В рамках структуры Федерации Рестораторов и Отельеров России действует Координационный совет, работу которого координируют его Председатель Сергей Миронов и я - Ирина Благовещенская, вице-президент ФРиО по экономике, финансам и инвестициям в индустрии гостеприимства.
Координационный совет активно участвует в решении таких проблем, стоящих перед отраслью гостеприимства, как:
Одна из ключевых проблем для обеления отрасли – увеличение налоговой нагрузки на бизнес и недобросовестная конкуренция со стороны ряда участников рынка, использующих незаконные схемы оптимизации, включая дробление бизнеса.
Рассмотрим более детально вопрос, касающийся повышения порога по применению льготы для предприятий питания с 2 до 3 млрд руб., который был инициирован Координационным советом ФРиО и реализуется Сергеем Константиновичем Мироновым, председателем КС ФРиО, в рамках взаимодействия с органами государственной власти, убеждая их в необходимости решения данного вопроса. Работа продолжительная и требующая участия ключевых игроков отрасли гостеприимства. В рамках Координационного совета мы смогли объединить усилия наиболее ответственных представителей крупного бизнеса и продолжаем привлекать к нашей деятельности новых предпринимателей.
Начиная с пандемийного 2020 года и продолжая кризисом, последовавшим после, отрасль гостеприимства оказалась в крайне сложном положении. Многие предприятия стали закрываться, продавать свой бизнес, уходить с рынка. Ресторанный бизнес становился нерентабельным. Необходима была помощь со стороны государства. И государство поддержало, услышав аргументы бизнес-сообщества.
С 1 января 2022 года для предприятий питания введены льготы:
Для применения освобождения от НДС по услугам питания предприятиями должны одновременно выполняться следующие условия:
Были получены положительные результаты как для бизнеса, так и для бюджета после введения льготы по отмене НДС для предприятий питания.
По итогам 2022 года:
Исходя из обратной связи от рестораторов, которые начали пользоваться этой льготой в 2023 году, и помимо этого, руководитель ФНС, Даниил Егоров, приводил данные в одном из своих интервью, что поступления в консолидированный бюджет составили 128,5 млрд руб. с темпом роста 115,6% (+17,3 млрд руб., в том числе НДФЛ 6,6 млрд руб.), можно сделать вывод, что положительный тренд по поступлениям в бюджет сохраняется.
Почему так произошло? Недополученные средства в виде НДС перекрыли поступления по НДФЛ, страховым взносам и налогу на прибыль обелившихся предприятий питания. Экономическая целесообразность введённой льготы подтвердилась.
Прежде чем делать какие-то выводы и негодовать, почему именно для индустрии гостеприимства были введены такие преференции, предлагаю рассмотреть мультипликативный эффект отрасли HoReCa, т.е. взаимосвязанность различных секторов экономики и то, как первоначальные изменения в экономических показателях одного сектора могут приводить к более значительным результатам в другом.
Индустрия туризма и гостеприимства создает значительное количество рабочих мест и обслуживает туристические потоки, способствуя развитию экономики и имиджу страны. Помимо этого, большая доля рынка питания «вне дома» приходится на предприятия закрытого типа, предоставляющих услуги питания в образовательных и медицинских организациях, на заводах и в иных организациях, в которых есть столовые, буфеты для сотрудников. И в данном случае важно говорить о социальной значимости сферы питания «вне дома», поскольку отрасль оказывает влияние на качество жизни всего общества, реализуя задачи, связанные с укреплением здоровья людей и повышением производительности их труда.
Индустрия гостеприимства является человекоемкой отраслью с долей затрат на ФОТ, в среднем, 30% от выручки, что, соответственно, приводит и к значительным выплатам страховых взносов и НДФЛ. Ручной труд в ресторанном бизнесе невозможно полностью автоматизировать. В крупном бизнесе, как и в малом бизнесе, процессы приготовления, обслуживания реализуются с использованием ручного труда поваров, официантов, барменов. При этом, крупный бизнес несет дополнительные расходы по сравнению с компаниями, относящихся к малому и среднему предпринимательству:
Возможность использовать налоговую льготу в виде НДС будет стимулировать участников рынка к открытию новых кафе, ресторанов, развивать бизнес, что приведет к созданию новых рабочих мест, разработке и внедрению современных технологий и решений, влияющих на общий уровень развития ресторанного бизнеса. Соответственно также будут увеличиваться прямые налоговые поступления в бюджет в части НДФЛ, страховые взносы, налог на имущество, а также налоговые поступления от поставщиков товаров, услуг, работ, работающих с ресторанным бизнесом.
На сегодняшний день крупный ресторанный бизнес для дальнейшего развития видит необходимость в увеличении порога по выручке. Многие крупные игроки рынка, приблизившиеся по выручке к 2 млрд. руб. в год, уже замораживают планы по новым открытиям заведений.
С инициативой по увеличению порога в Правительство России обратился Координационный совет Федерации Рестораторов и Отельеров России. Вопрос прорабатывался почти весь прошлый год.
Позицию бизнеса при взаимодействии с органами государственной власти председатель КС ФРиО С.К. Миронов объяснял следующим. При увеличении выручки свыше 2 млрд. рублей предприятия питания по уровню рентабельности оказываются в несравнимо худшей ситуации по сравнению с конкурентами с оборотами до 2 млрд. руб., относящимся к МСП, из-за резкой дополнительной нагрузки в части НДС. Данная ситуация является значительным барьером для развития отрасли и ограничивает потенциал роста компаний. Возникает риск, что компании будут дробиться или остановят свое развитие.
В целом, с 2025 года увеличилась налоговая нагрузка на бизнес:
Параллельно с повышением налоговой нагрузки в отношении всего ресторанного бизнеса налоговой службой реализуется Отраслевой проект «Общественное питание», направленный на исключение нарушений налогового законодательства предприятиями питания, ведется борьба с дроблением бизнеса, непробитием чеков, «серыми» зарплатами.
Необходимо также учитывать, что пороговое значение в размере 2 млрд. рублей для использования льготы по отмене НДС было введено в 2022 году на основании прогнозов по экономической ситуации в 2021 году, и не пересматривалось в отличии, например, от предельных лимитов применения упрощенной системы налогообложения, которые ежегодно индексируются на коэффициент-дефлятор (в 2023 году коэффициент-дефлятор составлял 1,257, в 2024 году – 1,329). В рамках налоговой реформы порог выручки по упрощённой системе налогообложения увеличен с 01.01.2025 г. практически в два раза – с 250 (265) млн руб. до 450 млн руб.
Нельзя забывать и про инфляцию, которая приводила к увеличению цен для конечных потребителей предприятий питания, и как следствие, увеличивала обороты компаний, но при этом не увеличивала рентабельность бизнеса. Плюс ко всему, высокая ключевая ставка при одновременно снижающемся уровне рентабельности ресторанного бизнеса снижает мотивацию по инвестированию в открытие новых заведений, а банковские кредиты становятся еще более недоступными.
В целях стимулирования дальнейшего развития отрасли от Координационного совета ФРиО вышло предложение поднять планку по выручке. Средства, которые высвободятся в связи с освобождением от НДС, будут направлены на открытие новых ресторанов, повышение зарплат сотрудникам, что, в свою очередь, приведет как к развитию экономики, так и к росту налоговых отчислений в виде налогов с ФОТ, НДФЛ, налога на прибыль и НДС у поставщиков, который не будет предъявляться к вычету.
Ирина Благовещенская, вице-президент ФРиО по экономике, финансам и инвестициям в индустрии гостеприимства
Основатель и руководитель Escape Consult Group
Основатель Клуба «HoReCa & Ирина Благовещенская»
Таким образом, увеличение порога до 3 млдр руб. по освобождению от НДС для предприятий питания, работающих на общей системе налогообложения, даст дополнительный импульс к продолжению обеления отрасли, консолидации бизнеса, делая отрасль более устойчивой, увеличит налоговые отчисления, а также позволит реализовать туристский потенциал регионов за счет роста инвестиций в сферу гостеприимства, формируя необходимую инфраструктуру и условия для внутреннего и въездного туризма.
Поскольку проведенная налоговая реформа направлена на уменьшение дисбаланса налоговой нагрузки и формирование условий для дальнейшего экономического роста, то с этой точки зрения, увеличение предельного значения по доходам предприятий питания для возможности использовать льготу по отмене НДС является логичным решением.
Ожидаем официальные документы относительно повышения порога выручки для применения предприятиями питания льготы НДС по итогам взаимодействия Координационного совета Федерации Рестораторов и Отельеров и представителей Минфина и ФНС. Надеемся на дальнейшее положительное взаимодействие бизнеса и власти.
Ирина Благовещенская,
+7 (495) 211 48 48
https://vk.ru/iren_escape
escape@esccons.ru
https://esccons.ru
В связи с последними громкими делами по уходу от уплаты налогов и введением новых правил и законов для бизнеса, в том...
Все мы понимаем специфику отрасли, приводящей к нехватке персонала в сезон высокой загрузки и необходимости сокр...
Ирина Благовещенская, советник Президента Федерации Рестораторов и Отельеров по финансовым вопросам, основатель конса...
Оптовая компания METRO активно развивает винную полку российских вин, предлагая широкий ассортимент как для розничных...
С 20 по 22 мая 2025 года в крупнейшем выставочном центре города-курорта Сочи в Гранд отеле «Жемчужина» со...
Новый сезон – новые тренды. Заметили, как с приходом весны на улицах мгновенно расцветают плащи необычного кроя...