Top.Mail.Ru

Иван Горбатов: «Технолог призван привести работу всех ресторанов компании в гармонию»

23 Июля 2014
Иван Горбатов: «Технолог призван привести работу всех ресторанов компании в гармонию»

Иван Горбатов — представитель профессии, которая на нашем рынке общественного питания стала достаточно редкой. Более того: этих специалистов на рынке сегодня фактически нет. Иван — главный технолог группы ресторанов «Тануки» и «ЁРШ». Лет 15 назад, когда поваров и технологов повсеместно начали заменять приглашёнными шефами-иностранцами, наши специалисты вынуждены были уйти из профессии, и должность технологов во многих заведениях просто перестала существовать. Сегодня эта профессия потихоньку восстанавливается, хотя молодым часто не хватает опыта, а может быть, и наставничества, а рестораторы порой не понимают, зачем им, имеющим в штате шеф-повара и бухгалтера, нужен ещё и технолог? Цель нашего интервью — не только ответить на этот вопрос, но показать, каким заведениям технолог в штате необходим, а какие действительно могут вполне без него обойтись.

«Профессию технолога буквально подкосило то, что в 90-е годы начались подмены наших шеф-поваров иностранными. У них совсем другой подход к ресторанному бизнесу: они не понимают, что такое технологические карты, и никак не учитывают сырьё, просто выкидывая то, что им не нужно в сегодняшнем ужине. Блюдо на выходе получается идеальным, но с крайне высокой себестоимостью. Наш ресторанный бизнес её просто не потянет».

Фраза «забудьте о том, чему вас учили» отражает нашу реальную жизнь


— Иван, быстрый рост ресторанных сетей и сетей быстрого питания совсем «обездолил» профессиональные кадры на ресторанном рынке…

— Отнюдь не только быстрый рост сетей. Профессия технолога несколько ушла ещё и потому, что наши учебные заведения продолжали готовить людей в соответствии с устаревшими стандартами советского времени: вот у нас есть некий сборник рецептур и мы полностью ссылаемся на него. И всё! В обучении не предусмотрены никакие, даже минимальные знания по автоматизации, никакие компьютерные программы учёта, никакие знания по новому оборудованию, новым технологическим процессам. Это очень тяжело интегрировать в процесс обучения студентов: во-первых, сама база в вузах устарела, а во-вторых, что важнее, преподавание осталось на том же уровне, на каком оно было лет двадцать назад. Преподавателям самим тяжело научиться чему-то новому, и уж, конечно, они не могут это передать новому поколению. Я очень часто общаюсь с выпускниками, которые приходят к нам после окончания профессионального учебного заведения, и, понимаете, эта фраза — «забудьте о том, чему вас учили», — к сожалению, отражает нашу реальную жизнь.

— Крайне печально…

— Не то слово! Они говорят: «Мы знаем санитарные нормы», я отвечаю: «Ребята, молодцы — это единственное, что вам пригодится. Остальное мне придётся вам рассказывать заново». Потому что до сих пор зачастую инженеры-технологи общественного питания ассоциируются прежде всего с поварами.

— А разве вы не должны быть поваром?

— Несомненно, у меня есть поварской разряд и я очень люблю готовить. Но говоря о том, что сегодня представляет технолог и чем он занимается, надо строго понимать, что технолог — это человек, который и не шеф-повар, и не бухгалтер. И руководители заведений действительно часто не понимают, зачем он нужен как сотрудник, как штатная единица, хотя сегодня я наблюдаю тенденцию к пониманию: жизнь всё равно всё расставляет на свои места.

Когда шеф-повару даётся полная власть, он начинает работать сугубо на своё имя


— Иван, и всё же технолог вряд ли нужен каждому заведению…

— Да, если предприятие маленькое — например, кафе или небольшая столовая, — то функцию технолога в нём действительно может выполнить шеф-повар или бухгалтер-калькулятор. Потому что, по сути, основные функциональные обязанности технолога — это уметь комбинировать и оценивать производственные процессы и санитарное состояние заведения и одновременно постоянно думать об оптимизации экономических показателей в производстве — об оптимизации производственных и технологических процессов, закупок и прочего. К сожалению, не все эту грань могут чётко отследить. Поэтому зачастую происходит перекос. Шеф-повару даётся полная власть, и он начинает тянуть одеяло на себя и работать не на компанию, а на своё имя. В результате все лавры переходят к нему.

— Но ведь по праву! Хороший шеф действительно может вытянуть ресторан.

— Да, если это ресторан авторской кухни, то может, и это правильно. Но мы говорим о других заведениях общественного питания — ресторанах каких-то национальных кухонь, летних заведениях, кафе и прочих. Дело в том, что человек, увлечённый собственным представлением кухни, не может физически выполнять много заданий одновременно, и поэтому ему становится тяжело заниматься непосредственно контролем качества. Если он начинает работу по оптимизации, то упускает либо качество входящего сырья, либо качество исходящей продукции.

— Можете привести какой-то конкретный пример?

— Например, шеф-повар увидел, что у него в холодном цехе какая-то технологическая процедура выполняется некорректно. Он начинает всем показывать, как это надо делать, и показывает целый день, а то и два. А в это время на заготовке мясного цеха вместо вырезки нарезали какую-нибудь лопатку или ещё что-нибудь, и это прошло мимо него, потому что он-то был занят, а больше никто об этом знать не знает. Это касается прежде всего одиночных, локальных ресторанов. Там, где сети — так, как у нас, — контроль качества всё же более серьёзный. Там технологические процессы точно обозначены, и человек на позицию не выйдет, не выучив их и не сдав какой-то экзамен. А вот локальные ресторанчики этим часто страдают. И технолог призван разъяснить акционерам, где они могут зарабатывать деньги, а где не могут; объяснить, что хотя шеф-повар очень любит своё блюдо с брезаолой, которую привозят самолётом, тратя на это десятки тысяч рублей, но его нет необходимости держать в меню при том, что продаётся оно один раз в день. Шеф-повар это всё не будет делать — он готовит. Бухгалтер тоже не будет — он занимается учётом сырья. Кто тогда? Ответ: именно технолог.

Для обмена опытом необходимы перекрёстные стажировки


— Иван, как успеваете контролировать качество и заниматься оптимизацией двух столь крупных сетей — «Тануки» и «ЁРШ»?

— Один, конечно, не успел бы: у меня есть помощники. Помимо меня — главного технолога — в компании работают ещё пять технологов. Они точно так же, как и я, ездят по ресторанам, занимаясь оптимизацией тех производственных узлов, о которых мы уже говорили.

— А то, что сети две, да ещё и столь разные, не мешает в работе?

— Вы знаете, напротив — это очень помогает. Потому что опыт одной можно применить в другой и наоборот. Например, и там, и там готовится рыба — треска в панировке. Но где-то — в напольном фритюре, а где-то — в настольном. Где-то мощности хватает, где-то нет, и одна и та же рыба получается разной. Там, где температура фритюра чуть-чуть меньше, она готовится чуть-чуть дольше и получается с хорошей корочкой снаружи и мягкой внутри. А если полуфабрикат кладётся во фритюр высокой температуры, он снаружи подгорает, а внутри продолжает оставаться ещё сыроватым. Повара мучаются, жалуются мне, я начинаю разбираться: блюдо одно и то же, готовится вроде бы одинаково, а действительно получается по-разному! Но вот — разобрались, всё скорректировали: поменяли технологические процессы; где-то поменяли оборудование или поставили два фритюра, в одном из которых образуется хрустящая корочка, а в другом продукт доготавливается при более низкой температуре; обучили людей — и теперь рыба везде такая, как надо. Оказалось, что весь вопрос в оборудовании, но, понимаете, этого никто не видел, работая на одном месте, пока я не сравнил работу оборудования в нескольких заведениях. У нас часто происходят перекрёстные стажировки, когда человек приезжает на полдня в другое заведение, работая у своего коллеги, а потом тот приезжает к нему, — это необходимо для обмена опытом.

Мы не рискуем своими гостями!


— Иван, насколько я поняла, технолог призван привести в гармонию работу всех ресторанов компании. Вы должны помогать бренд-шефу создавать блюда, работать с калькуляционными картами, вести производственный учёт, оптимизируя все рабочие процессы да ещё и контролируя поступающее сырьё, а также соответствие хранения продукции и её списание существующим нормативам…

— Да, всё это так. И, пожалуй, самым важным моментом являются как раз нормы хранения и списания продукции. Потому что здесь мы касаемся такой темы, как пищевые отравления. Не уследив достаточным образом, можно получить поистине страшные последствия. Хотя рыба не сырая — копчёная, солёная, но она всё же без тепловой обработки. У нас есть строжайшее правило: вся свежая рыба готовится с утра и может храниться максимум полдня, не более — дальше риск пищевой опасности увеличивается. Ведь человеческий фактор никто не отменял, и кто-то может элементарно не уследить и кому-то эту рыбу всё-таки отдать. Поэтому все нормы хранения блюд в соответствии с нашими СанПиНами, разработка позиций по энергетической ценности блюд, все нормы списания и утилизации — всё это делаю я. Под собой я имею в виду весь мой отдел. И донести это до шеф-повара — тоже моя задача! Я работаю с каждым нашим шефом индивидуально, лично каждому всё объясняя. Потому что информации очень много, и если я её буду передавать через ступень — через бренд-шефа, — она может исказиться. Поэтому встать на производстве, показать ошибки, посмотреть, какое в данный момент времени сырьё и когда оно приготовлено, правильно ли люди ставят маркировку продукции, достаточно ли часто и корректно ли они её списывают — всем этим в первую очередь занимается технолог.

— То есть ваш отдел контролирует все рестораны?

— У нас есть бренд-шефы, технологи и отдел контроля качества. За качество исходящих блюд у нас отвечают бренд-шефы, а я как технолог участвую в начале: запускаю этот новый процесс, понимаю, что он заработал, и даю какие-то точки контроля. А дальше бренд-шефы с определённой периодичностью весь этот процесс проверяют, добиваясь, чтобы он работал максимально слаженно. И здесь, говоря о контроле качества продукции, важно понимать, что технолог бренд-шефа заменить может, а вот бренд-шеф технолога — нет. Я имею в виду моментальную замену: то есть переключиться тут же у него не получится. Поэтому в крупных компаниях эти две должности чётко разграничены, чтобы каждый занимался своими функциональными обязанностями. В маленьких ресторанчиках всё это может делать один человек.

— А отдел контроля качества?

— Если бренд-шефы и технологи занимаются постановкой работ и контролем, то отдел контроля качества — непосредственным контролированием. Я с ними, несомненно, встречаюсь, говорю: «Коллеги, у нас новый технологический процесс. Тонкие моменты этого процесса заключаются в том-то и том-то. Поехали по ресторанам!» И мы едем, каждый посещает два-три заведения, добиваясь того, чтобы это работало так, как надо. Только таким образом мы получаем максимально вкусную и безопасную продукцию. Мы не рискуем своими гостями!

Более подробно о работе технолога, о том, в чём его обязанности пересекаются с обязанностями бренд-шефа, почему именно он, а не кто-либо ещё, должен составлять калькуляционные карты и вести производственный учёт, а также о том, как в его крупной компании построена «вертикаль власти», Иван Горбатов рассказывает на нашем сайте в статье ««Мелкие детали», которые видит технолог, экономят компании сотни тысяч рублей в год».

Иван Горбатов с детства любит готовить, и поэтому после школы пошёл в поварскую профессию — несколько лет работал в столовых и разных ресторанах, постепенно понимая, что больше всего его притягивает не работа повара или шеф-повара, а общая работа производства. «Я понял, что мне нравится анализировать и налаживать технологические процессы, предлагать системы оптимизации, разрабатывать программы контроля — всё это является огромным блоком ресторанной жизни, от которого я получаю удовольствие», — рассказывает Иван. Поэтому он окончил Московский государственный университет пищевых производств, получив специальность «технолог общественного питания». В «Тануки» и «ЁРШ» Иван пришёл семь лет назад, когда компания насчитывала всего десять ресторанов. Сегодня их более семидесяти.
«Технолог — человек, который понимает, как работает производство, как совместить воедино все процессы, получив максимальную прибыль и не снизив при этом качество исходящей продукции, и умеет всё это объяснить руководству компании».
Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх