Top.Mail.Ru

Георгий Мтвралашвили: «Классический фаст-фуд — это еда особого отношения»

04 Июня 2014
Георгий Мтвралашвили: «Классический фаст-фуд —  это еда особого отношения»

В прошлом номере мы говорили о тенденциях ресторанного рынка и увеличении количества предприятий фаст-фуда. В этом поговорим о том, что именно нужно предусмотреть для открытия классического предприятия быстрого питания, и разберём его по важным критериям для дальнейшей успешной деятельности. При этом мы будем говорить исключительно о хорошем фаст-фуде — предприятии, стремящемся стать высококачественной машиной для бизнеса и добывания прибыли, а не об играх с собственными деньгами.

Готовый дизайн-проект — это дизайн-проект интерьера, фасада, разработанные эскизы или спецификации готовой мебели и элементов декора / интерьера, а кроме того — разработанный дизайн-проект в 3D. Второй комплект — техническая документация: проект электроснабжения, освещения, вентиляции, кондиционирования, отопления, слаботочных систем, водопровода и канализации.

Месторасположение: гостей должно надуть ветром


До начала непосредственного внедрения проекта нам нужно определиться с месторасположением, или локацией будущего предприятия. Для формата классического предприятия быстрого питания нам нужен мощный пешеходный трафик. Большие скопления людей возможны около станций метро, в ТРЦ, на пешеходных улицах центральных и исторических районов города. Недавно мой знакомый выразился по этому поводу так: «Посетителей должно надуть ветром — тогда издержки на маркетинг, поставляющий гостей, будут низкими. Лучше я деньги отдам гостю в виде чего-нибудь другого». Как мы видим, месторасположение играет ключевую роль.
Далее необходимо провести анализ транспортных и пешеходных потоков, сделать swot-анализ (сильные и слабые стороны предприятия, возможности и угрозы извне), создать и проанализировать карту торговой территории, оценить конкурентов, определить целевую аудиторию, увидеть и разработать перспективы.

Мы должны быть уверены в локации на 100%, поэтому исследования по подготовительной части должны быть основательными.

Что нужно покупателю? Свежеприготовленная еда


Далее необходимо определиться с тем, что конкретно продать и за какую цену. Желательно, чтобы основной продукт был социальным и интернациональным. Он должен быть универсальным по вкусу и по виду. Наглядный пример — бургеры, которые покупаются всеми, независимо от возраста, кошелька и наличия транспорта (вспомним автомобили, подъезжающие к известным бургерным).

Меню желательно сделать полностью визуализированным и размещённым в поле зрения гостя, а ассортимент — не превышающим 20–30 позиций, включая напитки. Для быстрого питания важна технология приготовления еды и передача «из рук в руки». Оплатил, получил, ушёл есть — как ни странно звучит, но это свежеприготовленная еда. Это одна из основных причин популярности фаст-фуда.

Итог всей проделанной работы перед открытием — эффективно работающее на продажи меню.

Дизайн-проект: продуманность деталей для увеличения продаж Следующий не менее интересный вопрос — это дизайн. Понятно, что основа брендинга предприятий фаст-фуда — объективная необходимость. Это происходит на уровне подсознания, которое при помощи визуальных и вербальных механизмов дизайна мотивирует потребителя на покупку. Это основа, идущая из глубины подсознания. А его, подсознание, не обманешь. Чтобы сделать дизайн внятным и ярким одновременно, агрессивным, узнаваемым и при этом полностью сохраняющим коммуникационность, нужны фундаментальные знания психологии человека.

Дизайн фаст-фудов — это вовсе не то же самое, что ресторанный дизайн. Можно говорить, что это технологический, или промышленный дизайн, в котором продуманность деталей работает на одну единственную цель — увеличить продажи.

Понятно, что такой дизайн по расходам невелик, однако существует большой риск сделать его чуть-чуть неправильным — и терять доходы потом. Можно сказать, что специалистов по брендингу и дизайну такого рода заведений в России фактически нет либо они недостаточно квалифицированны. Поэтому многие топ-менеджеры по стартапу заказывают эти разработки за границей, где есть наработанный опыт.

Мебель, конечно, в заведении быстрого питания нужна, и нужна она прочная, лёгкая, износостойкая, при этом — с возможностью быстрого ремонта или замены. Удобство здесь играет не самую важную роль, скорее, наоборот: поел — не рассиживайся, а освободи место другому. Главное — это функциональность: человек сел, стул цел, выдержал десятитысячного севшего — только это и важно.

Посуда и упаковка — постоянно работающая реклама


Посуда в классическом понимании заведения быстрого питания простейшего формата не нужна. Нужна одноразовая! В создание одноразовой посуды инвестируют серьёзные средства, ведь посуда и упаковка — это постоянно работающая реклама.

Чем сильнее она будет запоминаться и выделяться яркостью, навевать ассоциативные ряды, связанные с чем-то приятным или с какими-либо устоявшимися канонами, тем лучше будет работать. Ещё лучше, если будет своя разработка форм упаковки и изделий, заменяющих тарелки, приборы и стаканы. Даже логотипированные салфетки сыграют свою маленькую роль! Чаще всего фаст-фуд такого формата планируется сетевым, а значит — и посуды, и прочего инвентаря должно быть много.

Недавно видел фотографию, на которой девушка что-то пьёт из бумажного стакана, и на стакане дорисованы её нос и часть верхней губы. Красиво? Да. Запомнится? Однозначно! Эмоция была? Да. Уверен, что гости даже сравнивали формы нарисованных носов и губ со своими, да и шутили на тему, что лучше выглядит. Такое запоминается надолго, а человек всегда имеет тенденцию возвращаться туда, где ему было эмоционально хорошо.

Перечисленное — это маленькая часть из того, что нужно и можно сделать в заведении быстрого питания. Главное, что творческий подход — это основа коммуникативного маркетинга, когда человеку часто «подбрасываются» позитивные эмоции, которых так не хватает в современном бешеном ритме жизни.

Персонал: шаг влево, грамм больше — катастрофа


В заведении фаст-фуда основной штат будет состоять из поваров, кассиров-официантов, уборщиц и мойщиц. Внутренняя структура — это административный состав, отдел финансов и бухгалтерии, логистики и инженерной службы.

Человеческий фактор — вот вопрос, не дающий спать и спокойно работать сотням и тысячам рестораторов. Совет здесь один: создавать свой подготовительный и обучающий центр. Попросту говоря — школу, где постоянно будут «прокачивать» персонал на предмет развития навыков коммуникабельности. Успешность фаст-фуда я вообще не представляю без тщательно разработанных и скрупулёзно внедрённых стандартов. Быстрое питание — это воплощение идеологии стандарта в чистом виде: шаг влево, грамм больше — это катастрофа.

Стандарты позволяют добиться стабильного качества блюд и сервиса. Постоянная работа штатного тренера и наличие стандартов позволяют предприятию быть менее зависимым и от человеческого фактора. Несмотря на простоту обслуживания, персонал обязан иметь большую стрессоустойчивость и быть опытным в конфликтологии.

Как осуществлять подбор и обучение контактного персонала?


Для начала необходимо определение квалификационных требований, затем — разработка системных критериев для подбора (найма) персонала, разработка штатного расписания и адаптационной программы.
Следующий немаловажный шаг — создание учебных пособий и методички мини-тренингов. В довершение создаётся календарная матрица тренингов. Параллельно размещается информация о найме и ведётся собеседование для набора персонала.

Набранный персонал с первого и до последнего дня работы в этой компании участвует в проводимых тренингах. По календарному плану проводятся аттестации, сотрудник получает очередной допуск к работе, формируются личные дела и прочие файлы с данными по каждому
сотруднику.

Руководители персонала на сменах должны быть снабжены всей документацией: чек-листы для проведения открытия и закрытия заведения, ЛПД (листы передачи дел), КЛН (контрольные листы наблюдения) и КЛН-2 (контрольные листы навыков). У хорошего фаст-фуда, стремящегося стать высококачественной машиной для бизнеса и добывания прибыли, по-другому быть не может! Всё остальное — это игры с собственными деньгами.

Кухня: наблюдение за движением


На предприятии быстрого питания лучше сделать открытую кухню: люди любят смотреть, как другие двигаются и работают. Движение, которое видно гостям, доказывает, что блюдо готовится именно в эту минуту и прямо сейчас они получат желаемое. Это задача — рассчитать так, чтобы наблюдение за движением не перешло в фазу скучного созерцания. В этом помогут технологии и тренировки персонала, направленные, в первую очередь, на скорость приготовления.

Обратите внимание на популярные фаст-фуды. Вы увидите, что основной успех имеет бренд, который готовит под заказ. Сама система обслуживания настроена так, что гость, общаясь с кассиром-официантом, не видит «уже» готовой еды, но наблюдает, как она готовится. На подсознательном уровне это означает, что еда свежая — только что приготовленная. Генетический страх человека получить отравление от старой некачественной еды красной чертой проходит через идею создания технологии быстрого приготовления. Опять-таки, на подсознательном уровне человек это оценивает, и ноги ведут его туда, где ему предложат свежую еду.

Второй немаловажный вопрос — технологический проект и оборудование. Сберечь средства на оборудовании для фаст-фуда не удастся. По количеству выдаваемой продукции это мощный мини-завод, для оборудования которого главное — долговечность, возможность обработки большого объёма продукции, быстрый вход в рабочее состояние, будь то тепловое или холодильное, и, наконец, хороший сервис. Это самые важные критерии по подбору технологического оборудования для заведения быстрого питания. Кое-что можно использовать и из инновационного оборудования, которое позволит уменьшить расход электроэнергии и количество затрачиваемого времени на обработку.

Оптимальное использование площадей в фаст-фуде особенно актуально


Технологическое проектирование должно осуществляться по высоким стандартам. Технологический проект разрабатывается с учётом движения производственного персонала и потоков товаров, чем обеспечивается исполнение требуемой законодательством последовательности производственных процессов. Детализируется расстановка напольного и настольного оборудования, мебели и описание используемых материалов. Обеспечивается зонирование производственных помещений и торгового зала с учётом эргономики пространства. В фаст-фуде необходимо оптимально использовать площади с учётом максимальной технологичности и экономичности решений.

Аренда нынче — очень дорогое удовольствие, поэтому необходимо разместить на минимальной площади максимальное количество ресурсосберегающего, технологического, холодильного и морозильного оборудования. Также при проектировании нужно по возможности учесть применение технологий, позволяющих минимизировать влияние человеческого фактора на качество блюд.

IT-система может спасти выручку заведения


Ещё один важный момент — это IT-система (автоматизированная система учёта, или АСУ). Советую сразу подобрать качественную систему, а также учесть её монтаж при ремонтно-строительных работах.

Кроме того, необходимо выделить время на обучение сотрудников. А учитывая, что персонал заведения быстрого питания — это, как правило, люди с невысоким образованием, то системы учёта должны быть понятными и легко обслуживаемыми, а в смене обязательно должен быть специально обученный человек для устранения сбоев. Представьте, что на станции кассира на линии фаст-фуда в рабочее время произошла
задержка, — впечатлились?..

Вложения: девять статей


Объём вложений в проект фаст-фуда рассчитывается из следующих расходных статей: аренда, покупка оборудования, ремонт торгового зала и производственных площадей, расходы на подготовительные работы (маркетинговые исследования, брэндинг, разработка прочих инструментов), оснащение торгового зала, работы по фасадам, найм и обучение персонала и его обеспечение необходимым инвентарём, обеспечение товарами и продуктами, расходы на продвижение.
Самые большие вложения — это оборудование, ремонт с оснащением и брендинг с исследованиями.

Концепция продвижения: создание узнаваемого бренда


Важнейшей частью концепции продвижения заведения быстрого питания является создание яркого узнаваемого «маркетингового лица» предприятия. Надо помнить, что фаст-фуд — это еда особого отношения, окраску ему придают обстановка и ситуация, вовлеченность в толпу: несмотря на доступность, бывает, что человек мечтает о «том самом» кусочке пиццы с самого утра.

Учитывая факт, что большинство блюд при создании необходимых технологий можно превратить в блюдо для фаст-фуда, говорит о том, что формат может быть разнообразным. Последний тренд сегодняшнего времени — блюда для быстрого питания из качественных и натуральных продуктов. При таком повороте рассуждать о вреде фаст-фуда придётся уже с оговорками на позиционирование бренда.

Поэтому продвижение идеи фаст-фуда основано на главных принципах этого формата: доступность во всех смыслах, быстрые приготовление, сервис и передача еды гостю.

Результатом выполнения всех этапов и работ должно стать готовое предприятие питания, функционирующее в соответствии с утверждёнными стандартами и требованиями, формализованными и внедрёнными процедурами, а также регламентами работы.

Следует помнить, что при открытии срабатывает эффект новизны, и публика, особенно если она хорошо проинформирована, начинает активно посещать новое заведение. Здесь как никогда работает моё правило, что главное не открыться, а удержаться, поэтому задачей ресторатора становится перевести начальную динамику посещения в постоянный рост.
Важно грамотно сделать это на стартапе, так как потом добиться постоянного роста гостей можно будет только значительными дополнительными инвестициями.

Быстрая еда должна быть доступна как можно дольше по времени, то есть режим работы предприятия нужно привести в максимальное соответствие образу жизни потребителя. Конечно, окончательный режим работы продиктует сам гость и его
менталитет.
Другие статьи эксперта
Смотреть все

Добрый день, мои дорогие читатели! Вот-вот наступит зима — как я считаю, самое время задуматься о новом или своём пер...

Добрый день, мои читатели, прошло лето, гости отдохнули, соскучились по нашим ресторанам, и с наступлением осени само...

Как-то попалась в поле зрения заметка: «Ленивых людей не бывает. Бывают скучные цели» — и, знаете ли, соглашусь. Для ...

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

шеф-повар ресторана «Баран-Рапан»
Владелица и шеф-повар ресторана Biologie
Шеф ресторана ROZÉ & Dance
Основатель, бренд-шеф Hands neo-bistro, шеф-повар Hands Asian, сооснователь Saiko
Шеф-повар ресторана "Лаффа"
Генеральный директор и соучредитель лейбла Black Star
Топ-менеджер, экс генеральный управляющий TanukiFamily
Шеф-сомелье ресторана "Баран-Рапан"
Вверх