Top.Mail.Ru

Не пишите в меню «эспрессо»!

04 Сентября 2013
Не пишите в меню «эспрессо»!

Петербург остается лидером России по кофейной тематике. Однако количественный показатель в данном случае отнюдь не равен качественному.

О проблемах, которые предстоит решить петербургскому кофейному рынку, говорилось на заседании V Конгресса рестораторов и отельеров Северо-Запада России.

— Главным недостатком кофейного рынка — это касается не только Санкт-Петербурга, но и всей России, — является отсутствие нижнего ценового сегмента кофеен, — говорит Николай Щербаков. — Который, кстати, очень популярен в Европе (см. диаграмму).

Но если бы это было единственной проблемой нашего кофейного рынка! Гораздо печальнее, и об этом говорил один из спикеров Конгресса, президент Академии высшего кофейного мастерства Иван Макаренков, что в большинстве заведений, предлагающих своим гостям кофе, — и речь не только о кофейнях, но и о ресторанах, в том числе высокого уровня, — его качество очень часто не соответствует уровню не то что этого заведения, но и того несуществующего нижнего сегмента…

— На самом деле кофе в большинстве ваших заведений, — сказал он сидящим в зале рестораторам, — ничем не отличается по качеству от того напитка, который вы пьете у себя в офисе или где-нибудь на заправочной станции, пока моете машину. Разница только в одном: если на заправке вы заплатили, к примеру, рублей 40, то в ресторане за кофе того же качества вы заплатите значительно дороже… Кстати, этот кофе иногда может оказаться даже хуже, чем у вас в офисе.

Почему же так происходит? Первой причиной Иван называет незнание рестораторами и сотрудниками правил выбора кофе, его варки, ухода за кофемашиной — словом, азов работы бариста.

— И можно было бы простить это незнание, — говорит он, — если бы они не продавали этот кофе за деньги. А почему гость должен платить деньги за то, что кто-то не ведает, что творит? Незнание, в конце концов, бывает разное. Чего-то действительно можно не знать и научиться этому. Хуже, когда сталкиваешься с агрессивной необразованностью: не знаю — и знать не хочу. Или все знаю, но делаю, как мне больше нравится.

Агрессивная необразованность, когда человек не хочет знать и, соответственно, делать так, как нужно, — вот главная причина сложившейся ситуации.

— Все это — следствие несоблюдения стандартов, — считает Иван. — А в кофейной тематике они существуют, и достаточно жесткие. Просто у нас принято их интерпретировать. Когда, к примеру, речь идет об эспрессо, нам говорят: «Ну, мы же не в Италии!» И что? Называйте этот напиток как-то по-другому! Не пишите слово «эспрессо», или «капучино», или «американо» в меню. Потому что чаще всего то, что подается гостям, вообще не соответствует этим терминам.

Иван Макаренков говорит о том, что качество кофе в чашке гостя складывается из пяти составляющих. Это качество кофейных зерен (в том числе их обжарки); уровень и класс кофемолки; уровень и класс кофемашины; ежедневное, еженедельное, ежемесячное обслуживание кофемашины, в том числе со стороны поставщика; мастерство бариста. Кроме перечисленного, он называет еще и шестую составляющую — менталитет: насколько люди, так или иначе связанные с процессом приготовления кофе (владельцы и персонал) понимают важность продукта. Иногда кажется, что гость понимает гораздо больше…

В следующих номерах мы продолжим кофейную тему и постараемся рассказать о составляющих хорошего кофе более подробно.

Другие статьи эксперта
Смотреть все

Увеличение темпов роста на рынке индустрии гостеприимства — фактор сезонный. Летом прибывает основной туристический п...

Одно из главных событий петербургского ресторанного лета — VI Конгресс рестораторов и отельеров, организатором которо...

В прошлом номере журнала Николай Щербаков начал разговор об отличиях между сетевыми и независимыми предприятиями, в э...

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх