Кадровый голод в заведениях общественного питания, особенно официантский, стал притчей во языцех. И такой же притчей стали упрёки в адрес профильного образования. Однако тот, кто хочет работать, ищет выход, кто не хочет — находит причину. Это крылатое выражение очень точно отражает суть происходящего на ресторанном рынке, потому что есть рестораторы, которые вполне успешно сегодня подбирают специалистов в профильных учреждениях. Конечно, это стоит им немалого труда. Какого? Об этом мы говорим с Сергеем Мироновым, вице-президентом Федерации рестораторов и отельеров России, владельцем федеральной сети «Мясо&Рыба». Сергей уже несколько лет открывает двери своих ресторанов студентам РАНХиГС.
— Сергей, во всех ли ресторанах сети студенты РАНХиГС проходят практику?
— Во всех московских. И впервые в истории нашей сети в этом году постигали азы профессии в «Мясе&Рыбе» сразу 65 учащихся первого курса профильного факультета (гостиничного и ресторанного дела). Мы распределили ребят по всем нашим ресторанам, где они не только приобретали полезные для себя навыки, но стали незаменимыми помощниками персоналу в особо «жаркие» дни — 14 и 23 февраля, 8 марта.
— А как оформляется практика — договором с учебным заведением или как-то иначе?
— Договор с учебным заведением действительно есть. Его заключает каждый из ресторанов, в котором студенты проходят практику.
— 65 человек, пусть даже в нескольких ресторанах, — это множество новичков. Кто в ресторанах организует студентов? Кто работает с ними на местах и в результате отвечает за них и их деятельность?
— Изначально HR-директор сети, директора ресторанов и менеджеры. Опытные наставники (тренинг-менеджеры) проводят с практикантами несколько встреч, а потом постоянно работают с ними. Сперва ребята проходят предварительную аттестацию, потом сдают экзамен. Затем их распределяют по объектам, выделив им напарников — профессиональных официантов. Менеджеры тоже контролируют работу практикантов, проводят опросы. А в конце практики ребят ждёт итоговая аттестация. Правила для «новобранцев» точно такие же, как и для всех штатных сотрудников, персонала нашей сети. Кроме того, в каждой группе практикантов есть свой староста. Он отвечает за посещаемость и так далее. А ещё наши наставники проводят со студентами ежедневные тренинги. В целом, практиканты учат меню, знакомятся с жизнью ресторана. Главная задача ребят — освоить профессию офцианта. Поработать в зале. Понять, как трудиться в команде. Получить знания от профессионального тренера. Увидеть, какие есть перспективы для карьерного роста.
— Сергей, получают ли люди, прикреплённые к студентам, дополнительные премии или какие-то другие бонусы?
— Студентов в наших ресторанах воспринимают как новых коллег, которых мы приняли на работу. Следовательно, наши штатные сотрудники во время практики ребят из РАНХиГС получают свою обычную зарплату. А к процессу мы подходим как к адаптации новых сотрудников под кураторством более опытных. Сами же студенты получают на время практики официантскую ставку.
— Были ли случаи негативного их поведения, опозданий, неприходов или поломки чего-либо? Что предпринимается в этих случаях?
— Постоянно! И бой посуды, и много других ситуаций. Вообще, вся эта история с практикантами для ресторана, скорее, убыточна. Ведь мы вкладываемся в людей. Тратим на них время, ресурсы — человеческие в том числе. Скажем, сотрудник, который прикреплён к такому стажёру, не погружён в это время в свою работу с головой. А человек-то через два месяца уходит от тебя, едва влившись в работу. По сути, мы мало что приобретаем таким образом.
— Так зачем вам тогда всё это нужно? Да, в чём-то они на самом деле помогают, но мороки-то здесь гораздо больше…
— Ответ прост: конечно же, таким образом мы растим себе смену! И многие наши вчерашние практиканты действительно становятся потом штатными сотрудниками, успешно работают в «Мясе&Рыбе». Кроме того, я убеждён: только практический опыт работы в ресторане поможет студенту лучше усвоить теорию. Молодой человек скажет: «Всё это я проходил сам, на собственном опыте». И лекция или глава из учебника перестают быть для него просто набором слов. Первый курс — самое время заложить фундамент. Так почему бы не сделать это сразу на практике? Ведь сейчас, подбирая кадры, мы всё чаще сталкиваемся с тем, что выпускники учебных заведений, и неважно, повар он или менеджер, — великие теоретики. С кучей лишних знаний! Им вложили в голову то, как дела в отрасли обстояли ещё сто лет назад. А на практике человек теряется. Приходится тратить время, переучивать его или брать другого с улицы, ведь всё равно его заново учить с нуля! Возникает вопрос: а зачем на таких «фейковых» специалистов деньги тратят государство и налогоплательщики? Именно над тем, чтобы выпустить из РАНХиГС по-настоящему крепких специалистов, в академии работаю и я, и Игорь Бухаров.
— Сергей, то есть «поварята», когда они приходят после окончания коллежда, фактически ничем не отличаются от тех, кто приходит с улицы?
— Абсолютно ничем не отличаются! Уровень подготовки и тех, и других, на мой взгляд, почти нулевой. В более выигрышном положении на общем фоне разве что человек, перешедший к нам на работу из другого ресторана. Потому что на сегодняшний день реально работать учат только на практике. В колледжах, конечно, тоже учат — но тому, что к жизни в профессии, увы, не имеет никакого отношения. Люди готовить умеют. Но совсем не то, что нам нужно.
— А если говорить о позитивных результатах приёма студентов для ресторанов — в чём конкретно они проявляются?
— Ребята нам, безусловно, помогают. Стараются. 14, 23 февраля, 8 марта — в праздники, когда поток гостей очень большой, без них как без рук. Ни один, даже самый крепкий ресторан не рассчитан на такой гигантский поток, который бывает в эти даты. И здесь именно благодаря практикантам мы даём хороший сервис.
— Как же сами студенты относятся к работе в ресторане?
— Работа с опытными официантами, поварами, барменами, конечно, очень важна для молодых людей. Они имеют возможность очутиться на месте персонала ресторана. Понять его чувства, отношение и к самому ресторану, и к администрации, и к политике заведения. Всё это очень поможет, когда вчерашние студенты сами дорастут до управленцев. К профессии тогда они точно будут относиться совсем по-другому! А впрочем, пусть об этом студенты расскажут сами (улыбается — ред.).
Безусловно, на эту тему написан не один десяток книг. Можно сказать, это уже целая наука. Я же могу рассказать исключ...
Владелец сети ресторанов «Мясо & Рыба», руководитель агентства оптимизации ресторанного бизнеса &laqu...
Тема импортозамещения звучит и обсуждается достаточно давно, а с 2014 года - с новым смыслом и неизбежной необходимос...
Удовлетворённость от сервиса в ресторанной индустрии часто связана не только с качеством предоставленных услуг, но и ...
В новом выпуске авторской колонки «PR со вкусом» Юлиана Шунина вместе с российскими рестораторами анализи...
На фоне дефицита кадров российские компании принялись активно искать сотрудников в дружественных государствах. Ряды ж...