Об истории создания системы автоматизации бизенеса для кафе и ресторанов Saby Presto (многим известной как СБИС), её настоящем и будущем говорим с руководителем направления Saby Presto в компании «Тензор», Надеждой Беляевой.
Надежда, СБИС, равно, как и «Тензор», было видно и слышно и десять, и двадцать лет назад. Это всегда ассоциировалось с защищённым документооборотом, электронной подписью, торгами и так далее. А сейчас вдруг получилось, что это один из быстро растущих игроков рынка автоматизации заведений общественного питания. Как это произошло? И как Вы пришли в компанию?
— Компания на рынке двадцать семь лет. В ней на сегодняшний день работают 7000 человек. У нас 100 филиалов и 11 центров разработки. А начиналось всё не с гаража, как это бывает в кино про IT, а с подвала. Изначально компания торговала компьютерным «железом», далее занималась автоматизацией учёта и электронной отчётностью. Потом появился электронный документооборот, который мы развивали, уже активно используя облачное хранение данных. Полноценно мы с нашей CRM перешли «в облако» к 2010-му году.
Когда появились электронные подписи, мы стали одним из лидеров и этого направления, так как без него ни отчётность, ни ЭДО развивать невозможно. Потом началась кассовая реформа, у нас появился свой оператор фискальных данных. Мы передаём в налоговую чеки клиентов, надежно храним их у себя, поскольку располагаем необходимыми ресурсами. Тогда же мы осознали, что вся система полностью меняется, людям нужны принципиально новые кассы. И мы начали заниматься ещё и кассовой техникой. Так у нас появилась своя розница, а в 2015-м году – и свои рестораны. Первым был ресторан «Мили» в Ярославле, впоследствии появился ещё один – в Екатеринбурге, возникли собственные столовые, а теперь у нас есть и фастфуд. В общем, на сегодняшний день в области HoReCa у нас работает 12 проектов.
Сначала нужно было накормить своих сотрудников, и мы строили собственные здания, чтобы их разместить. Когда появились свои рестораны, возникла идея их автоматизировать, так компания начала заниматься программным обеспечением и под эти цели.
В столовых вы кормите собственный персонал?
— Не только. В большинство из них можно прийти с улицы. У сотрудников свои опции – они обедают по безналичному расчёту, «под зарплату», по внутренним ценам. Скажем, это часть корпоративной культуры: сотрудник должен быть сыт и доволен.
Что касается меня, я работаю в компании 14 лет, начинала менеджером по продажам. Но моя самая первая работа была связана со сферой гостеприимства. Я прошла весь путь снизу вверх: работала официантом, потом менеджером, позже – управляющей. Это был очень известный ресторан в Сочи. Работа в этой отрасли, конечно, же, очень полюбилась мне.
Так сложилось, что, когда появилась Presto, я была одним из первых менеджеров по продажам этой программы. Я жила тогда в Вологде. Именно в этом городе как раз тестировалась и выводилась на рынок новая ресторанная система компании. И впоследствии, когда направление набрало обороты, я стала его руководителем.
В тот момент, когда мы поняли по работе со своими точками, что плюс-минус в Presto внедрён весь необходимый функционал и он полностью закрывает нишу небольших заведений, мы начали активно продавать продукт.
Значит, Presto уже семь лет на рынке?
— Семь лет мы его продаём, а работа над ним началась лет девять назад. Изначально мы его написали для своих заведений, хотя и с оглядкой на перспективу последующей монетизации.
Если сравнивать системы автоматизации для ресторанов, чем Presto отличается от остальных? Чем вы лучше?
— Этот вопрос нам часто задают. Первое, что хочется отметить, что мы система, которая давно, с самого начала – в облаке. Мы были одними из первых в этой области, и наше облако работает очень устойчиво, ибо на нём завязаны и все наши другие продукты. Presto представляет собой платформу, из которой под любые задачи, как из конструктора, можно собрать любую нужную конфигурацию, свой индивидуальный «кабинет». И там можно «закрыть» задачи любого сотрудника.
Грубо говоря, у нас всё – своё. Так, мы аккредитованный ФНС оператор электронного документооборота и официально №1 по количеству подключенных контрагентов, поэтому у нас свой и, к тому же, один из лучших на рынке ЭДО с поставщиками. Появился ЕГАИС, потом «Меркурий», маркировка – мы с каждой системой интегрированы как официальный оператор ЭДО. В том же ЕГАИС наши клиенты видят остатки в режиме онлайн, чего больше нет практически ни у кого. Важно и то, что мы сами работаем в этой же системе, знаем её со стороны клиента, изнутри.
Поскольку наша компания крупная и многоотраслевая, то мы создали полноценную экосистему, в которой учтены специфика работы каждого специалиста. Например, HR, который занят приёмом людей на работу, может проверить сотрудника по всем базам: по судебным приставам, по налогам, является ли он учредителем действующих юрлиц и так далее. Тут же ему можно предоставить учётную запись для входа в систему и назначить права. В системе видно, был ли ему выдан служебный бейдж, когда он сегодня отметил выход и уход с работы, сколько ему начислено зарплаты.
То есть, наша система гораздо шире и глубже, чем привычные средства автоматизации на этом рынке. У других участников главное – front office, а остальное приходится докупать у третьих сторон и интегрировать. Хотите программу лояльности – докупайте ReMarked. Хотите бухгалтерию – докупайте «1С» или её аналоги, хотите отчётность – «СБИС». В итоге бизнес, у которого всего одна точка, работает сразу в четырёх-пяти программах. А если взять все их рабочие взаимодействия, то выйдет ещё больше и от разных вендоров.
Мы же всё закрываем по принципу «одного окна», потребности любого бизнеса, в частности – ресторанного.
Если мы Вас правильно поняли, то, по сути, Presto можно отнести к классу ERP-систем.
— Думаю, да. С учётом всех расширений базового пакета, которые клиент может докупить по необходимости, в итоге получится полная система управления ресурсами предприятия. Говоря языком IT, платформа многокомпонентная, и для каждой роли, для каждого сотрудника предусмотрена своя конфигурация. В интерфейсе даже так называемый «аккордеон», меню на основе вкладок, для разных ролей принципиально отличается. Для бухгалтера он выглядит так, для маркетолога – иначе. У каждого сотрудника – свой «рабочий стол», где нет никакой лишней информации и не требуется никаких дополнительных настроек. Если функции сотрудника изменятся, то можно подключить дополнительные модули. При этом все делается мышкой за 5 минут, без обновления серверов и работы программистов. А руководитель при этом из своего личного кабинета может видеть всё, что его интересует. И каждый личный кабинет является ещё и кабинетом сотрудника в корпоративном портале, на который сейчас активно переходят наши клиенты-сети. Там и база знаний, и все новости компании, и оповещения сотрудников и так далее. Какую бы роль они не выполняли, все они будут видеть относящуюся к ним информацию.
Расскажите об этом корпоративном портале подробнее.
— Ну, это такое кроссплатформенное дополнение к основной системе. Вы можете пользоваться им с телефона или планшета, или, как я уже сказала, с рабочего места через личный кабинет. Это средство многосторонней коммуникации с персоналом в рамках заданных ролей. Здесь может быть и «доска почёта» с «официантом месяца» или «лучшим бухгалтером региона», рейтинги, опросы, конкурсы с элементами геймификации и неформальные мероприятия по тимбилдингу. Очень здорово, что, помимо этого, можно выпустить собственную внутреннюю валюту заведения, которая начисляется за определенные достижения. Каждый сотрудник самостоятельно может подобрать для себя идеальный презент в «Магазине подарков» и оплатить этой валютой.
Еще в систему включён контроль в рамках корпоративной базы знаний, например, правил или служебных инструкций. Другими словами, у сотрудника появился доступ, скажем, к корпоративной социальной сети, точнее к тем её сегментам, которые соответствуют имеющимся у него в системе правам. Конечно, главным и там остаётся постановка производственных задач и обратная связь о ходе их выполнения, но не на уровне формальных документов. Корпоративный портал позволяет владельцу, менеджменту и отделу кадров «держать руку на пульсе», знать настроение в коллективе на всех уровнях. А сотруднику даёт чувство локтя, ощущение принадлежности к корпорации.
Нарисуйте, пожалуйста, портрет своего клиента.
— Мы очень долго жили с «малышами»: предприятиями, у которых одна-две точки. Им, как правило, нужны «коробочные» решения. И они, конечно, настраиваемые. Можно прописать маршрут любого документа, порядок его прохождения. Накладная ли заведена в систему, поставщик ли изменил цены, – те, кого это касается, сразу увидят у себя уведомление. Любая задача кастомизируется, любая операция может сформировать соответствующую задачу. Разумеется, это требует обучения ключевых сотрудников, но всё равно это решение доступно сразу «из коробки». А вот если у тебя есть какая-то специфика, например, в производстве, под которую нужно писать индивидуальный модуль, то это чаще всего не наша тема.
Конечно, если нам закажут такой модуль за деньги, мы его сделаем, но впоследствии он станет доступен для приобретения и всеми остальными пользователями. Бывает и такое, что себестоимость новинки оказывается достаточно высокой, и клиент не готов заплатить за разработку. Позиция нашего собственника такова, что мы всегда играем «вдолгую», не пытаемся окупить перспективные разработки прямо сегодня. Если мы увидели, что запрос интересный и полезный, мы можем дописать такой функционал за свой счёт и включить его в платформу.
Бывало, что к нам приходили те, кто открывался впервые, часто не имея вообще никакого опыта автоматизации бизнеса, и мы «упаковывали» его полностью: он уходил от нас зарегистрированный во всех обязательных системах, с электронной подписью и с программой Presto. Набравшись опыта на «малышах», заняв значительную долю рынка, мы стали заметны и для более серьёзных игроков. К нам стали приходить крупные сети, и нам пришлось немного адаптировать свою базу под их нужды.
Изначально мы позиционировали себя, как решение для отдельной маленькой пекарни, кофейни, киоска с шаурмой. Но сейчас мы так же удобны и для огромной сети. И у этого появляется интересный побочный эффект. Мы видим, что те вещи, которые были созданы для крупных сетей, под их запросы, теперь начинают использоваться также и маленькими пекарнями и кафе. Любое заведение в HoReCa получило возможность пользоваться теми же средствами, что и лидеры рынка. Мы стараемся расти для всех сегментов. Последнее, что добавили в Presto – материнский кабинет для управления франшизой. Я иногда развожу руками, потому что я не могу очертить одну какую-то область, куда мы идеально подходим. Потому что мы универсальны, мы можем закрыть любую потребность наших клиентов!
Вас слушаешь, и создаётся впечатление, что Presto – не только для общепита. Что она подходит вообще на все случаи жизни.
— Это не так. Мы не берём крупные производства. Но вообще, мы адаптируемся. Стали приходить крупные сети, у которых крупные колл-центры, в том числе принимающие заказы на доставку. Мы смотрим и понимаем, что здесь компания теряет деньги. И мы дописали расширение для колл-центров, в котором можно увидеть местонахождение курьера с конкретной доставкой. Приведу другой пример. У нас появились клиенты в ОАЭ, мы были вынуждены подстроить все интерфейсы таким образом, чтобы они, читающие справа налево, не испытывали никакого неудобства.
Правильно ли мы понимаем, что электронный документооборот включён в базовую комплектацию Presto «из коробки»?
— В базовой комплектации работает приём входящих документов, поэтому да, включён. На самом деле документы формируются на стороне поставщика, так что, можно сказать, что в этом случае за свой модуль платит поставщик. Присутствует «в коробке» и система «Меркурий», поскольку она нужна абсолютно всем ресторанам. Ты сразу заходишь из Presto и можешь вносить свои ВСД. То же касается и ЕГАИС. Мы являемся авторизованным оператором данных, так что юридически значимые документы уходят из системы клиента сразу через наши собственные каналы. Большинство других популярных решений на рынке делают это через поставщика, поскольку не являются операторами данных ЕГАИС. Например, коллеги из DocsInBox иногда говорят, что у них «СБИС под капотом».
Мы прочитали, что новый пользователь «из коробки» получает типовое меню с фотографиями и технологическими картами десятков популярных блюд, так что он может собрать своё меню за ограниченное время.
— Это осталось с тех времён, когда мы выходили на рынок. К нам часто приходили люди, иногда одиночки, которые собирались самостоятельно вести учёт без опыта работы с системами учёта и разработки технологических карт. Я уже сегодня говорила о принципиальной позиции нашего основателя, здесь мы поступили так же. Иногда выясняются удивительные вещи. Кто-то заводит картошку в систему штуками, как в рецепте, а кто-то «живёт в обнимку с калькуляторами». Когда я смотрю на таких людей, у меня возникает ощущение, что, если я когда-нибудь решусь открыть свой ресторан, у меня точно получится (прим. ред. – смеётся). Нам было нужно, чтобы такие люди начали пользоваться нашим софтом. Так что мы взяли меню и технологические карты из действующих заведений, профильных образовательных учреждений, подобрали или сами сделали фото блюд, и завели в систему. С тех пор это доступно для всех клиентов. Разумеется, шаблон можно открыть и отредактировать по своему усмотрению.
Нам иногда даже наши конкуренты говорят: «На какие деньги вы всё это делаете? Это ведь не окупается». На длинном отрезке времени такой подход всегда окупается. Для нас главное – чтобы пользователь извлекал максимум из нашего продукта. У нас есть специальные метрики, и мы внимательно отслеживаем, как и с какой регулярностью наши клиенты работают с тем или иным функционалом.
Это жёсткое правило. Если мы подключили какой-то модуль, например, доставку, и видим, что через какой-то период времени она не заработала, то это – очень плохой признак. Мы начинаем звонить клиенту и помогаем запустить процесс.
Получается, менеджер по продажам несёт ответственность за успех клиента?
— Да. Косвенно, конечно, но несёт. Разумеется, у нас нет непосредственного доступа к данным клиента, но у нас есть статистика использования приложения и его компонентов. И менеджер не может передать клиента в сервис, в техподдержку, пока у него полностью не заработала система. Я как руководитель направления сосредоточена именно на такой мотивации. Наша компания, в отличие от многих других, живёт по метрикам использования функционала приложения.
Мы ещё кое-что интересное увидели на вашем сайте. Там было сказано, что пользователь «из коробки» получит и своё брендированное мобильное приложение.
— Некоторое время назад был бум, все хотели, чтобы у них было собственное мобильное приложение. Однако, потом оказалось, что пользователю неудобно иметь у себя на телефоне десятки приложений кафе и ресторанов. У меня, например, установлено только одно, и это мой любимый ресторан, куда я действительно часто хожу. Но, бывая в разных регионах, я увидела, что этот бум далеко не везде прошёл. И в этих регионах, а их много, мобильные приложения отлично работают. Там владельцам заведений нужно создать типовое, стандартное приложение, при этом не потратив на него много средств и времени. И мы даём им эту возможность. Клиент его собирает сам, как в конструкторе, из типовых блоков. Всё просто и понятно.
От рассказанного вами возникает странное ощущение. Как будто в этой программе «можно делать всё».
— Именно. Мы потому и произносим так часто фразу про знаменитый принцип «одного окна». Если у вас есть Presto, то вам уже не нужно никакое дополнительное программное обеспечение. Практика «разные приложения для разных задач» в области автоматизации уходит в прошлое на наших глазах.
А не кажется ли Вам, что именно в эту сторону двигаются и другие участники рынка?
— Конечно, ведь это общая тенденция. Только не стоит забывать, что мы при этом используем собственные облачные решения, которые отработаны до мелочей, имеют огромный ресурс и продемонстрировали свою стабильность в течение многих лет, а у остальных это движение только начинается.
А какое место на рынке автоматизации кафе и ресторанов является на сегодня самым узким?
— Мне кажется, что это управление товарными запасами. С одной стороны – продукты и сырьё с ограниченным сроком хранения, оборот которых регулируется, с другой – статистически всё ещё не очень хорошо прогнозируемый спрос, на который оказывают влияние десятки случайных факторов, с третьей – разгильдяйство или недосмотр, когда нужная позиция вовремя не внесена в заказ или внесена не в том количестве. Ну, сюда ещё накладываются проблемы с доставкой, а иногда и с необязательностью или невнимательностью поставщиков.
То есть, нам всё ещё приходится решать задачу, которую в прошлом веке блестяще решила Toyota своим lean manufacturing?
— С определённой спецификой. Сюда же можно отнести и вопрос о том, сколько поваров должны выйти в эту смену, сколько официантов, чтобы клиенту не пришлось ждать, а сотрудники не слонялись без дела. Ну, и так далее.
Последний вопрос. Что будет дальше? Что будет происходить на ресторанном рынке, на рынке автоматизации и с вашей компанией?
— Наверное, в ближайшие год-два будет происходить автоматизация всех этапов движения сырья, товаров, готовой продукции – маркировка, автоматический ввод, отслеживание на всех этапах.
То, что Президент назвал «экономикой данных»?
— Можно и так сказать. Что касается компании, то мы развиваемся. Выходим на внешние рынки, отсюда появление торговой марки Saby, потому что, как выяснилось, многим нашим зарубежным клиентам нелегко выговорить «СБИС». Всё большую роль играет и будет играть онлайн. Ну, и думаю, мы будем продолжать увеличивать свою долю рынка (прим. ред. – улыбается).
Беседовал Юрий Тимошенков
Юлиана Шунина – основатель агентства PR Integral и PR Integral Media, автор гастроблога «PR со вкусом&raq...
В Санкт-Петербурге завершился восьмой гастрономический фестиваль MEGUSTRO, который проходил с 25 по 27 сентября. Меро...
О ключевых особенностях работы шеф-повара ресторана при отеле, необходимости делиться своим опытом с молодым поколени...