Top.Mail.Ru

Андрей Зайцев: «В Россию туристы не едут за вкусной едой, как в Италию»

14 Марта 2011
Андрей Зайцев: «В Россию туристы не едут за вкусной едой, как в Италию»

Прожив 12 лет в Италии, Андрей Зайцев узнал все секреты итальянской кухни. «В этой стране — культ еды, — говорит он. — Невозможно не научиться готовить: в этом живешь». Итальянцев сложно удивить приготовлением местных блюд, но у Андрея это получилось. Однако открывать рестораны в Италии он не хочет: «Нужно заниматься этим бизнесом там, где живешь». Поэтому, вернувшись в Россию, Андрей Зайцев занялся популяризацией итальянской кухни в родной стране.

Первым ресторанным проектом Андрея в России был ресторан «Синьери», который он открыл в Москве в 1998 году. Он успешно проработал до 2002 года, когда заведение было закрыто по техническим причинам: рядом развернулась масштабная стройка.
Андрей Зайцев
Следующий проект Андрея Зайцева, ресторан НОА, открылся в 2003 году. Это заведение рассчитано в первую очередь на солидную искушенную публику, знающую толк в хорошем отдыхе, гастрономии и сервисе. В 2008 был открыт ресторан l`Albero, который расположился посреди тихого московского парка в центре столицы. Последний проект Андрея Зайцева, ресторанный комплекс «Старый телеграф», появился в декабре
2009 года.

В планах Андрея — открыть новый ресторан, который, по его словам, будет представлять собой «нечто среднее между ресторанами высокой кухни и демократичными заведениями». Отличительные черты нового ресторана — небольшое количество столиков, высокое качество продуктов, быстрота приготовления блюд. В заведении будут работать два официанта и 3-4 повара. Последним, не исключает Андрей, возможно, даже будет принадлежать доля в бизнесе. Подобный формат напоминает маленькие семейные рестораны в Италии, где хозяева сами встречают гостей, готовят и обслуживают посетителей.

В школе Андрей Зайцев мечтал стать спортивным тренером и поступил в институт физкультуры. После окончания учебы переехал в Италию, где у него появился бизнес в сфере высокой моды. Принадлежащая Андрею компания Diamant S.r.l., офис которой находится в центре Милана, занимается дистрибьюцией итальянских марок одежды и обуви в странах Восточной Европы. Андрей Зайцев первым привез в Россию такие марки как Alberto Guardiani, Roberto Botticelli, Rocco-Pi. Сейчас компания представляет бренды ALV by Alviero Martini, Woolrich, Strenesse GS, John Varvatos, Bogner и многие другие.

Недавно в Италии у Андрея появился новый бизнес: консъерж-служба luxury-класса Diamond-LL. Прожив в Италии много лет, Андрей всегда с удовольствием рекомендует друзьям рестораны, отели, спа-центры, маршруты путешествий. Сейчас это стало новым направлением его бизнеса.
Любовь к спорту Андрей сохраняет по сей день: катается на сноуборде и на лыжах, занимается виндсерфингом, кайтсерфингом, вейкбордингом. Все путешествия Андрея Зайцева связаны с активным отдыхом — спортом, охотой, рыбалкой. По его собственному признанию, увлечения так захватывают его, что занимают все свободное время, поэтому гараж ресторатора вместе с машинами под завязку забит спортивными принадлежностями — резиновыми лодками, кайтами, лыжами, специальными костюмами и обувью. Но самой сильной страстью Андрея Зайцева является гастрономия.

Сейчас Андрей с удовольствием готовит в своих заведениях для гостей и друзей после каждой удачной охоты или рыбалки. Меню регулирует, но поваров, по собственному признанию, «не напрягает», доверяет им: «Я бы не пригласил повара к себе в ресторан, если бы не был уверен, что это повар высокого класса».


Разброса концепций у нас нет


Ресторанный комплекс «Старый телеграф» объединяет заведения трех направлений —   кофейню, пиццерию и ресторан японской кухни. На фото — кофейня

— Андрей Владимирович, помимо ресторанного, Вы имеете и другие виды бизнесов. На каком месте в Ваших личных приоритетах находится Ваш ресторанный бизнес — московские заведения? Зачем они Вам?

