Очень яркая тенденция, влияющая на все сферы ресторанной жизни, — новое поколение миллениалов. Активные, без пафоса, весёлые, энергичные и — клиповое мышление, нестабильные, эмоционально неустойчивые: это всё о них. Именно они — сегодняшние гости и сегодняшние сотрудники. Именно о них говорим с российскими рестораторами, хотя, конечно, мы не имеем в виду каждого конкретного человека данного поколения — речь, скорее, об общей тенденции. Как с ними работать, чем мотивировать?
— Сотрудники-миллениалы — достаточно сложная группа, — считает нижегородец Александр Котюсов. — Безусловно, всех нельзя грести под одну гребёнку, но работать с ними нелегко. Это люди, которые далеко не всегда имеют объёмное чувство ответственности. Они могут не прийти на работу без объяснения причин, отправив сообщение в вайбере за полчаса (в лучшем случае) до начала своей смены, и так же спокойно появиться через пару дней. Они не могут жить без смартфона, а потому их иногда приходится фактически «ломать через колено», объясняя, что работать в ресторане официантом, залезая через каждые пять минут в телефон, невозможно. Они подвержены смене настроения и не всегда могут взять себя в руки в нужный момент.
— Многим из них свойственно отсутсвие конкретной цели или стратегии на долгосрочную перспективу — они живут «здесь и сейчас», — поддерживает коллегу Аджай Сингх, Ростов‑на-Дону. — В погоне за модой миллениалы всё больше хотят быть творческими, но зачастую забывают о том, что для этого прежде всего нужен талант. Такие люди крайне нестабильны в работе и не ценят чужой труд. Также у миллениалов прослеживается высокая зависимость от чужого мнения, и в то же время фактически каждый из них считает себя экспертом, не имея специального образования и не подкрепляя свои суждения фактами: их позиция основана исключительно на собственном восприятии.
— Миллениалы родились и растут в обществе с максимально доступной информацией, — улыбается Станислав Кошелев, Санкт-Петербург. — Их не обманешь: они все проверят, уточнят, и в этом им помогает то, что они не только потребляют гораздо больше информации, но и быстрее её обрабатывают. Мы заметили, что такие сотрудники сконцентрированы на себе «в хорошем смысле». Им неинтересны слова про всеобщее благо, самопожертвование. При этом они, несомненно, думают об остальных, хотят делать вклад в общее дело, не нанося при этом вреда другим участникам процесса. Это накладывает свой отпечаток на работу с мотивацией таких сотрудников.
Да, хочется этого или нет, а именно эти люди сегодня составляют большую часть наёмных сотрудников! Так как же с ними работать, что делать, чем мотивировать?..
Алина Ломакина: «Мы должны говорить на языке нашего времени в наших блюдах, сервисе и рекламе. Быть более открытыми, придумывать способы для быстрого обмена информацией и быть в тренде».
— Стабильная заработная плата для них не является определяющим критерием при выборе места работы: гораздо большую роль играет корпоративная культура компании — праздники, совместные путешествия, льготы, — говорит о мотивации молодых сотрудников Аджай Сингх.
— Им важна личная выгода, при этом не обязательно материальная, — соглашается Станислав Кошелев. — Это могут быть, конечно, деньги, а может быть саморазвитие. В любом случае, они всегда задают вопрос: «А что мне лично будет с этого? Зачем это?». Наш новый проект Italiani — как раз для таких гостей, и работают там очень молодые сотрудники. С первых дней мы почувствовали разницу в работе, необходимость к ним большего внимания, но это очень интересно!
— Мы не верим в поколение «XYZ»: меняются не люди — меняется окружающий мир! — уверены Роман Сухарев и Алина Ломакина, Ялта. — Меняется скорость реальности, процессов, информационных потоков. Мир становится намного быстрее, и нужно набирать ритм вместе с ним. А значит — мы должны говорить на языке нашего времени в наших блюдах, сервисе и рекламе. Быть более открытыми, придумывать способы для быстрого обмена информацией и быть в тренде. Пять лет назад, к примеру, достаточно было придумать название и повесить вывеску, чтобы о твоём ресторане узнали люди. Сейчас же нужно ежедневно выходить в онлайн-эфир, публиковать информацию в социальных сетях, потому что это самый быстрый способ коммуникации. Раньше гости заказывали доставки, бронировали столики по телефону, а сейчас это сайт, но сайт найти сложно: нужно быть у гостей прямо в телефоне, поэтому мобильное приложение даже для мелкого бизнеса — уже необходимый коммуникационный инструмент.
Формы общения с молодым персоналом тоже не должны стоять на месте. Рестораторы предлагают обучение сделать, например, в форме квестов, игр, добавить быстрые тесты.
— Смена активности, яркие интерактивы — вот что в современном мире способно привлечь и удержать внимание, — говорит Роман Сухарев. — Поэтому будьте для команды и для гостей яркой мигающей кнопкой, до которой хочется дотянуться и которая и так и манит, открывая путь к приключениям.
Владимир Сироткин: «Как и любых сотрудников, их можно заинтересовать, помочь увидеть перспективы, и если это происходит, то миллениалы очень страстно отдаются работе!».
— Как гостей я их не знаю совсем: у нас сложилась более возрастная целевая аудитория, — рассказывает Владимир Сироткин (Санкт-Петербург, рестораны русской кухни «Чеховъ», «Гоголь», L. BRIK). — Иногда к нам заходят представители креативной молодёжи, сидят часами с ноутбуками, заказывая только чай или бокал вина. Им нравится наша спокойная атмосфера и авангардный интерьер, но как гости они не выгодны для гастрономических ресторанов. Что касается успешного взаимодействия в работе, то, конечно, будет не лишним вникнуть в их интересы, субкультуру, жизненные приоритеты, чтобы иметь возможность говорить с ними на одном языке.
Владимир согласен, что работать с ними бывает непросто: они по-другому видят мир, у них другие ценности, им сложно принимать критику в работе от старшего поколения, так как они воспринимают её как родительские нравоучения.
— Они пытаются донести до нас своё видение бизнес-процессов, и — да, оно часто идёт вразрез с тем, что нам кажется правильным, — говорит ресторатор. — Но, как и любых сотрудников, их можно заинтересовать, помочь увидеть перспективы, и если это происходит, то миллениалы очень страстно отдаются работе. Нужно уметь их направлять, поощрять интерес к работе, иначе они быстро выгорают эмоционально и покидают проект. Мы тоже были такими, хотели больше самостоятельности и свободы, хотели, чтобы нас воспринимали всерьёз. Разве это плохо?
Благодарим PR-службы
ресторанов за предоставленные фотографии
С 30 октября по 1 ноября в Екатеринбурге успешно прошли выставки InterFood Ural и FoodTech Ural, объединившие свыше 9...
В рамках Форума «Дни ритейла в Беломорье» (Архангельск, 21 -23 ноября) пройдёт экспертная сессия по теме ...
С 12 по 14 ноября 2024 года Санкт-Петербург стал центром пищевой индустрии, приняв одну из самых ожидаемых выставок г...