Top.Mail.Ru

Франчайзинг: как распознать «пустышку»

06 Мая 2019
Франчайзинг: как распознать «пустышку»
Андрей Чекмарёв, владелец компании CHEFGROUP и агентства CONCERT:STORE, директор по развитию международной сети ресторанов LANZHOU, автор семинара «Камасутра для ресторатора»

Удобным и быстрым запуском бизнеса, который освобождает от огромного количества проблем, является, конечно же, франшиза. Какие-то франшизы подходят для стартаперов, какие-то, напротив, — только для уже опытных рестораторов. Сегодня ресторанный рынок наполнен огромным количеством предложений по франшизе. Но очень сложно распознать серьёзную и прибыльную франчу от «пустышки». Вам могут скинуть очень заманчивую бизнес-модель, всё красиво расписать, но ожидаемой прибыли не будет. По крайней мере у франчайзи! Такие франшизы работают только для франшизодателя, так как вы оплачиваете большой паушальный взнос и на стадии открытия попадаете на технические условия и покупку оборудования, мебели и компоненты для запуска бизнеса. Но что потом?

Как отличить серьёзную компанию

Прежде всего, у серьёзной компании будет очень серьёзный договор концессии на многих листах, в котором они предусмотрят все свои риски. Это первое, что отличает «пустышку» от надёжного партнёра. Серьёзный договор составляют серьёзные юристы, а значит — это определённые расходы, на которые не идёт незарабатывающий бизнес, ведь работа хорошего юриста стоит достаточно дорого.

Далее — стандарты, которые компания готова вам предоставить. Разработка стандартов — это большие трудозатраты и энергоёмкие затраты в долгосрочной перспективе. Если компания не сделала эти стандарты, значит, у неё вряд ли отработаны все бизнес-процессы на должном уровне. Потому что невозможно их прописать, просто основываясь на опыте, без детальной отработки: в процессе работы возникает очень много корректировок.

Обратите внимание на тех, кто работает в команде. Как правило, в серьёзном бизнесе — серьёзная команда, в которой есть несколько реально крутых экспертов в построении ресторанного бизнеса.

У сильного бренда — сильный маркетинг: на это тоже стоит обратить отдельное внимание.

Учебный центр. Поинтересуйтесь, есть ли у франшизодателя учебный центр по подготовке ключевых кадров или же они отправляют учителя к вам на производство. Если компания говорит, что этого не требуется, то чаще всего это также признак «пустышки», так как у любой франшизы есть какой-то уникальный продукт, а значит — этой уникальности надо учиться.

Хорошая франшиза не может стоить дёшево. Если вы столкнулись с очень «привлекательным» предложением, значит, это, скорее всего, быстромасштабируемый бизнес без будущего, так как владельцы такой франшизы хотят «срубить денег» по скорой на паушалках и совсем не заинтересованы в стабильном росте и игре вдолгую, работая на роялти.
 

Тщательно изучите будущего партнёра перед покупкой 

Вообще по поводу франшизы у меня есть своя философия. Покупать нужно только франшизу с интересным уникальным продуктом или ярким УТП. Во всех остальных случаях, если этого нет, то проще создать свой бренд, упаковать его во франчу и начать продавать самим. В этом заключается большая идея ресторанного бизнеса. Поэтому перед покупкой франшизы тщательно изучайте будущего партнёра!

Хорошая франшиза не может стоить дёшево. Если вы столкнулись с очень «привлекательным» предложением, значит, это, скорее всего, быстромасштабируемый бизнес без будущего, так как владельцы такой франшизы хотят «срубить денег» по скорой на паушалках и совсем не заинтересованы в стабильном росте и игре вдолгую, работая на роялти.

Если говорить о цифрах, то хорошее предложение не может стоить меньше 1 миллиона рублей за паушальный взнос и менее 4—5–7 процентов в роялти. Хотя на рынке есть сети, которые стоят дешевле и у которых вообще отсутствует роялти. Но процент закрытия таких ресторанов‑баров‑кальянных очень высок, так как помимо бренда и примерного дизайна помещения ты не покупаешь ничего. Во всей сети отличается меню, подход к работе и так далее. Такая франча не может считаться хорошей, так как не рассчитана на долгую жизнь.

Критерии оценки серьёзности
компании-франшизодателя:
— очень серьёзный договор концессии на многих листах;
— стандарты, которые она готова предоставить;
— серьёзная команда, в которой есть по-настоящему крутые эксперты в построении ресторанного бизнеса;
— сильный маркетинг;
— учебный центр.

Приобретатель должен играть по чётко оговорённым правилам 

Риски при покупке франшизы, конечно же, есть. Основной — это неготовность и непонимание человеком того, что он покупает.

Франшизоприобретатель должен чётко понимать, что он покупает и на что подписывается. Если он собирается вести бизнес чётко по всем правилам, то его ждёт успех. Как только начинаются непонятные действия, это сразу же приводит к санкциям по договору, а значит — в скором времени и к банкротству.

Также нельзя покупать франшизу, если нет денежного запаса хотя бы на первое время, так как приобретатель должен играть по чётко оговорённым правилам. Если он покупает серьёзную франшизу, в которой уже есть открытые успешные рестораны, то все процессы уже оптимизированы и франшизодатель уже до этого несколько раз наступил на грабли, чтобы не допустить «ударов в лоб» для своего партнёра. Такому франшизодателю нужно просто довериться и исполнять все прописанные им инструкции.

Мы, например не продаем франшизу LANZHOU на Россию, пока не откроем свой первый ресторан сами и не откатаем бизнес-модель, которую мы просчитали на российском рынке. Хотя в Казахстане у нас уже открыто десять ресторанов и четыре строится.

После нашего выступления на выставке BuyBrand в прошлом году у нас было очень много запросов, но продавать мы не стали. Первый ресторан откроем уже в мае, и тогда вернёмся к вопросу продажи франшизы на территории России. А сейчас только собираем заявки, которых у нас уже огромное количество.

И, конечно, при продаже своей франшизы сети LANZHOU мы очень серьёзно присматриваемся к будущему партнёру. У нас очень большой процент отказов в продаже: мы с особой осторожностью заключаем договора, поскольку заинтересованы в надёжном и стабильном бизнесе и его росте.

Другие статьи
Смотреть все

Максим Кораблёв-Дайсон, генеральный менеджер и управляющий партнер компании в сфере ресторанного бизнеса MKS Manageme...

Экспертное мнение комментирует Анна Сенченко, предприниматель с опытом работы в ресторанном бизнесе более 11 лет, вла...

«Мираторг» по итогам 2022 года увеличил число точек бургерных «Стейк&бургер» на 61% &mdas...

Шеф-повар ресторана Arabica
Шеф-повар
Шеф-повар в ресторане «КрабыКутабы»
Бренд-шеф сифудбара «Ракушка»
•⁠ ⁠Совладелец и генеральный управляющий апарт-отелей PAGE20 и ОКНО •⁠ ⁠Амбассадор Федерации Рестораторов и Отельеров России с 2020 года •⁠ ⁠Амбассадор клуба отельеров с 2024 года
Умер 13.11.2024 года. кулинар, ресторатор, ведущий кулинарного телешоу, редактор журнала «Афиша-Еда»,
Шеф-повар, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Профильный специалист/руководитель
бренд-шеф ресторана Savoy
Вверх