Очень важно не только иметь деньги на инвестиции в ресторанный бизнес, но и четко определить свою роль в будущем проекте. Условно ее можно разделить на несколько категорий: ресторатор (предприниматель), соучредитель проекта, который участвует в управлении и деятельности ресторана и, непосредственно, инвестор. Инвестор, как правило, не занимается проектированием, построением и развитием бизнеса, а вкладывает средства в проект с целью получения прибыли. Такое вложение денег может быть настолько же выгодным, насколько и рискованным. Причем, чем выше сумма, которую планирует получить инвестор в результате вложения средств, тем выше риск потерять эти деньги.
В этой связи существует проблема неподготовленности вкладчика. Потенциальному инвестору, который не имеет опыта ведения ресторанного бизнеса, но уже обладает неким денежным ресурсом, я бы не советовал хвататься за первый попавшийся проект, каким бы прибыльным он не казался. Необходимо понять специфику рынка и особенности работы ресторанного проекта.
На данный момент уже существует достаточно много образовательных программ, чтобы помочь в этом. Например, полноценные бизнес-школы: Novikov School, Ginza School и другие. Пусть на первый взгляд покажется, что это кем-то выдуманная теория. Я сейчас не берусь оценивать качество такого образования, но оно, безусловно, полезно. Есть определенные универсальные правила ведения бизнеса, которые нужно знать до вхождения на тот или иной рынок. Кроме этого, существуют краткосрочные программы, профессиональные форумы, конференции, выставки и онлайн-программы.
Если у человека действительно горят глаза и есть желание развиваться в определенном направлении, всегда можно найти возможность посмотреть на бизнес изнутри. Никто не мешает, как минимум, поработать официантом, либо на кухне. Более того, многие уже состоявшиеся бизнесмены сами проходили этот путь и не видят ничего зазорного. На самом деле, это базовый подход, который впоследствии позволит находить общий язык с сотрудниками и легче их понимать.
Как и в любом деле, необходимо получить начальную базу. Если вдруг нет времени или возможности для этого, то лучше не открывать свой ресторан.
Прежде всего, следует изучить бэкграунд человека или компании, узнать сколько, и какие проекты открыл ваш потенциальный бизнес-партнер. Если такого бэка нет, я бы, скорее всего, не участвовал в проекте. Это не значит, что с ними точно ничего не получится, но риски большие. Вместе с тем, иногда даже бэкграунд не гарантирует успех в новом проекте. Но вероятность успеха во втором случае гораздо выше. Я бы выбирал команду по принципу «открыто-закрыто». Простейшая математика. Смотрим, сколько из открытых ранее, вашим потенциальным бизнес-партнером, проектов работает на данный момент. Далее, изучайте каждый предыдущий проект отдельно. Посмотрите, на какой стадии он был взят, какие вложены инвестиции, какие финансовые показатели получены, через какое время и т. д.
Нельзя недооценивать и такой важный фактор, как личные качества ваших будущих компаньонов. Общаясь с человеком какое-то время, потенциальный инвестор может понять, комфортно ли ему в этой компании, чем люди занимаются помимо ресторана, какие у них интересы. Недостаточно просто встретиться пару раз, выпить водки, поговорить о жизни, и после этого ударить по рукам. Полезнее будет общаться с этими ребятами последовательно, в течении какого-то времени. Например, сегодня вы пришли – у них полная посадка, но никто не знает, что будет завтра или через месяц. Или на переговорах он старался показаться с лучшей стороны, был красноречив и убедителен, а через неделю оказывается, что с ним и поговорить не о чем.
Сегодня становится меньше завышенных ожиданий. Большинство инвесторов понимают, что бизнес с потенциальной доходностью в 15–20%, которые при определенных условиях может дать ресторан – это очень даже неплохо. Учитывая условия российского рынка, почти не осталось тех, кто еще живет в параллельной реальности и ожидает, что инвестиции вернутся за год. Необходимо понимать, что уже хорошо, если ресторан окупился за 3–5 лет.
На самом деле, есть много и преимуществ в том, чтобы инвестировать в ресторан. Рынок общепита ежегодно растет. Конечно, создается большая конкуренция, но, вместе с этим, открываются новые возможности. Намного сложнее быть первым и заходить на рынок, которого еще нет. Можно просто не угадать не столько с концепцией и форматом, сколько со временем, когда народ еще не готов принять вашу идею.
При всем при этом, в любом бизнесе есть вероятность того, что просто не пойдет. Иногда это не зависит ни от локации, ни от команды, ни от опыта. Мы видим примеры того, как даже признанные метры и корифеи закрывают свои рестораны и, кстати, открыто говорят об этом.
Спешка, чрезмерное желание побыстрее открыть свой ресторан зачастую играет не на руку начинающему предпринимателю. Есть опасность прогадать еще на этапе выбора локации. Наткнувшись на хорошее, но дорогое место, человек впадает в некое состояние эйфории, и может не рассчитать, что его бизнес-модель просто не выдержит слишком высокой аренды. Люди неоправданно рискуют, а потом рынок выбрасывает их на мель.
Есть и другой вариант, не менее опасный. Случается обратная ситуация, когда чувствуя нехватку опыта и определенную эмоциональную и материальную ответственность перед инвестором, руководитель проекта или управляющая компания стараются для подстраховки снизить издержки на этапе выхода на рынок. В результате, выбор падает на локацию подешевле, но менее выгодную. Как правило, далеко не в самом проходимом месте. Но в этом случае еще есть шанс выиграть за счет удачной концепции и маркетинга.
Как показывает опыт, низкая арендная ставка зачастую перекрывается правильным маркетингом. Примеров огромное количество, когда бывшие заводы, далеко не в центре города, неприметные дворы и прочие сомнительные места превращаются в очень самобытный ресторанный кластер, где в рамках определенной концепции могут соседями существовать разные гастрономические и концептуальные форматы. Они генерируют друг другу определенный трафик. Яркий пример такого проекта с не очень большими инвестициями – «Co-op Garage» на Гороховой улице в Санкт-Петербурге. Они сделали упор на заведения в формате смарт-кэжуал с низким средним чеком, а двор стал местом тусовки байкеров. То есть, они пошли обратным путем и сами увеличили проходимость, благодаря маркетингу и креативному подходу. Все было продумано на старте, вплоть до деталей.
Ресторанный проект – бизнес, который тяжело вести в одиночку. Чаще всего, это становится историей о партнерстве, когда люди объединяют свои силы капитал знания ради достижения общей цели. Очень важно, при этом, подойти осознанно и расчетливо к выбору формата финансовой модели и стратегии, как и к выбору партнеров по бизнесу. Только в этом случае шансы на успех существенно повышаются.
Владислав Евдокимов – основатель компании по аудиту и консалтингу «Evdokimov group», рассказал...
Владислав Евдокимов – основатель управляющей компании Evdokimov group, рассказал об опыте вхождения петербургск...
Владислав Евдокимов – основатель и управляющей компании Evdokimov group, рассказал об инвестициях в ресторанные...
Республика Татарстан — регион, которому очень повезло с аутентичной национальной кухней. Главное — эту ку...
14 февраля 2020 года в Официальной гостинице Государственного Эрмитажа отметили «День влюбленных в Петербург&ra...
Москва,16-17 марта 2020 года. Park Inn by Radisson Izmaylovo: Москва, ул. Никитинская, дом 10 А