Top.Mail.Ru

Война за поколение Питера Пена: как её вести и выигрывать?

23 Июля 2015
Война за поколение Питера Пена: как её вести и выигрывать?

Саше 30 лет, он повар, работает одновременно в нескольких заведениях. Саша симпатичный и образованный, неплохо зарабатывает, любит спорт, ездит за границу и при этом… живёт с родителями. Впрочем, почти все его друзья не спешат обзаводиться собственными семьями, часто меняют работу, путешествуют, стараясь получать удовольствие как от жизни, так и от работы, и — собственно, это всё: к большему они не стремятся, тем самым шокируя старшие поколения. Поколение Y, или поколение Питера Пена, — родившиеся после 1981 года, — характеризуется, прежде всего, глубокой вовлечённостью в цифровые технологии и нежеланием взросления. Лозунг поколения: «Работа не главное, важнее следовать зову своего сердца». И именно они сегодня — главные кандидаты на большинство рабочих мест. Как с ними наладить отношения и конструктивно работать?

Екатерина Стародубцева работает на ресторанном рынке в сфере HR более 14 лет, а руководителем — начиная с 2007 года. За это время она успела получить опыт в сетях ресторанов «Две палочки», «Чайхона №1», TGI Fridays, и вот уже несколько лет трудится на благо HURMA Management Group, где основала целое направление по подбору персонала в ресторанной отрасли — HURMA Recruitment.

Из директоров — в бармены и официанты


Поколение Y фокусируются на совершенно других ценностях, нежели те, что были значимы для их родителей. Оно вовсе не стремится строить карьеру традиционным способом. Продвижение по карьерной лестнице, погоня за должностями — всё это приносится в жертву ради возможности самостоятельно распоряжаться своим временем, гибкого графика и занятия любимым делом. Мы наблюдаем частые перемены профессии: бывший PR-менеджер открывает свою кофейню, лингвист становится шеф-поваром.

— Недавно одна из моих сотрудниц уволилась с позиции директора бара, потому что решила бросить всё и переехать жить в Сочи, — рассказывает Елена Сухина, операционный директор сети баров «Дорогая, я перезвоню..,». — Она решила работать в сочинском кафе и посвятить себя сноуборду. Ещё несколько лет назад такую ситуацию невозможно было представить.

— Мой менеджер одного из ресторанов, которой (на минуточку) 30 лет и на которую у меня были надежды как на будущего директора открывающего ресторана, пришла ко мне с заявлением на увольнение: причиной стала работа барменом на Казантипе, — продолжает Евгения Пошехонцева, операционный директор сети ресторанов «Чайхона Павлин Мавлин».

Представители поколения Y выросли в эпоху развития Интернета, когда стала доступна любая информация, будь то фильмы, музыка, история. Они не хотят жить, как их родители, и в свете этого предъявляют к работе гораздо более высокие требования. Если бабушкам и дедушкам приходилось поднимать страну после войны, а родители были озабочены, прежде всего, обеспечением стабильности и накоплением материальной базы, то внуки, избавленные от необходимости бороться за жизнь, ставят перед собой гораздо более глобальные задачи: самореализоваться и максимально развить свои способности. «В каждом человеке заложен уникальный талант, нужно только найти его», — именно так думают современные 30-летние, и зачастую этот поиск затягивается.

Учитывая эту тенденцию, как набирать и мотивировать поколение Y?
«Представители поколения Y выросли в эпоху развития Интернета, когда стала доступна любая информация. Они не хотят жить как их родители и в свете этого предъявляют к работе гораздо более высокие требования».
 

«С нас тусовка, будет с кем смотаться в Питер на выходные»


«Игреки» — головная боль в ресторанном бизнесе, который связан с массовым набором персонала. Как найти подход к «игрекам»? Как привлечь их на работу? Что ими движет?

В России «игреки» в дефиците, так как все помнят лихие 90-е, когда рождаемость резко сократилась и выровнялась только к 2012 году. По данным Росстата, на 1 января 2014 года молодёжи до 29 лет в стране насчитывалось около 31 млн человек. Тогда как к поколению Х можно отнести 41 млн человек, а к беби-бумерам — 35 млн. Сейчас ведётся самая настоящая война за персонал.

Давайте попробуем разобраться, как подбирать поколение Y?

Для начала нужно понимать, что «игреки» живут сегодняшним днём и не строят планы надолго. Им нужно всё и желательно сразу: мир меняется слишком быстро. Работодателей это раздражает, но они учатся использовать особенности поколения Y. Например, McDonald's обозначает в объявлениях о работе короткие понятные цели: «Билет на поезд за два дня работы. С нас тусовка, будет с кем смотаться в Питер на выходные» (пример постера).

«Игреки» не читают длинные объявления о наборе персонала — они выросли в социальных сетях и привыкли воспринимать информацию через картинки и видео, поэтому объявление нельзя нагромождать большим количеством текста: достаточно выделить основную ценность, основной посыл вашей компании («простота в общении, сезонная работа, крутая команда») и основные условия труда (пример постера сети «Две палочки»).

Подбирая персонал, основанный на схожих ценностях, вы формируете команду близких людей по духу, создавая для них максимально комфортные условия. А как мы знаем, основная ценность для поколения Y — это удовольствие как от жизни, так и от работы.

Когда я занималась подбором персонала для сети баров «Дорогая, я перезвоню..,», столкнулась со сложной задачей, где и как искать татуированных сотрудников? Ответ был на поверхности. Официант Саша рассказал, что сегодня, наконец-то, сможет закончить full sleeve из тех чаевых, которые он заработал на смене. Таким образом, оказалось, что целевая аудитория сотрудников бара находится именно в тату-салонах. Мы разместили там объявления о наборе персонала и закрыли вакансии.
«Игреки» не читают длинные объявления о наборе персонала — они выросли в социальных сетях и привыкли воспринимать информацию через картинки и видео».
 

Новое поколение учит руководителей помнить про человеческие отношения


Компаниям с каждым годом сложнее найти ценных сотрудников через традиционные источники привлечения. Настал тот период, когда работодатели должны адаптироваться к новым реалиям, распространять информацию там, где находится поколение Y.

Поколение Питера Пена зависимо от социальных сетей и, конечно же, удобнее получать информацию именно тут: Facebook, VK, LinkedIn. Уже давно существуют специализированные группы в Facebook, где можно увидеть актуальные вакансии на рынке и где пишут на понятном для поколения Y языке. Компании создают отдельные страницы в соцсетях, посвящённые информации о своих ценностях и миссии, дабы привлечь «нужных» сотрудников.

Благодаря «игрекам» многие руководители сегодня меняют стиль управления, уходя от жёсткого тоталитарного стиля и переходя на демократичный.

— В самом начале моей карьеры как руководителя начальник мог подойти, швырнуть файл и заявить: «Разве я не ясно сказал, как нужно делать?», — рассказывает Александра Григорьянц, управляющая рестораном с 13-летним стажем работы. — Сегодня мало кто себе такое позволит, потому что «игрек» просто встанет и уйдёт.
Новое поколение учит руководителей помнить про человеческие отношения.
Миллениумы хотят не просто зарабатывать деньги, но и получать фан, поэтому предприниматели сегодня заговорили о счастье как о бизнес-модели. Некоторые компании стараются создавать атмосферу, опираясь на ценности компании. Например, в сети ресторанов «Две палочки» при принятии важных решений организовывали творческие мастерские, куда приходили все желающие, от официанта до генерального директора, и мнение каждого учитывалось, подтверждая ценность компании «свобода и демократия». А в сети баров «Дорогая, я перезвоню..,» разработали систему правил, при которой сотрудник, совершая ту или иную провинность, получает «жёлтую» или «красную» карточку, как в футболе, что, опять же, говорит о ценности командной работы.

«Сегодня основной мотивацией поколения становится корпоративная культура компании. Отсюда мы видим частую смену работы сотрудников, которые, примеряя как рубашку ценности компании, ищут близкую себе по духу работу».
Другие статьи эксперта
Смотреть все

Екатерина Стародубцева, директор и совладелец агентства Hurma recruitment, называет основные причины нехватки ба...

Другие статьи
Смотреть все

Добиваться успеха в ресторанном бизнесе можно по-разному. По крайней мере единого рецепта или, как говорят, волшебной...

В новом выпуске авторской колонки «PR со вкусом» Юлиана Шунина вместе с российскими рестораторами анализи...

На фоне дефицита кадров российские компании принялись активно искать сотрудников в дружественных государствах. Ряды ж...

Шеф-повар в отеле Four Seasons Hotel Moscow
Шеф-повар ресторана Arabica
Шеф-повар
Шеф-повар в ресторане «КрабыКутабы»
Бренд-шеф сифудбара «Ракушка»
•⁠ ⁠Совладелец и генеральный управляющий апарт-отелей PAGE20 и ОКНО •⁠ ⁠Амбассадор Федерации Рестораторов и Отельеров России с 2020 года •⁠ ⁠Амбассадор клуба отельеров с 2024 года
Умер 13.11.2024 года. кулинар, ресторатор, ведущий кулинарного телешоу, редактор журнала «Афиша-Еда»,
Шеф-повар, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Профильный специалист/руководитель
Вверх