Открытие пекарни сейчас является тенденцией в современном ресторанном бизнесе. Она развивается по нескольким направлениям. В частности, сейчас набирает обороты крафтовое хлебопечение: хлеб, приготовленный вручную, считается более ценным и полезным. О том, чем ещё отличается крафтовый хлеб от обычного, мы поговорили с Дмитрием Щербаковым, бренд-шефом ресторанной группы «Сититель групп» (отели Best Western, «Октябрьская», «Санкт-Петербург», французский ресторан Du Nord 1834, рестораны La Vue, «Беринг» и «Ассамблея»). Крафтовым хлебом Дмитрий занимается с 2011 года, когда открылся ресторан-пекарня Du Nord.
— Дмитрий, что такое крафтовый хлеб?
— Это хлеб ручной работы — тот, который делается руками фактически на всех этапах приготовления. Сначала готовится закваска, которая некоторое время выстаивается, вызревает. На основе этой закваски вымешивается хлеб — злаковый, пшеничный, ржаной или любой другой. Правильная закваска даёт хлебу правильный аромат, правильный вкус. После этого хлеб формуется, слегка отлёживается в специальных камерах расстойки, и только тогда начинает отпекаться. Есть несколько вариантов отпёков. Первый — в подовой печи: хлеб скидывается прямо на камень. Такой хлеб более ценный. У нас, как и во Франции, таким способом выпекаются багеты, ремесленный хлеб, чиабата. Второй способ — ротационные печи: большая тележка с хлебом заезжает в печь, начинает крутиться и тем самым готовится.
— Есть ли какие-то технические характеристики или критерии, по которым определяется крафтовый хлеб?
— Под крафтовостью я бы выделил закваску. Мы сами прорабатываем закваску под каждый хлеб индивидуально. Она используется в хлебах ручной работы — это некий почерк крафтового хлеба.
— Сколько хранится такой хлеб?
— Всё зависит от той же закваски — именно она продлевает жизнь хлеба. Правильная кислотность позволяет ему оставаться свежим 3–4 дня, если его просто упаковать в пергамент. А вот если положить в пакет, то время хранения увеличивается!
— Дмитрий, а что вы делаете с хлебом, который уже не подходит для продажи?
— Стараемся перерабатывать. Можем сделать панировачные сухарики или кростини. Иногда отдаём в хосписы. Также участвуем в благотворительных акциях — бывает отдаём что-то в «Ночлежку».
— Как лично вы пришли к этому направлению?
— Есть хлеба, которые готовятся из смеси: замешал смесь с мукой — получил продукт. А мне кажется, хлеб намного вкуснее, если он сделан не из смеси, а на какой-либо закваске. Секрет крафта в том, что мы не используем никаких улучшителей и добавок. Крафтовая история — это натуральный и здоровый хлеб. И дошёл я до этого очень просто: всё, что идёт из Европы за евро и доллары, стало стоить очень дорого.
— Насколько крафтовый хлеб популярен в мире?
— Во Франции часть пекарен делает крафтовый хлеб, и он ценится значительно больше и стоит дороже, потому что его произвести сложнее. Часть пекарен работает с хлебом с более массовым способом приготовления — на опаре и отпёках.
— А в других странах?
— Крафтовый хлеб — очень популярная европейская история. В Америке процесс более стандатизирован. Хотя сейчас, например, «Макдональдс» хочет выпустить линейку бургеров с крафтовыми булочками — потому что всё больше людей хотят получить более качественный и интересный продукт.
— А что на счёт России?
— В России эта тенденция развивается последние пять лет. По моим ощущениям, она заходит аккуратно-аккуратно: не так много людей это понимают. Но шефам становится интересно делать хлеб, который отличается.
— Есть ли у крафтового хлеба определённая целевая аудитория?
— Мне кажется, аудитория крафта — это так называемые хипстеры: современная молодёжь — те, кому хочется есть в интересных местах.
«Крафт — это небольшое производство, пекарня, которая производит штучный товар. Я считаю, что будущее именно за таким продуктом».
— Возможно ли изготавливать такой хлеб на заказ, иногда отходя от рецептуры?
— Наша пекарня Du Nord как раз славится тем, что мы делаем хлеб под заказчика! Хлеб определённой формы, с различным наполнением.
— Можете привести пример какого-то интересного хлеба?
— Пошёл тренд разноцветных булочек — чёрных, зелёных, красных. Мы их делаем на натуральных красителях: красный — это свекольный, чёрный — чернила каракатицы, зелёный — шпинат.
— Как вы думаете, в каком направлении следует двигаться человеку, который занимается хлебопечением в России?
— Крафт — это небольшое производство, пекарня, которая производит штучный товар. Я считаю, что будущее именно за таким продуктом. Даже в такой сложной ситуации как сейчас, когда он стоит дороже, чем обычный. Крафтовый хлеб более натуральный, без сухих дрожжей.
Одна из современных тенденций — движение правильного питания. Крафтовый хлеб вписывается в него идеально.
Modern Bakery Moscow | Confex — это коммуникационная платформа, объединяющая производителей и поставщиков техно...
14 июня в Москве стартовала ведущая международная специализированная выставка Modern Bakery Moscow для...
На фоне ухода иностранного фастфуда потребительский интерес переключается на традиционную выпечку.