Например, на этапе входа в договор стоит отдельно подумать о порядке приемки помещения, арендных каникулах, порядке согласования строительной документации, регистрации договора и т. п.
На этапе выхода – условия прекращения договора; процедуру возврата помещения, порядок взаиморасчетов и т. д.
Теперь поговорим об отдельных условиях аренды и о ловушках, которые нужно избежать в этих вопросах.
Я не буду рассказывать о тех вещах, которые вы можете прочесть в открытых источниках, вроде проверки юридической чистоты помещения перед заключением договора аренды. Рассмотрим те условия, которые реально встречаются на практике, и по которым практически нет никакой информации.
Итак, вход в договор. Вот наиболее важные и существенные условия, которые нужно проработать.
Субаренда
Несмотря на то, что субаренда весьма распространена, мало кто из арендаторов представляет юридический риск этого договора. Он в том, что при прекращении основного договора (договор аренды между собственником и арендатором) субаренда прекращается автоматически. То есть в любой момент вы можете остаться без помещения и своего предприятия, если собственник и арендатор решат расторгнуть свой договор. Это делает конструкцию договора субаренды очень ненадежной. И это проблема.
Есть ли у нее решение?
Самое очевидное – договориться с собственником и, минуя посредников, заключить прямой договор аренды. Это самый простой, понятный и эффективный способ. К сожалению, он возможен не всегда. Крупные девелоперы строят свой бизнес по собственным правилам, и передача большого ТЦ в аренду многим своим же арендатором для последующей субаренды является практикой.
В случае, если договор субаренды является единственным возможным вариантом использования помещения, задача арендатора – сделать так, чтобы этого договор был стабильным.
Как это добиться?
На самом деле, в законе есть оговорка: субаренда при прекращении договора аренды также прекращается, ЕСЛИ ИНОЕ НЕ УСТАНОВЛЕНО В ДОГОВОРЕ АРЕНДЫ. В реальности, конечно же ни в одном договоре аренды такого условия нет. Да и не каждый арендатор покажет вам договор аренды с собственником.
Поэтому ваша задача – чтобы такие условия в договоре аренды появились.
Нужно, чтобы собственник и арендатор гарантировали вам следующее:
– пока действует ваш договор субаренды, они обязуются свой договор аренды не расторгать;
– собственник и арендатор не исключат условие, указанное выше, из своего договора [это важная гарантия, поскольку собственник и арендатор в любой момент могут менять условия своего договора, в том числе включать или исключить из него любые условия];
– если им будет нужно прекратить аренду (т. е. расторгнут свой договор), они это сделают с вашего согласия, и договор субаренды трансформируется в договор аренды между вами и собственником. Причем, на условиях, изложенных в договоре субаренды.
Как это сделать на практике?
Решение 1. Заключается трехсторонний договор между собственником, арендатором и субарендатором. Все условия прописываются в нем.
Решение 2. Вы заключаете договор субаренды и получаете гарантийное письмо от собственника, в котором он гарантирует, что им согласованы все указанные выше условия, что он с ними согласен, и что он готов изменить договор аренды в соответствии с этими условиями.
Важно! Дополнительные гарантии.
Идеально, если вы не заключаете договор субаренды либо хотя бы не принимаете помещение в субаренду до тех пор, пока собственник и арендатор реально не внесут все эти изменения в свой договор и не покажут вам.
После заключения всех договоров на нужных условиях сделайте еще один шаг: напишите письмо в Росреестр, в котором укажите, что ваш договор субаренды заключен на указанных выше условия и что, таким образом, он не может быть прекращен автоматически. Ваше письмо в Росреестре будет прикреплено к договору по кадастровому номеру помещения. В результате чего ни один регистратор не сможет без вашего согласия провести регистрационные действия по прекращению субаренды.
Площадь
Остап Бендер знал 400 сравнительно честных способов отъема денег у населения. Арендодатели придумали еще не меньше сотни.
Способ 1. Согласованная площадь.
Это способ применяется, по большей части, торговыми центрами.
Они в договоры аренды вводят 2 площади.
Первая – та, которая есть в правоустанавливающих документах. Но она используется только для того, чтобы ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ договор аренды.
А вторая, так называемая «согласованная», используется для определения размера платежей по договору.
Согласованная площадь определяется по правилам обмеров, которые определяют сами ТЦ.
Например, в ТЦ Мега (арендодатель ООО «Икеа Мос (Торговля и Недвидимость») согласованную площадь мерят следующим образом: «от наружной стороны любых внешних стен или стен, ограничивающих внутреннее пространство Помещения, до средней линии стены, отделяющей Помещение от соседних помещений или Мест общего пользования». Т. е. вам в аренду сдают не только само помещение, но и толщину стен. Внешних – полностью, а внутренних – пополам с соседями-арендаторами.
Включают в арендуемую площадь проемы под эскалаторы, шахты лифтов и эскалаторов, расположенных внутри помещения. Даже если вы ими не пользуетесь.
В моей практике были договор, в котором арендодатель включил в площадь арендуемого помещения общие зоны здания: а именно, площадку и лестницы для въезда-выезда в здание маломобильных граждан.
Что делать? Перемерять! Если помещение маленькое – самостоятельно, своими руками. Если большое – зовите кадастрового инженера. Вы заплатите ему 10–15 тыс. рублей, но точно будете знать, сколько квадратных метров в вашем помещении.
Скажу сразу, ТЦ не поменяет из-за вас этот свой расчет, но в переговорах можно будет выйти на какой-то справедливый компромисс, чтобы вы платили столько, сколько запланировали.
Способ 2. Определение площади «на глазок».
Этот способ характере для случаев, когда в аренду сдается часть помещения.
Были у нас случаи, когда большие помещения перегораживались перегородками, и площадь отгороженной части определялась «на глазок», с точностью до 10–20 кв. м. Естественно, в пользу арендодателя.
Если у вас арендная плата определена исходя из стоимости 1 кв. м., по таким договорам аренды вы бесконечно будете переплачивать.
Вроде погрешность в каких-то 10 кв. метров кажется совсем незначительной… А если на 5 лет? При ставке в 1200 рублей за 1 кв. м., этот кусочек при условии ежегодной индексации в 5%, обойдется вам больше чем в 800 тыс. рублей.
Поэтому не ленитесь – смотрите правоустанавливающие документы, проверяйте методы обмера, проводите обмеры.
Это – ваши деньги.
Технические требования
По моей практике, около 30% переговоров об аренде прекращаются именно на этапе обсуждения ЭТИХ условий.
Мы все с вами работаем в ресторанах. Для полноценной работы оборудования, выполнения всех санитарных норм помещение должно быть обеспечено горячей и холодной водой в нужном количестве, электрической и тепловой мощностью.
Я категорически рекомендую заходить в договор с четким пониманием, сколько электроэнергии, тепла и воды вам нужно. Для этого нужно заранее составлять технические требования к вашим помещениям, а затем прописывать в договоре обязанность арендодателя обеспечить наличие в помещении данных услуг и в четко определенном объеме (кВт, Гкал, куб./мес. и т. п.).
Обратите внимание, что необходимые мощности вам должны гарантировать на протяжении всего действия аренды. Если таких мощностей нет – то у вас не должно быть обязанности платить арендную плату в течение всего времени отсутствия согласованных услуг или мощностей. А если их нет длительное время (например, 30 дней и больше), вы должны иметь возможность выйти из договора в одностороннем порядке.
Итак, не берите помещение, в котором вы не уверены. Многие помещения не имеют необходимых мощностей, а их собственники не готовы вкладывать свои деньги в то, чтобы купить недостающие. А еще – никогда не верьте арендодателю на слово. Запрашивайте технические документы в энергоснабжающими организациями (разрешения, договоры и т. п.) и проверяйте все цифры. Согласование дополнительных мощностей, прокладка кабелей, испорченная из-за перебоев напряжения техника – все это деньги. Десятки миллионов рублей.
Вот несколько примеров из нашей практики.
Компания подписала договор аренды, а потом, уже при осмотре, выяснилось, что у помещения общий теплоузел с соседом – медицинской клиникой. И что сосед оформил право собственности на помещение, в котором стоит все оборудование теплоузла. Повесил на него замок, и, естественно, никого туда не пускает. И вообще на контакт не идет и считает, что теплоузел его личный.
После нескольких попыток переговорить с соседом, юридического анализа ситуации и просчета стоимости прокладки и подключения отдельной тепловой линии, стало понятно, что такая аренда нежизнеспособна. Из договора пришлось выйти.
Другой пример. Подписали договор, выполнили ремонт. И накануне открытия звонит управляющий и говорит: собственник горячую воду не дает. Предлагает заключить отдельный договор на горячее водоснабжение за отдельную плату. Мы – смотреть договор. И точно. Русским по белому написано: «передать Объект надлежаще подключенным к функционирующим инженерным сетям электроснабжения, теплоснабжения, холодного водоснабжения и канализации».
Проанализировали договор полностью, подготовились к переговорам – и к собственнику, разговаривать. Удалось убедить, что в договоре техническая ошибка, и что горячее водоснабжение быть должно. А опыт остался.
Соотношение дат подписания договора, его регистрации и передачи помещения.
Я считаю это крайне важным моментом.
С учетом своего опыта я рекомендую следующую последовательность: сначала подписали договор, потом АРЕНДОДАТЕЛЬ его зарегистрировал, и только после этого вы приняли помещение по акту приема-передачи.
Конечно, арендодатели возражают против этого. Они предлагают сначала взять помещение, и только потом регистрировать договор. Но ведь вам нужны стабильные отношения, подтвержденные зарегистрированным договором. Плюс для большинства предприятий общепита зарегистрированный договор аренды нужен для того, чтобы получить лицензию.
В чем подвохи предложения арендодателя?
Во‑первых, зачастую в долгосрочную аренду сдаются помещения, УЖЕ находящиеся в аренде. И просто так зарегистрировать новую аренду невозможно.
Во‑вторых, арендодатели иногда просто не спешат идти регистрировать договор. Потому что у них уже и так все хорошо. Особенно, если вы в договоре не прописали никакой ответственности арендодателя за отказ зарегистрировать договор либо за нарушение сроков регистрации.
В‑третьих, встречаются очень сложные случаи, при которых регистрация аренды либо невозможна, либо затруднительна.
Взяли помещение в ТЦ.
Согласовали арендные каникулы в 6 месяцев, начали стройку.
Арендодатель должен был сдать договор на регистрации (обратите внимание: не зарегистрировать, а только сдать на регистрацию) в течение 3 месяцев с даты подписания.
Дальше у арендодателя возникли свои проблемы: сначала он долго регистрировал ипотеку здания, затем начал по одному сдавать на регистрацию договоры аренды отдельных помещений, потому что Росреестр одновременно может осуществлять регистрационные действия только в одной части кадастрового объекта.
В результате за 1,5 месяца до открытия ресторана договор зарегистрирован не был. Лицензию получить было невозможно. А обязанность открыть ресторан в согласованный срок осталась.
Пришлось вести переговоры и писать письма на имя собственника о том, что мы просим перенести срок открытия ресторана (а, значит, и начисления арендной платы в полном объеме), поскольку сам собственник не исполнил обязанность по регистрации договора.
Только после этого наш договор в первоочередном порядке был сдан на регистрацию и зарегистрирован.
Другой пример. Совсем экзотический.
Взяли в аренду здание. И потом решили сдать его в субаренду поэтажно. И тут выяснилось, что верхний этаж целиком в аренду по закону сдать нельзя.
Дело в том, что здание было построено в период советского модернизма. И его второй этаж частично нависал над первым. Что-то вроде стаканчика для мороженного с тонким основанием и широкой верхней частью под шарик мороженого. А когда здание на кадастровый учет ставили, границы здания померили по первому этажу. И получилось, что весь первый этаж и большая часть второго находится на частном земельном участке, а все окна второго – на федеральной земле. В результате юридически пришлось второй этаж в договоре обрезать по нижнему этажу и сдать без окон. А альтернатива – года 2–3 пытаться узаконить новые границы через разные юридические механизмы.
С учетом всех этих моментов я все-таки рекомендую вам брать по акту только помещение по уже зарегистрированному договору. И, конечно, перекладывать обязанность по регистрации на арендодателя.
Акт приема-передачи
Традиционно акт приема-передачи оформляется на одном листе.
И также традиционно арендатор подтверждает, что помещение получил в нормальном состоянии и претензий к нему не имеет. Хотя на практике мы часто получаем помещение после предыдущего арендатора просто в разгромленном состоянии.
Пару лет назад мы получили урок, который стоил нам очень дорого, и теперь действуем иначе.
В одном из наших проектов мы потеряли 14 млн рублей.
Зашли в договор и через 5 месяцев были вынуждены выйти из него. Причем в период, когда вовсю шли строительные работы. Арендодатель потребовал вернуть помещение в полностью отремонтированном состоянии, хотя мы брали помещение, в котором самим собственником уже был начат ремонт. В результате долгих переговоров мы пришли к компромиссу и вынуждены были за свой счет закончить черновые работы. И все потому, что в акте приема-передачи помещения было указано, что помещение принято в нормальном состоянии.
Теперь мы всегда составляем подробный акт приема-передачи помещения, в котором описываем состояние всех конструкций (пола, потолка, перегородок, витрин, окон и т. п.), инженерных систем, а также в обязательном порядке подтверждаем все описания фотографиями.
Акт получается большим, на 15–20 листов. Зато есть неоспоримые доказательства, в каком именно состоянии было передано помещение.
Мы разобрали несколько ключевым вопросов Договора аренды, но далеко не все. В следующем номере мы расскажем о финансовых вопросах в договоре – из чего на самом деле состоит конечная сумма аренды, где в тексте «прячутся» скрытые платежи, как учитывать НДС, коммунальные платежи и договариваться об индексации. Кроме того, разберемся, как заключить договор так, чтобы в нем не появился перечень дополнительный платежей. И как правильно зафиксировать в Договоре отмену арендных платежей на период вынужденного закрытия вашего ресторана.
Продолжение следует…
Доля вакантных площадей на некогда главной ресторанной улице Санкт-Петербурга увеличилась за год с 1% до 4%, следует ...
По результатам 12 месяцев в Санкт-Петербурге открылось на 36% меньше кафе, баров и ресторанов, чем в 2019 году.
Сеть закусочных Prime Аркадия Новикова требует через суд от АО «Деловой квартал» снизить арендную плату н...