Логичным продолжением тренда интересной кухни и экологичного безотходного производства является тенденция собственного производства в ресторане. Кто-то начинает выделять для него дополнительную площадь, кто-то ищет уникальных поставщиков, а кто-то затевает даже собственное подсобное хозяйство…
— Собственное производство нужно начинать только тогда, когда у вас есть определённые объёмы сбыта, — считает ресторатор из Ростова-на-Дону Аджай Сингх. — Спрос должен влиять на предложение, а не наоборот, иначе велика вероятность того, что «эксперимент» не удастся. Можно использовать в качестве площадок сбыта свои рестораны или рестораны партнёров — так для бизнеса даже лучше. В других случаях лучше совершать закупки у поставщиков. Если всё это перевести в цифры, то даже более высокая закупочная цена в итоге будет для ресторана выгоднее. Есть ведь и ещё один важный нюанс — срок годности продукта. Инвестировать в производство полного цикла для конечной реализации минимума не имеет смысла.
Аджай подчёркивает, что собственное производство — это не только организация пространства, закупка оборудования и количество рабочих часов, но и множество косвенных расходов, которые в момент принятия решения сложно предусмотреть. Журнал «Ресторановед» периодически подробно, шаг за шагом рассматривает организацию собственного производства в ресторане.
— В первую очередь выбор между поставщиками и собственным производством зависит от объёма потребления того или иного продукта, — поддерживают коллегу из Ростова-на-Дону ялтинцы Роман Сухарев и Алина Ломакина. — Когда у нас открылся четвёртый ресторан, мы просчитали пролив пива во всех ресторанах холдинга и поняли, что нам интересно данное направление. Во‑первых, даже с учётом немалых инвестиций оно окупится через определённый промежуток времени, а во‑вторых и в‑главных — мы получим тот продукт, который хотим получить, и при этом сможем контролировать качество, придумывать новинки и не зависеть от поставщиков.
Сейчас ялтинский ресторанный холдинг Roppongi Family производит четыре сорта крафтого пива: собственная пивоварня способна изготовливать до 9 тонн в месяц.
— Мы закупаем ячмень и солод в Германии, продумываем рецептуры, эксперементируем, — говорит Алина. — Сейчас мы производим пиво исключительно под свои рестораны, потому что больше пока не позволяют мощности, но уже задумываемся о том, чтобы к лету расширить проект.
Также Roppongi Family располагает собственным кондитерским производством, которое обеспечивает десертами четыре заведения и изготавливает торты под заказ. В развитии этого направления основатели холдинга также видят немалую перспективу.
— Среди новых проектов — выращивание микрозелени, производство мясных деликатесов и колбас, — дополняет Роман Сухарев. — А также производство собственного льда для наших баров. Что касается уникальных поставщиков, то для нас это сыры и вина — сложные по технологии и сырью процессы, изучению которых люди посвящают иногда всю свою жизнь.
— Когда мы говорим о продукте, неизвестном широкой аудитории, надо понимать, что в большинстве своём люди консервативны и боятся экспериментировать, — объясняет Аджай Сингх. — С другой стороны, есть официанты, и они должны уметь «разрекламировать» любое блюдо или продукт своего ресторана. Но я, конечно, признаю важность эксклюзивных поставщиков. Уникальный продукт — это как минимум бонус, о котором можно и нужно говорить для продвижения ресторана. А если такой продукт к тому же отвечает вкусовым требованиям, это уже джекпот!
Игорь Гришечкин: «Намного проще, уже имея фермерское хозяйство и понимая, что есть средства открывать ресторан, открыть его. Но точно не наоборот!».
— Надо понимать, что абсолютно уникальных поставщиков не бывает, — замечает ресторатор из Нижнего Новгорода Александр Котюсов. — Любой поставщик хочет за короткий период времени из уникального превратиться в глобального, ведь это и есть смысл любого бизнеса — захват новых рынков сбыта и увеличение объёмов продаж. И тем не менее даже в таких условиях эту самую уникальность найти можно. Так, например, мы два года назад нашли в Москве поставщика японских устриц. Могу сказать, что на сегодняшний день мы так и остались единственными в своём городе, кто возит японские устрицы. А в Нижнем более тысячи ресторанов! Приблизительно такая же ситуация и с северными креветками. Поэтому — да, уникальных поставщиков искать надо: они добавляют ресторану исключительности.