— Рестораны для меня на первом месте, модный бизнес существует уже почти без моего участия. Я всегда был окружен людьми, которые любили готовить. Интерес к приготовлению еды мне привила бабушка — на ее столе никогда не было разогретых блюд. К моему дяде все, кто его знал, ездили на манты. Несмотря на то, что готовить я любил всегда и хорошо умел это делать еще до приезда в Италию, там я убедился, что в Италии невозможно не научиться готовить. Разговоры о еде итальянцы ведут круглые сутки! За обедом они обсуждают, куда пойдут ужинать, за ужином говорят о том, что будет на завтрак. Когда я вернулся в Россию, друзья постоянно спрашивали меня: «Когда же ты откроешь собственный ресторан?» И вот, это случилось…

— Как соотносятся в финансовом плане все эти виды бизнесов — Вы допускаете финансирование одного за счет другого или считаете это недопустимым?

— Вполне допускаю!

— Очень многие рестораторы говорят, что «на ресторанах много не заработаешь» — и в большинстве случаев они не кривят душой, если, конечно, речь не идет о каких-то очень высоких статусных заведениях или сетях. Как Вы считаете, насколько справедливо это утверждение?

— Полностью справедливо, сейчас рестораны уже не приносят такого дохода, как раньше. Сейчас все виды бизнеса находятся примерно в одинаковом состоянии, у всех спад — и в модном, и в алкогольном бизнесе, и в других сферах.

— В настоящее время Вы занимаетесь в Москве тремя разными ресторанными направлениями: рестораном высокой кухни НОА, итальянским рестораном l,Albero и ресторанным комплексом «Старый телеграф». Как справляетесь с таким разбросом концепций, каждая из которых требует своего подхода и определенных конкретных знаний?

— У нас нет разброса концепций: итальянская кухня везде является основной за исключением кафе «Суши-Румба» (входит в комплекс «Старый телеграф»), в котором объединились два направления — японское и латиноамериканское. Суши мы подаем с латиноамериканскими соусами, интерьер оформлен в стиле бразильского карнавала, и каждые четверг, пятницу и субботу здесь проходят веселые вечеринки. Когда я задумывал проект «Старый телеграф», японская кухня хорошо работала. Она и сегодня работает, но сейчас наблюдается некоторый спад интереса к этому направлению. Но даже в «Суши Румбу» мы добавляем и русское, и итальянское меню.

— Контролируете ли Вы лично все открытые заведения? Удается ли это?

— Контролирую, насколько могу. У меня отличная команда, которой я доверяю.

— И здесь, в продолжение, неизбежно: как подбираете кадры? Приходилось ли отказываться от людей по причине их профнепригодности?

— Отказываться приходилось, конечно. Подбираем традиционным способом — объявления в Интернете, затем собеседование. Разумеется, это не касается шеф-поваров. В l’Albero и НОА шеф-повара — итальянцы, профессионалы высокого класса, которые до приезда в Россию руководили кухней ресторанов с тремя звездами Мишлена. В частности, Никола Канути (l’Albero) стал известен в Европе как руководитель нескольких ресторанных проектов знаменитого Алена Дюкасса. На таких людей я выхожу через знакомых, отслеживаю, когда у них заканчиваются контракты и предлагаю сотрудничество. Кроме того, в моей команде есть люди, которые работают со мной с самого начала (с ресторана «Синьери») и выросли с официантов до директоров и заместителей директоров ресторанов.

— Изменилось ли отношение к кадровой проблеме в связи с мировым экономическим спадом? Изменилось ли отношение к работе штатных специалистов, в том числе и линейного звена — поваров, официантов?

— Нет, отношение не изменилось, так как у нас в команде всегда были жесткие требования к кадрам.
Лучше, чем итальянцы, блюда итальянской кухни никто не может приготовить!..

— Андрей Владимирович, Вы прожили в Италии 12 лет, знаете правила ведения бизнеса в этой стране. Насколько они отличны от российских реалий? Насколько тяжело (или легко?) Вам работается у нас и в Италии? Это касается и взаимоотношений «бизнесмен-чиновник», и отношений «владелец-управляющий-персонал», да и подход к работе сотрудников предприятий у нас и за рубежом, вероятно, отличается.
Ресторан НОА рассчитан на искушенную публику, знающую толк в гастрономии и сервисе
— Что касается взаимоотношений с чиновниками, то разрешения трудно получить и у нас, и в Италии, но, возможно, у нас это несколько сложнее, больше бюрократии. В Италии больше профессионалов. Везде можно найти школы для поваров, для официантов, поэтому среди обслуживающего персонала больше людей, умеющих делать свое дело. В России школ для официантов нет, приходится обучать самим. Владельцы итальянских ресторанов, как правило, сами работают в своих ресторанах вместе с семьей, чтобы минимизировать расходы. Это позволяет всегда контролировать качество продуктов. Если в ресторане нет владельца, то для итальянца это является минусом. У нас такая традиция почти нигде не распространена. Поэтому я стараюсь как можно чаще бывать в своих ресторанах.

В Италии больше профессионалов. Везде можно найти школы для поваров, для официантов, поэтому среди обслуживающего персонала больше людей, умеющих делать свое дело. В России школ для официантов нет, приходится обучать самим. Владельцы итальянских ресторанов, как правило, сами работают в своих ресторанах вместе с семьей, чтобы минимизировать расходы. Это позволяет всегда контролировать качество продуктов. Если в ресторане нет владельца, то для итальянца это является минусом. У нас такая традиция почти нигде не распространена. Поэтому я стараюсь как можно чаще бывать в своих ресторанах.

— Как Вы оцениваете уровень российских поваров и официантов? Как, по Вашему мнению, отличается ситуация с обслуживающим персоналом за рубежом и у нас?

— В последнее время стали появляться российские повара высокого уровня. Но из них, я считаю, только Анатолий Комм готовит блюда русской кухни, остальные готовят не русскую еду. С официантами сложнее, сильных официантов высшего класса я не знаю. Это связано с тем, что в России нет школ официантов. Поэтому официанты не профессионалы; в отличие от европейских стран, они не выбирают профессию официанта на всю жизнь, отсюда и соответствующее отношение. В Италии, например, за работу официанта, во-первых, хорошо платят и, во-вторых, это уважаемая профессия и всегда есть возможность работать. Между прочим, в советское время в России была большая школа официантов международного класса, с изучением иностранного языка.

— Вы приглашаете в свои московские заведения шеф-поваров иностранцев. Чем Вас привлекают иностранные повара, что именно они умеют делать лучше наших?

— Я приглашаю специалистов экстра-класса, и, по моему глубокому убеждению, — лучше, чем итальянцы, блюда итальянской кухни никто не сможет приготовить!

— Однако то, что повар сумел стать очень успешным за рубежом, еще не означает, что он справится с нашим персоналом и нашими житейскими трудностями — один контроль за поставщиками чего стоит! Как решаются подобные сложности у Вас?

— В этом отношении мне везет на поваров. Бывает, что они жалуются, но приспосабливаются, а я им всегда оказываю поддержку. Если шефа не устраивают продукты, он может вернуть их поставщику.

— Чему стоит поучиться нашим людям у иностранцев и, напротив, чему, может быть, иностранцы могли бы поучиться у нас?

— Поучиться у иностранцев стоит нам, и прежде всего — серьезному отношению к работе!

Ноа — это полинезийский бог жемчуга, который стал символом одного из заведений Андрея Зайцева. Здесь предлагаются блюда средиземноморской, европейской и итальянской кухнонь. Шеф-повар ресторана — признанный мэтр haute cuisine Мирко Калдино, который до НОА работал шеф-поваром в ресторане il Rosmarino (3 звезды самого авторитетного ресторанного рейтинга Мишлен) на Лигурийском побережье Италии. Особенность построения ресторана НОА — наличие двух аквариумов в зале с живой продукцией: столько видов морских обитателей сразу нечасто можно где-то увидеть. Камчатский край, рыба тюрбо, бретонские и камадские омары, лангусты и лангустини — на выбор!


Кризис находится в самом начале


Ресторан НОА рассчитан на искушенную публику, знающую толк в гастрономии и сервисе

— У Вас в Москве три заведения, одно из которых — целый ресторанный комплекс! — был открыт незадолго до кризиса, в 2008 году, а второй — вообще в самый его разгар, в декабре прошлого года. Как они выдержали этот кризис?

— В НОА упала выручка на 30-40%, l’Albero и «Старый телеграф» открылись как раз во время кризиса, поэтому сравнивать не с чем, — раньше эти заведения не существовали. В кризис люди действительно не хотят много тратить на рестораны. Однако комплексу «Старый телеграф» было проще пережить экономический спад, так как там демократичный средний чек — 500-1000 рублей, тогда как в НОА и l’Albero — 3000 рублей.

— Для того чтобы выстоять, пришлось ли оптимизировать работу заведений и как именно?

— Пришлось сократить расходы и персонал, найти новые, более оптимальные решения с поставщиками по закупке продуктов, в некоторых случаях найти новых поставщиков, если старые не хотели идти нам навстречу.

— Как, по Вашему мнению, повлиял кризис на российский ресторанный рынок в целом?

Ресторан l’Albero находится между двух крыльев особняка, благодаря чему дарит каждому посетителю ощущение загородного итальянского паллацио в центре Москвы. По словам Андрея Зайцева, ему хотелось создать по соседству с Садовым кольцом очень тихий немосковский уголок, «чтобы ничто не напоминало о том, что мы находимся в центре Москвы, а было ощущение загородного, уютного дачного места, вдалеке от города». Кухней l’Albero заведует итальянец Никола Канути (Nicola Canuti), который стал известен в Европе как руководитель нескольких ресторанных проектов знаменитого Алена Дюкасса (среди них — лондонский ресторан Alain Ducasse at the Dorchester, имеющий 3 звезды Мишлена, и Spoon des Iles на Маврикии).


— В целом на ресторанном рынке произошел спад. В России походы в ресторан и дорогие развлечения стали одними из основных позиций, на которых люди решили экономить. Впрочем, у нас и до кризиса существовала проблема, связанная с тем, что в России нет культуры похода в ресторан. В Москве есть 10 ресторанов, куда ходят одни и те же люди, и нет туристов, которые бы приезжали сюда за вкусной едой.

— А как экономический спад повлиял на ресторанный рынок Европы? Насколько наши сегодняшние ситуации отличаются друг от друга?

— В Европе он начался чуть позже. Там тоже на 30-40% сократилась посещаемость ресторанов, но в Европе всегда есть туристы, готовые потратить деньги на ресторан, у нас же такого нет. Если и приходят иностранцы, то, как правило, это те, кто работает в Москве.

«Старый телеграф» объединяет заведения трех самых популярных среди москвичей направлений — кофейню, пиццерию и ресторан японской кухни. В данном проекте воплотилось желание Андрея Зайцева открыть демократичное заведение с максимально вкусной кухней и уютной домашней атмосферой. Кофейня «Старый телеграф» предлагает гостям собственную выпечку и десерты в сочетании с умеренной ценовой политикой (средний чек — 200-500 рублей). Также в меню предлагаются супы, салаты, лораны и сэндвичи. В пиццерии Sorriso пицца готовится на глазах у посетителей, которым также предлагаются мясные блюда с открытого огня мангала. Ресторан «Суши-Румба» представляет японскую кухню с латиноамериканским акцентом.

— Как Вы считаете, можно ли сейчас говорить о конце экономического спада или следует ждать «вторую волну»?

— В этом плане я не оптимист. По моему мнению, кризис находится в самом начале, и экономический рост пока не прогнозируется.

В целом на ресторанном рынке произошел спад. В России походы в ресторан и дорогие развлечения стали одними из основных позиций, на которых люди решили экономить. Впрочем, у нас и до кризиса существовала проблема, связанная с тем, что в России нет культуры похода в ресторан. В Москве есть 10 ресторанов, куда ходят одни и те же люди, и нет туристов, которые бы приезжали сюда за вкусной едой.

«Старый телеграф», объединяет заведения трех самых популярных среди москвичей направлений — кофейню, пиццерию и ресторан японской кухни. На фото кафе «Румба»
— Андрей Владимирович, в Ваших планах — открыть новый ресторан, который будет представлять собой «нечто среднее между ресторанами высокой кухни и демократичными заведениями» по типу семейных ресторанчиков в Италии. И в данном случае интересно было бы узнать Ваше мнение о будущем российского ресторанного рынка, так как, похоже, такие ресторанчики у нас вряд ли приживутся из-за «сетизации» рынка. За счет чего Вы думаете выстоять?

— Если я буду сам присутствовать и готовить и найду концепцию между высокой кухней и домашней едой, найду подходящие по цене продукты и недорогую аренду, то уверен, что заведение будет иметь успех!

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх