Пиво в широком смысле является драйвером ресторанного бизнеса — и как самостоятельный продукт, и как основа концепции. Недаром пивная концепция — одна из самых востребованных в ресторанном бизнесе. Но она вовсе не так проста, как многие привыкли считать. Пивные заведения ещё лет пять-шесть тому назад воспринимались гостями как сугубо демократичные «пивняки» — со всеми вытекающими из этого представлениями: тёмный интерьер, полумрак, гренки, рёбрышки, тёмное-светлое пиво на выбор. Причиной тому было, с одной стороны, не забытое советское прошлое, с другой — поддерживающие такой подход рестораторы. Считающие, что это классика и так будет всегда. Сегодня пивная концепция кардинально меняется — уже изменилась. Немалую роль в этом сыграли современные ресторанные проекты — такие как петербургский Beer Family Project (управляющая компания «РеКа менеджмент»), включающий в себя флагманский ресторан Beer Family (открылся в апреле прошлого года), ресторан «новой» русской кухни с российским крафтовым пивом «Иван да Марья» (открылся в 2015 году), а также 15 заведений трёх сетей: немецких рестопабов Jager (работают с 2001 года, до конца прошлого года позиционировались как сеть кнайпе Jager Haus), традиционных бельгийских брассерий Kriek (год открытия — 2008) и чешских господ Karlovy PivoVary (год открытия — 2014). О современном подходе к пиву и пивным заведениям мы разговариваем с управляющим партнёром Beer Family Project Николаем Митчиным и его женой Натальей — директором по развитию проекта.
— Широкая пивная концепция подразделяется на несколько более узких, — объясняет Николай. — Самая простая из них — так называемый крафтовый баттл-шоп.
Баттл-шоп — это заведение с широким пивным ассортиментом. И кроме пива, сухариков и, возможно, орешков или чипсов в качестве закусок в нём больше ничего нет. Бармен — он же чаще всего и хозяин (всегда за стойкой: как правило, бородатый, в клетчатой рубашке) — считает, что знает о пиве всё (или многое).
Аудитория баттл-шопов разнообразна: там можно встретить и достаточно обеспеченных любителей пенного напитка, и людей со средним достатком. Объединяет их одно: страсть к пиву, желание пробовать новые сорта, стремление быть в пивной культуре и в пивной тусовке. Это бир-гики — пивные фанаты, знатоки этого напитка.
Концепт баттл-шопа очень привлекателен прежде всего низкими инвестициями: площадь такого заведения невелика, находится оно чаще всего не в центре и, возможно, даже не на первой линии, интерьер и дизайн самые простые, — и для открытия достаточно порядка 500 тысяч рублей. Кроме того, если там только пиво, без вина и крепкого алкоголя, то для открытия ещё и алкогольная лицензия не нужна.
— Я рад, что это направление развивается, — говорит Николай. — Но дело в том, что бир-гиков в нашем городе немного, всего две-три тысячи человек. А баттл-шопов у нас штук 50–70, и доходность у них весьма низкая: если в месяц такой проект не получает выручку в те же 500 тысяч, то он уходит в минус. А на эту сумму надо ещё умудриться наторговать! Так как это не сетевые заведения, скидок от производителей и дистрибьюторов они не получают. Высокую наценку там не сделать — это не те гости: средний чек в баттл-шопе фактически всегда равняется стоимости кружки пива. Поэтому их как открывают в надежде раскрутить реальный бизнес, так и закрывают: если 10–12 баттл-шопов в городе работают со стабильным заработком, то хорошо. Это высокорискованный сегмент! При всей кажущейся простоте. Но он формирует круг заинтересованных людей.
За баттл-шопами в линейке концепций пивных заведений идут классические пабы с простой кухней, а далее — гастропабы и рестораны — с достойным меню, часто с блюдами высокой кухни. И если в баттл-шопы ходят пивные фанаты, то во все остальные заведения — обычные любители пива.
— В этом и состоит главная сложность пивной концепции, — объясняет Николай. — Бир-гикам не нужна кухня, а просто потребители пива ещё не всегда готовы к каким-то экстремальным вкусам пенного напитка: многим из них достаточно чего-то самого простого. И объединить множество интересных сортов пива и гастрономическую кухню достаточно сложно!
Beer Family Project это удаётся, но его учредители осознанно и упорно идут по этому пути, и путь извилист. Когда-то, когда открывались брассерии Kriek, и официантам, и управляющим приходилось объяснять гостям, в чём особенность этой концепции и почему здесь более 150 сортов пива, которые сочетаются с изысканными блюдами. Та же история повторилась с рестораном «Иван да Марья», где фактически год нужно было доносить до гостей, чем интересно русское крафтовое пиво, причём именно с русской кухней.
И тут, конечно, ресторатор сам для себя должен выбрать: нужно ли ему развивать рынок, подтягивая гостей до определённого уровня со всеми сопутствующими затратами, или проще пойти у них на поводу?
А ведь непонятно, что проще. Потому что «на поводу» — это тоже недолговечно. Сегодня повод такой, а завтра твой сосед-конкурент объявит новую концепцию, которая покажется любопытнее, и гость уйдёт от тебя совершенно спокойно, объяснив это тем, что тенденции меняются, а вы как ресторатор их не видите. И будет прав! Николай с Натальей, посещая фактически все международные пивные выставки и форумы, эти тенденции видят и просто привозят их домой, предлагая компании открывать новые, всё более интересные заведения. И гости двигаются вслед за ними.
— Те люди, которые употребляют пиво как дегустаторы, идут совсем в другие заведения — в те же баттл-шопы, где и еды-то нет, — говорит Наталья. — Мы же хотим быть на шаг впереди — поэтому и решили представить в «Иване да Марье» русское пиво и русскую кухню в их гастрономическом сочетании, и представить именно обычным гостям, не бир-гикам — которым это, в общем-то, не особенно и интересно.
Сейчас в ресторане всё гармонизировалось, контингент сформировался, гости поняли и приняли предлагающуюся концепцию. Этому способствовал и переезд заведения на первый этаж (сначала он располагался на втором).
Пиво перестало быть тем продуктом, который был раньше. Сегодня это гастрономический продукт.
— Наталья, на втором-то этаже в любом случае сложнее продвигать заведение…
— Да, но людям всё равно надо было привыкнуть к концепту «Ивана да Марьи», — отвечает она. — Потому что когда этот ресторан переехал на первый этаж, а на втором мы разместили Kriek, то проблем вообще не было: там гостей сразу стало в два раза больше.
— Kriek — более понятный проект?
— Теперь — да. А если бы это было восемь лет назад, когда он только открывался, было бы то же самое, — она улыбается.
Семь точек Beer Family Project, включая рестораны «Иван да Марья» и новый Beer Family, расположены на Невском проспекте. При этом, как мы поняли, местоположение отнюдь не обеспечивает автоматическое принятие заведения гостями. Тем более что ставку здесь делают не на иностранных туристов, а на местных жителей и внутренних туристов.
— Мы несём культуру, в первую очередь, нашим согражданам и хотим, чтобы ходили к нам именно они, — объясняет Наталья. — Сейчас среди гостей «Ивана да Марьи» достаточно много жителей Петербурга, которые часто приходят с родственниками или друзьями из других городов России. Гиды, конечно, тоже приводят группы иностранных гостей, но целенаправленную работу на привлечение туристов мы не ведём: если, к примеру, на бизнес-ланч к нам будут один за другим приезжать автобусы с туристами, то это наверняка помешает тем, кто у нас обедает. А именно эти гости и являются нашей целевой аудиторией, — она улыбается.
Это же касается и нового ресторана — Beer Family, чей формат сейчас, как выразился Николай, находится в стадии приживания: приживается на своём месте и в умах гостей.
В ресторане большой основной зал на 130 посадочных мест и зал поменьше, на 50 посадок, который при необходимости становится банкетным. Гордость — единственный балкон на Невском проспекте, который с наступлением хорошей погоды сразу же полностью заполняется гостями.
Площадь заведения просто огромна: 720 кв. метров, 120 из которых занимает кухня. Средний чек — 1250–1300 рублей.
За барной стойкой — пивной бутик, предлагающий более 450 сортов пива со всего мира: как объясняет Николай, есть эксклюзивы, которых и на родине производства особенно не найдёшь. 30 сортов пива, российских и импортных, представлены на кранах. Есть сорта от 250 рублей, а есть бутылки стандартного объёма с выдержанным пивом по 3000 рублей. Стремясь показать многообразие пива в мире, здесь не делают акцент на какую-либо определённую страну.
Всё пиво хранится в специализированной комнате-холодильнике — cool-room, — открытой взору гостей.
Чтобы гость не запутался в обилии пивных сортов, в ресторане предусмотрели меню пивного бутика, разделённое пополам. С одной стороны пиво в нём представлено по стилям — тёмное, светлое, пшеничное, фруктовое и так далее: гость сначала выбирает стиль, а потом — пиво по странам внутри стиля. С другой стороны меню пиво разделено на страны происхождения — Германия, Бельгия, Чехия, Англия, Шотландия и прочее: здесь то же самое пиво гость может найти по странам.
Меню из-за этого стало в два раза толще, но навигация оказалась более проста и удобна. Конечно, каждый официант тоже может порекомендовать какой-либо сорт, а когда начинаются более углублённые вопросы, на помощь приходит пивной сомелье. Впрочем, он в зале всегда — ради получения обратной связи и — да-да — ради просвещения гостей.
— Наша задача — донести до нашего основного потребителя, что пиво перестало быть тем продуктом, который был раньше, — рассказывает Николай. — Сегодня это гастрономический продукт: кухня здесь тоже не соответствует общепринятому пониманию пивного заведения. И мы сейчас находимся на той стадии развития заведения, когда нужно объяснять гостям, что это за проект.
И в Чехии, и в Германии есть хорошие «пивняки», которые работают столетиями. Но этих заведений единицы. А когда идёт речь о целой сети, которой необходимо привлекать новых гостей, очень тяжело быть несовременным.
Так как в группе ведётся аналитика по всем проектам — а в каждом из них своя кухня, — то бренд-шеф Константин Молотков и руководители группы собрали в меню нового заведения все топы и новые блюда, разработанные для него специально.
— Тартар, севиче из лосося, котлеты из осьминога — это, несомненно, ресторанные блюда, которые подчёркивают гастрономическую направленность Beer Family, — рассказывает Николай. — В меню составлены гастрономические пары «блюдо — пиво». При этом есть и такие общеупотребительные востребованные блюда пивных заведений, как куриные крылышки и гренки. И именно поэтому наша дорога сложная. Иногда наши гости говорят: «У вас все замечательно: интерьер, меню, пиво (разумеется!). Но первое слово в названии мешает восприятию: когда сюда идёшь, то представляешь всё не так».
— То есть люди ожидают чего-то очень, скажем мягко, демократичного?
— Да. И в восприятии получается диссонанс: в этом и сложность. У нас к пивным ресторанам высокой кухни не то что не привыкли — их просто нет! И сейчас, получая достаточно много отзывов, мы думаем об уточнении названия.
— То есть ресторан Beer Family — фактически первопроходец?
— Получается, да. А первопроходцем быть тяжело!
Руководители заведения пока ещё не до конца понимают, как будут формироваться гостевые потоки. В тёплый сезон отлично работает балкон. В декабре «выстрелили» новогодние банкеты. А вот сентябрь и октябрь ушли в минус. В среднем по году, как объясняет Николай, ресторан вышел в плюс, но выручка от месяца к месяцу разная.
— По этому поводу мы особенно не переживаем, — говорит Митчин. — Такая же история была с «Иваном да Марьей», который тоже колыхало из минуса в плюс, а сейчас там всё идёт достаточно стабильно.
Пивное заведение при всей кажущей понятности формата не может быть статично. Через 16 лет существования кнайпе Jager Haus — прибыльного существования, со своими постоянными гостями и выстроенной репутацией, — сеть была преобразована в рестопабы Jager.
— Мы поняли, что классические пивные заведения — это хорошо, но нашим гостям они несколько приелись, — объясняет Николай Митчин. — Пришла молодая публика, которая ожидает чего-то иного. И мы построили на их месте современные рестопабы.
Поменяли не только название и логотип, но и меню — в сторону более высокой кухни, и пивную линию — в сторону расширения (для чего почти в каждом заведении организовали такие же «холодные комнаты», как и во флагманском Beer Family). Кроме того, переделали все интерьеры, и теперь в Jager вместо красного кирпича и тяжёлых тёмных столов‑стульев — серо-бежевые стены и удобная светлая мебель.
Интересно то, что в рестопабах Jager намеренно уменьшили количество посадочных мест — чтобы там стало более открыто, светло и просторно. В результате люди стали ощущать себя более комфортно, приходить чаще, и мало того что с 750 до 900 рублей вырос средний чек, — увеличилось количество гостей.
— Это произошло не сразу, — говорит Митчин. — Потому что нам в любом случае пришлось закрывать заведения на срок от недели до двух с половиной, и гости, хотя мы их, конечно же, предупреждали, вернулись к нам не в день открытия. Но вернулись!
— И что, не нашлось никого, кто бы сказал, мол, зря вы это сделали?
— Конечно, нашлось! — он улыбается. — Были такие, кто заходил, осматривался и говорил: «Ёлки, вы всё испортили, я больше к вам не приду». Их было мало, и объясняли они свою позицию так: «Раньше вы были хорошим »пивняком«, а теперь — не поймёшь что». Но всё дело в том, что мы не хотим быть «пивняком»! Даже хорошим. А вот «не поймёшь что» приходится объяснять.
Николай Митчин убеждён, что в Beer Family Project было принято правильное решение.
— Да, — говорит он, — и в Чехии, и в Германии есть хорошие «пивняки», которые работают столетиями. Но этих заведений единицы! А когда идёт речь о целой сети, которой необходимо привлекать новых гостей, очень тяжело быть несовременным. Да и те гости, которые к нам ходили много лет, они тоже уже начинали искать новое заведение — и мы им его предоставили: они к нам стали ходить чаще.
Митчины подчёркивают, что видят, как с каждым годом растёт уровень аудитории с точки зрения познания. И, по сути, Наталья и Николай работают именно для этого: следят за новинками, за конкурсами, за тем, какие сорта пива выигрывают, получают награды — и предлагают эти сорта гостям.
Пивная концепция — действительно одна из самых востребованных в ресторанном бизнесе. Именно поэтому количество пивных заведений с каждым годом увеличивается. А гостей кардинально больше не становится, и объём потребления падает. Причём не просто падает — он размывается на большое количество точек. И если ещё пять лет назад точку, которая продавала тонну в месяц, дистрибьюторы считали не особо и важной, то сегодня заведение, которое продаёт 500 литров, — уже хороший клиент.
Николай Митчин, делая доклад на конференции Берлинского пивоваренного института, говорил в том числе и о количестве сортов, необходимом и достаточном для пивного заведения.
— Если хотите позиционировать себя именно как пивное заведение, то чем больше сортов пива, тем лучше, — объяснял он слушателям. — Бутылка, конечно, позволяет расширять ассортимент гораздо активнее, нежели розлив. Отмечу, что за последние несколько лет восприятие населением бутылки изменилось. Если раньше в баре было неприемлемо покупать бутылочное пиво в принципе — потому что считалось, что разливное пиво лучше бутылочного, — то сегодняшние гости понимают, что это только миф. Сейчас опасений в отношении бутылочного ассортимента нет никаких, и можно делать его достаточно широким — в зависимости от площади помещения и наличия холодильников. Что касается кранов, то это краеугольный камень пивного заведения, и хотя бы один-два крана в нём должны быть — но надо точно рассчитывать возможный пролив, чтобы пиво не прокисало.
В большом ресторане Beer Family, как рассказывает Николай, пролив максимум пять тонн в месяц всех сортов:
— Закончились времена, когда к девяти утра приезжал пивовоз, а к часу пиво уже заканчивалось, потому что его бидонами брали, — он улыбается.
Если говорить о количестве сортов более точно, то два-три сорта основных 10–15 классификаторов пива удовлетворят потребности любого гостя. То есть вполне достаточно около 40–50 сортов пива — и на кранах, и в бутылке.
Однако кроме них нужно иметь и вино, и крепкие алкогольные напитки. В том же Beer Family — порядка 30–40 сортов вин Старого и Нового Света, около 20 сортов виски, около 10 — коньяка.
— Мы не так давно стали в Beer Family расширять винные и вискарные линейки, но видим, что в этом есть смысл, — поясняет Митчин.
Подводя итог, можно отметить, что пивное заведение — это хорошее вложение денег. Но нужно быть готовым к огромной рыночной конкуренции и к тому, что просто «пивняк» в его классическом понимании сегодня вымирает: выживает только тот проект, который предлагает гостю что-то более интересное.
В начале апреля ресторанная группа Beer Family project откроет свой флагманский ресторан и пятый бренд. Он станет 17-...
Журнал «РесторановедЪ» продолжает рубрику «Дайджест», в которой мы представляем вашему вниманию наиболее интересные с...
Журнал «РесторановедЪ» продолжает рубрику «Дайджест», в которой мы представляем вашему вниман...
Наталья Милеенкова, товарищ по менеджменту товарищества рестораторов UnoDosTres, раскрывает взаимозависимость концепц...
Петербургский бар «Пивная диета», закрывшийся в феврале 2018 года, вновь открылся.
В четверг, 15 февраля 2018 года, в Санкт-Петербурге состоялось официальное открытие пивного ресторана "Аль...