— Выбирая между уникальным поставщиком или собственным производством, всегда нужно смотреть, какой продукт нужен по итогу, — говорит Иван Яковлев, шеф повар «Кафе Дружба. Мануфактура еды» (Москва). — Если это какой-то эксклюзивный продукт, который требуется в качестве ингредиента к блюду — например, утка, кролик, экзотические фрукты и так далее, — то, конечно, здесь в главной роли будет поставщик. А если вы создаёте свой собственный продукт, то, безусловно, речь может идти только о собственном производстве. В «Кафе Дружба. Мануфактура еды» мы сами производим колбаски, сосиски и сардельки, хлеб и всевозможные десерты, но и поставщик качественного сырья у нас также есть. И то, и другое всегда должно быть на примете, особенно, если конечный продукт обладает здоровой конкуренцией на рынке. А вообще, к слову, в следующем году я планирую разместить несколько парников для выращивания различных овощей, ведь своё — оно всегда лучше!
Иван Яковлев: «Выбирая между уникальным поставщиком или собственным производством, всегда нужно смотреть, какой продукт нужен по итогу».
— Если говорить о собственном подсобном хозяйстве, мне кажется, что это не более чем миф, — считает Аджай Сингх. — Очень сложно, фактически невозможно не только поддерживать необходимые объёмы выпускаемой продукции, но и соблюдать сроки её реализации. Поэтому чаще всего подсобное хозяйство — это маркетинговый ход. Его можно использовать как тему для общения с журналистами и гостями ресторана, но не как способ достижения реальных целей.
— Собственное хозяйство — это отдельная история, которая требует огромных инвестиций и человеческих ресурсов, — говорит Владимир Сироткин, управляющий петербургской ресторанной группой Chekhovfamily (рестораны русской кухни «Чеховъ», «Гоголь», L. BRIK). — Кроме того, в силу климатических особенностей одним местным хозяйством не обойтись: не покроешь все свои нужды. Думаю, смысл об этом задумываться есть только когда у тебя сеть серьёзных гастрономических ресторанов с высоким средним чеком либо если ты планируешь такое хозяйство как отдельную бизнес-единицу. На данный момент для наших ресторанов организация собственного производства не имеет экономической целесообразности.
Владимир Сироткин: «Собственное хозяйство — это отдельная история, которая требует огромных инвестиций и человеческих ресурсов. Думаю, смысл об этом задумываться есть только когда у тебя сеть серьёзных гастрономических ресторанов с высоким средним чеком либо если ты планируешь такое хозяйство как отдельную бизнес-единицу».
— Собственное подсобное хозяйство для подавляющего большинства ресторанов вещь абсолютно затратная и невыгодная, — согласен с коллегой Александр Котюсов. — Она возможна исключительно для крупных ресторанных сетей, и рестораны в России, имеющие собственное подсобное хозяйство, можно пересчитать по пальцам. Исключение составляют пивоварни. Гораздо интереснее и проще иметь уникального поставщика!
— Подходящие, проверенные временем поставщики — это то, что нужно ценить и лелеять, — поддерживает петербургский шеф-повар Игорь Гришечкин. — А если таковые ещё не нашлись — не опускать рук и искать дальше! С собственным подсобным хозяйством всё намного сложнее. Своя ферма, как у братьев Березуцких, которая может покрыть потребность ресторана в продуктах хотя бы частично, — явление уникальное. Это очень сильная имиджевая история, но она требует больших вложений сил и средств. Для этого нужно самому тянуться к земле, к устройству фермерского хозяйства, но очень сложно усидеть на двух стульях одновременно: поддерживать и развивать оба направления — хозяйство и кухню.
Гришечкин приводит ещё один пример — пример повара-энтузиаста из Швеции Магнуса Нильсона, который, открыл небольшой ресторанчик при ферме на лоне природы и тем самым прославился, войдя в список 50 лучших ресторанов мира.
— Но он готовит максимум на двадцать персон! — подчёркивает Игорь. — В случае с более масштабными проектами очень тяжело наладить бесперебойную работу на собственном хозяйстве. По логике вещей, намного проще, уже имея фермерское хозяйство и понимая, что есть средства открывать ресторан, открыть его. Но точно не наоборот — вдруг решить запустить собственную ферму при уже существующем ресторане.
Благодарим PR-службы
ресторанов за предоставленные фотографии
С 30 октября по 1 ноября в Екатеринбурге успешно прошли выставки InterFood Ural и FoodTech Ural, объединившие свыше 9...
В рамках Форума «Дни ритейла в Беломорье» (Архангельск, 21 -23 ноября) пройдёт экспертная сессия по теме ...
С 12 по 14 ноября 2024 года Санкт-Петербург стал центром пищевой индустрии, приняв одну из самых ожидаемых выставок г...