Top.Mail.Ru

Индустрия гостеприимства: состояние и новые возможности

04 Сентября 2013
Индустрия гостеприимства: состояние и новые возможности

В разгар делового сезона, между профессиональными весенними и осенними выставочными событиями, во второй половине лета в Санкт-Петербурге традиционно проходит Конгресс рестораторов и отельеров Северо-Запада России, организатором которого является НП «Академия гостеприимства». Пять лет — а в этом году состоялся уже V Конгресс рестораторов и отельеров — это событие дает игрокам рынка HoReCa развернутую картину этого рынка, формируя представление об актуальном положении дел в разгар туристического сезона.

Оборот общественного питания в Санкт-Петербурге соответствует российским тенденциям


В заседании V Конгресса приняли участие 350 операторов ресторанного и гостиничного бизнеса из 15 регионов России, а также представители консульств зарубежных государств (США, Италии, Финляндии) и Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга. Общей темой Конгресса стала «Индустрия гостеприимства: состояние и новые возможности», и, собственно, об этом и шла речь: в ходе пленарного заседания обсуждались тенденции рынка общественного питания и гостиничного бизнеса, рассматривались современные гастрономические тренды, в результате чего были предложены технологии и инструменты повышения доходности предприятий HoReCa.

В 1‑м квартале 2013 года рынок упал относительно аналогичного периода прошлого года, чего уже не было давно, — сказал в своем выступлении Николай Щербаков, президент Академии Гостеприимства. — Снижение составило 13%. Понятно, что это последствие нестабильной ситуации во всем мире, которая отражается и на рынке общепита в том числе. По прогнозам РБК, рынок общественного питания в России в этом году ждет рост примерно в 5,5%. Это не очень большая величина, поскольку мы наблюдали за ростом рынка и в 10–15%, однако после экономического спада в 2009 году темпы прироста в целом не такие значимые, и оборот общественного питания в Санкт-Петербурге соответствует российским тенденциям (см. график «Оборот общественного питания в Санкт-Петербурге в 2000–2012 гг.).

По данным Росстата, оборот предприятий общественного питания в России в первом полугодии 2013 года вырос на 4,8%, до 515,2 млрд. рублей. Рост в первом квартале составил 4,3%, во втором — 5,2%. Наиболее быстрый рост был отмечен в апреле — 5,9% к тому же месяцу предыдущего года. В июне подъем замедлился до 4,7%. По итогам 2012 года оборот отрасли увеличился на 6,8% и достиг 1,014 трлн. рублей. Быстрее всего отрасль росла в четвертом квартале (на 8,4%). Всего в России в прошлом году работало 49 369 ресторанов и кафе, а также 5 644 бара и 6 082 столовых. В данном бизнесе было задействовано 62,3 тысячи индивидуальных предпринимателей.

За полгода россияне потратили в ресторанах 515,2 миллиарда рублей.


Состав рынка общественного питания России с прошлого года не претерпел изменений и остался тем же: на первом месте по-прежнему заведения сегмента fast food — они занимают более 50% рынка, за ним следуют casual и fine dining (см. диаграмму «Состав рынка общепита России»).

— Однако прошедший год в плане динамики отличается тем, что он был менее устойчивым, чем предыдущий 2011‑й, — отметил Николай Щербаков. — В апреле и летние месяцы 2012‑го года были реальные провалы — очень сильные спады, чего в 2011‑м году фактически не наблюдалось.

Пивные рестораны теряют свои позиции


Структура предприятий общественного питания Петербурга, как было выявлено на V Конгрессе Академии Гостеприимства, за прошедший год особенно не изменилась: основное место по-прежнему занимают кафе.

— Впрочем, все мы знаем, что после того, как сертификация предприятий общественного питания стала добровольной, это отнесение к какому-либо типу достаточно часто условное и имеет отнюдь не соответствие или несоответствие ГОСТу, а исключительно маркетинговый характер, — обратил внимание Николай Щербаков. — И ни один орган власти, ни одна статистическая организация не смогут сегодня совершенно точно определить структуру рынка: мы руководствуемся, скорее, экспертными оценками и обычными полевыми исследованиями в отнесении предприятия к тому или иному типу. Тем не менее, общая оценка у нас есть (см. диаграмму «Структура рынка общественного питания в Санкт-Петербурге по типу заведения»).

Обеспеченность населения Санкт-Петербурга посадочными местами на 1000 человек на предприятиях общественного питания также не изменилась с прошлого года и осталась лидирующей в России — в этом отношении Петербург обгоняет даже Москву. Конечно, порайонное распределение неоднородное: наиболее обеспечен посадочными местами на 1000 человек Центральный район (301,7 мест), наименее — окраинные районы города Калининский (39,1) и Красносельский (23,9).

На Конгрессе было отмечено, что предпочтения петербуржцев в отношении заведений за несколько лет изменились. В 2009‑м году лидировали кофейни, за ними шли пивные рестораны и уже вслед за ними — демократичные кафе и рестораны, в том числе и заведения национальных кухонь. В 2010‑м году на первое место выходят пивные рестораны, а кофейни и демократичные заведения с достаточно большим отрывом следуют за ними. Но уже в 2011‑м году этот небольшой рейтинг возглавляют демократичные заведения, за ними идут кофейни, а пивные рестораны падают на последнее место. Эта же тенденция сохраняется и в 2012‑м году.

Интересны предпочтения петербуржцев по национальным кухням, представленным в заведениях разных ценовых категорий — в ресторанах и кафе. Лидирующей и там, и там является европейская кухня, хотя ее предпочитают больше гости кафе, чем гости ресторанов. Примерно одинаковый интерес и там, и там вызывает русская кухня — она занимает второе место по предпочтениям. Зато если у гостей ресторанов на третьем месте стоит итальянская кухня, то у гостей более демократичных кафе — восточная. На четвертом месте гости одинаково интересуются японской, а далее интересы распределяются таким образом. В ресторанах отдают предпочтение (по мере убывания) восточной, французской, китайской, грузинской, узбекской кухням; а в кафе — грузинской, итальянской, французской, китайской и узбекской.

Частота посещения ресторанов быстрого питания в Петербурге, как было отмечено на Конгрессе, с прошлого года не изменилась: в процентах от количества опрошенных заведения фаст-фуда посещают ровно так же, как и год назад (см. журнал «РесторановедЪ» за август 2012 года).

Факторами, влияющими на развитие рынка общественного питания, были названы рост уровня жизни петербуржцев, различные программы социально-экономического развития города, развитие рынка торговой недвижимости, проведение различных мероприятий, а также разрешение на открытие кафе на границах.
Основные факторы, тормозящие развитие рынка, — это отсутствие прироста туристического потока, рост арендной ставки и борьба с курением в общественных местах.

В этом году на заседании Конгресса было представлено распределение по типу заведений рынка общественного питания Ленинградской области. Николай Щербаков отметил, что область очень динамично развивается, очень быстро меняется, и этот рынок имеет достаточно большие перспективы: во всяком случае, по его словам, до сих пор еще в 2000 областных пунктов вообще нет предприятий общественного питания.

За какими заведениями будущее рынка?


— Если резюмировать все исследования, то 2012‑й год выделяется наиболее активным развитием так называемого «высокого демократичного сегмента» — кафе и ресторанов со средним чеком до 700–900 рублей, — отметил Николай Щербаков. — Мы видим активизацию формата столовых — небольших заведений с линией раздачи и набором блюд советского и постсоветского общепита. А также снижением среднего чека ресторанов премиального сегмента. Все это дало развитие тренду, о котором мы говорили пару лет назад, — развитию кулинарии. Также сегодня активно развивается доставка еды, но если по стране в целом идет увеличение доставки еды домой, то в городах-миллионниках увеличивается доставка еды в офисы.

Также в числе трендов были названы: возрождение интереса к формату «ресторан-клуб»; продолжение открытия пивных ресторанов и пабов в спальных районах из-за нежелания представителей целевой аудитории далеко удаляться от дома; рост численности ресторанов кавказской и среднеазиатской кухонь и в демократичном, и в премиальном сегментах; активное развитие предложения еды на вынос; уменьшение заведений, предлагающих завтраки, из-за отсутствия культуры ранних посещений предприятий общественного питания потенциальной целевой аудитории; активизация юго-восточного «коробочного» фаст-фуда; открытие городских заведений, по концепции напоминающих загородные.

По данным РБК, важными факторами, влияющими на предпочтение гостей при выборе заведений общественного питания, являются сегодня прежде всего качественная и вкусная еда, чистота, удобство и приятная атмосфера, а также высокий уровень сервиса. Уже после этого идут доступные цены, быстрота обслуживания, широкий ассортимент с наличием доступных блюд, удобное расположение заведения, наличие зон для некурящих и полезность для здоровья — низкокалорийная пища. Наконец, гости называют важными для себя наличие программ лояльности, проведение специальных акций, частую смену меню, возможность оплаты банковской картой и прямые спортивные трансляции.

— Таким образом, первое, чем сегодня руководствуется гость, выбирая, куда ему пойти, — это еда, — говорит Николай Щербаков. — Раньше, как мы помним, были другие предпочтения, сегодня же важны качество и вкус блюд. Это следует учитывать при построении маркетинговой политики заведения и планировании каких-то акций по привлечению гостей.

Сегодня каждый второй (58,1%) российский посетитель ресторанов и кафе от 18 до 54 лет перед первыми посещениями заходит на сайт заведения и подробно знакомится с его содержанием. После посещения около трети опрошенных россиян делятся положительными отзывами в социальных медиа, а 19,6% рассказывают о негативном опыте. Около 5,1% являются активными участниками групп и сообществ своих любимых ресторанов и кафе в социальных сетях.

— Можно отметить, что в 2012‑м году в Петербурге была нарушена монополия Ginza Project, — сказал в своем выступлении Николай Викторович. — На рынке активизировались другие игроки — это GLOBAL POINT FAMILY, Food Retail Group, — которые сейчас бурно развиваются. Если до сих пор у нас была ресторанная улица, то теперь появилась еще и ресторанная площадь — Конюшенная, — где в прошедшем году открылись очень серьезные знаковые предприятия.
Наконец, Николай Щербаков отметил, какие заведения являются наиболее перспективными для открытия. Это рестораны кавказской и среднеазиатской кухонь с чеком до тысячи рублей; итальянские траттории с чеком до 800 рублей; европейские столовые и рестораны концепта free flow (чек до 350 руб.); кафе-кондитерские с соб-ственным производством (чек до 350 руб.); рыбные рестораны (чек до 1500 руб.); английские и ирландские пабы (чек до 1500 руб.); пиццерии с дровяной печью (чек до 500 руб.); пироговые (чек до 200 руб.).

25% опрошенных при посещении ресторанов и кафе активно пользуются скидочными купонами, однако 9,3% перестали это делать, разочаровавшись в качестве обслуживания клиентов с купонами.
Другие статьи эксперта
Смотреть все

Увеличение темпов роста на рынке индустрии гостеприимства — фактор сезонный. Летом прибывает основной туристический п...

Одно из главных событий петербургского ресторанного лета — VI Конгресс рестораторов и отельеров, организатором которо...

В прошлом номере журнала Николай Щербаков начал разговор об отличиях между сетевыми и независимыми предприятиями, в э...

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх