Top.Mail.Ru

Стимулирование сбыта эксплуатирует рефлекс халявы

26 Сентября 2013
Стимулирование сбыта эксплуатирует рефлекс халявы

Мы продолжаем разговор о ресторане как бизнесе по торговле эмоциями и его успешном продвижении. В прошлых номерах мы говорили о продвижении при помощи прямой рекламы и при помощи личных продаж. В этом расскажем о стимулировании сбыта.

Дисконтные карты работают на привлечение гостей, но надо хорошо считать: во-первых, это может стать невыгодно для ресторана в экономическом плане; во-вторых — это, конечно, один из самых «популярных» инструментов воровства. Поэтому дисконтные карты лучше сделать именными и не раздавать всем.

Как выиграть дисконтную карту за пять ходов


На самом деле этот эффективный способ, стимулирование сбыта, эксплуатирует древний человеческий рефлекс — рефлекс халявы. И самый распространенный способ в данном случае — это дисконтные карты. По ним есть определенная статистика: вы раздали карты с 10-процентной скидкой — к вам вернется 1 человек из 10; раздали с 20-процентной скидкой — вернулись 8 из 10; раздали с 5-процентной скидкой — их просто порвали, потому что для ресторана это не скидка. То есть на большую скидку люди реально падки. Но чтобы не «прогореть» с дисконтными картами, лучше всего их сделать именными, а еще лучше — побудить гостя «заработать» эту карту. К примеру, я увидел в одном заведении шахматный столик и объявление: «Кто выиграет у генерального директора, получит 10-процентную скидку!» Спрашиваю гендира: «Миш, а что, ты так в шахматы играешь хорошо?»

«Я, — говорит он, — как Остап Бендер — знаю пять ходов, и все». «Так они же у тебя все карты выиграют!» «И пусть выигрывают, — смеется он. — Не поверишь: когда они эту карту получают, они так радуются, у них такое ощущение, что они ее заработали непосильным честным трудом и надо же ее, соответственно, использовать, а то чего ради они в шахматы-то играли?»

А в Алма-Ате я был в одном из ресторанов, где другая «фишка» с дисконтными картами. У них там дорогущая русско-французская кухня и нет скидок. И вот управляющий подходит к гостю и говорит ему: «Вы знаете, в нашем заведении скидок нет вообще. Никому — даже президент у нас обедал три раза и платил по полной программе. Но вас я заметил сразу, вы мне понравились, я хочу, чтобы вы к нам заглядывали почаще. И я вам дам 10-процентную скидку, только, пожалуйста, никому о ней не говорите и никому не показывайте, а то меня уволят. Приходите, обедайте, ужинайте, а потом мигните мне — и я пойму, что вам надо сделать скидку». И вот он подходит к одному гостю, к другому, к третьему... Я ему говорю: «Слушай, но ведь раскроется все однажды!» Он отвечает: «Да они фактически сразу это понимают, но им уже весело мне подмигивать!» То есть тут уже элемент шоу присутствует.

Купонаторную систему считаю бессмысленной


Поощряют человека приходить и накопительные карты. Единственное — все эти карты должны быть под строгим учетом, иначе начнется воровство.

У нас в одной из городских сетей была показательная история. Там продвигали накопительные карты, куда скидывались бонусы — 10% от суммы заказа. И вот одна из кассирш — кстати, ее очень сложно было поймать, — держала при себе пять таких карт. Приходит официант, она спрашивает: «У них есть накопительная карта?» «Нет». И она прокатывает одну из своих карт, как будто бы у них есть. На эту карту «капает» 10%. Набирается, допустим, пять тысяч. Приходят гости, платят наличные деньги, она прокатывает эту карту и берет деньги себе в карман.

Некоторые рестораторы считают, что скидка — это плохо, потому что ты теряешь живые деньги, и лучше бонус. Вот сидит компания, она хорошо поела — лучше просто угостить их от ресторана, к примеру, бутылочкой вина. При этом если это вино получено в качестве маркетингового бюджета от виноторговой компании, то затрат — вообще никаких. Или десертом их угостить. В результате если скидка на компанию, заказавшую на десять тысяч, — тысяча рублей, то так гораздо дешевле. Об этом стоит задуматься.

Купонатороную систему — «купи купон, сходи за полцены» — я считаю бессмысленной. Потому что в ресторанах часто думают: «Вот, они пришли за 50%, им так понравилась наша кухня, они теперь будут ходить». Не будут они ходить. Потому что если он раз сходил с 50-процентной скидкой, он становится фанатом непосредственно этой системы и дальше начинает ходить исключительно по купонам.

Всегда хороши комплименты. Это красивый жест со стороны ресторана в отношении гостя: «Смотри, мы не жадные!» Причем, неважно, что это будет за комплимент: если гость заказывает пиво, ему можно орешки принести дешевые; если что-то узбекское — чай, например. Работает всегда хорошо.

Один из лучших комплиментов я видел в новосибирском ресторане высокой французской кухни. Пришел я туда с двумя девушками. Они заказали салатик и кофе, а я — и салат, и суп, и все прочее. Съели мы по салатику, приносят мне суп, а им — две кофейные чашечки. Спрашиваем: «А это что такое?» — «А это супчик, такой же, как у вашего молодого человека, — просто чтобы вы попробовали». И вы знаете, это на меня произвело впечатление! Это было мощно! Они меня этим купили. Всегда хорошо использовать всевозможных девушек. Традиционный вариант — договариваешься с модельным агентством. Девушки сидят, пьют чай-кофе бесплатно, на них слетаются молодые и не очень люди, начинают их угощать, и вот с этого счета, на который он угостил девушку, 10% отсылается модельному агентству. Агентство 5% себе берет, 5 — девушке отдает: всем хорошо. Можно не заморачиваться с агентствами, можно просто договориться с красивыми девушками, что они там сидят и если кого-то приводят, получают за это свой процент.

Однако подчеркиваю: это должны быть нормальные девушки! Студентки, симпатичные подружки, которые куда-то все равно с кем-то ходят. Ни в коем случае не представительницы той профессии, о которой все сейчас подумали: эти только отпугнут от вашего заведения ваших гостей.

Стимулирование сбыта — это главный инструмент, если у вас банкетное место. И о том, когда стоит задуматься о перепрофилировании своего ресторана в банкетный и как раскрутить банкетное место, мы расскажем в следующем номере нашего журнала.

Единственное, когда хорошо работает купонаторная система, — если вы по купонам продаете дополнительные услуги. Например, ресторан, где выступает какой-то исполнитель. Билет на него стоит пять тысяч. А по купону на него можно за две с половиной сходить! Гость идет на концерт дешевле, но сидит в ресторане, ужинает и запоминает, что это веселое место с хорошей едой, и у него не остается ощущения, что он поел дешево.
Другие статьи эксперта
Смотреть все

Мы продолжаем разговор о ресторане как бизнесе по торговле эмоциями и его успешном продвижении. В прошлом номере мы г...

В прошлом номере мы начали разговор о ресторане как бизнесе по торговле эмоциями. В связи с этим ресторатор должен за...

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх