Top.Mail.Ru

Оптимизация имеет границы человеческих ресурсов и не имеет границ профессионализма

24 Июня 2015
Оптимизация имеет границы человеческих ресурсов и не имеет границ профессионализма

Лучше всех сосредоточены на достижении целей китайцы. Глядя в одном из китайских ресторанов на три таза начищенного утром чеснока, я понял, что этих людей не победить никакими усилиями. Хотя до этого шутил: «Половина Запада считает, что русских можно победить, а половина уже видела, как мы пьяные поём караоке». Это немного вступления. Речь пойдёт о более близких наших делах. Президент сказал, что за ближайшие два года нужно взять и пересмотреть своё отношение к ремеслу либо начать работать в три раза больше, чтобы именно трудом выжать из себя позитив и снова начать жить более или менее стабильно. Так вот: нырок в куст, где немного обрёл знаний и опыта, — ресторан. Многие мои короткие советы по оптимизации подойдут как для сетевых проектов, так и для одиночных ресторанов и кафе.

«Все замороженные заготовки лучше делать универсальным выходом. Я справляюсь по 90 граммов: на ланч — одна заготовка, на вечер — две закладки. Быстро. Удобно».

Кухня: на все заготовки — универсальный выход


Я, работая поваром, шеф-поваром, бренд-шефом, долго не мог взять под контроль ситуацию со сливками, сметаной и молоком. Вся молочная группа перезакладывается в блюда активнее других продуктов, ведь другие в текущей работе легче заготовить по граммам. Молочную историю переливают при сборе пасты, бефстроганова, жюльена, крем-супов и ещё многих блюд при сборке на плите. Вкус от этого не хромает, но искажается себестоимость: сколько ни ставь в калькуляцию запас — всё кувырком. А убрать? Сразу надо поварам оплатить минус по «сливушкам родненьким». Совет простой: сделать одинаковое вхождение сливок во все блюда, а у плиты держать мерник из нержавеющей стали — ровно такой, чтобы наливали через него. Нержавейка не горит!!!

В ресторане существует два меню: обеденное и вечернее. В проходимых местах без ланча никак и никуда. Меню обеденное мудрый шеф делает на базе вечернего: это либо дисконт в 50% на блюда, либо меню из заготовок меньшим выходом. Могу сказать, что все замороженные заготовки лучше делать универсальным выходом. Я справляюсь по 90 граммов: на ланч — одна заготовка, на вечер — две закладки. Это касается: всех котлет, шашлыков, люля, отбивных, шницелей, стейков, кальмаров и всей рыбы. Быстро. Удобно.

Люди: воспитываем универсальную единицу


Не могу сказать, что термин «моя команда» — это мудро. Все молодые повара и официанты с нормальной головой быстро растут и развиваются, и процесс обучения бесконечен. В этом надо отдавать себе отчёт. В связи с этим, принимая нового человека в команду единомышленников, нужно сразу объяснить: не существует в такое непростое время графиков 2/2, 3/3, 7/7 или ещё каких-нибудь супер-стабильных, как раньше, процессов. Существует потребность предприятия, где минимум людей приходит на работу с понедельника по четверг и максимум с пятницы по воскресенье. И вы будете получать график в соответствии с этой потребностью нашего ресторана, и уже от этого графика строить свои личные дела.

И второе условие: ты станешь каждый день делать ту работу, которую будут регламентировать начальники, и будешь «универсальным солдатом». В любом другом случае твоё место уйдёт к человеку, у которого желание выше и психика крепче.

Вот пример: есть три станции — холодный цех, горячий цех и пицца. Любой повар, понимающий, что его руки и голова будут стоить дороже, с первых дней на новом предприятии наблюдает за всем происходящим, потом делает работу соседа, чтобы всегда встать на его место, если требуется. То же самое происходит и с группой зала, когда официант в состоянии смешать любой классический коктейль и знает их «от зубов», становится в бар, когда бармен не вышел на работу по болезни или ещё какой-нибудь причине.

Очень наглядный пример из Финляндии. Ночь. Автозаправка. Одна девушка: приняла заказ, пробила в кассу, положила стейк на гриль, картофель во фритюр, принесла за стол, убрала и протёрла стол после. В России для такой процедуры понадобится три человека плюс их ещё надо будет охранять. И дело не в опасности одинокой работницы, а в том, что наша ментальность не готова делать такие универсальные движения!

Хочу привести ещё один пример: дискотека с баром, один охранник стоит и проверяет паспорта на входе, другой принимает одежду и провожает к столу, третий убирает со столов, протирает их и контролирует одновременно тех, кто перебрал с алкоголем. Каждые полчаса они меняются местами. У нас это три разных человека, и никак иначе.
Воспитывая универсальную единицу, делаете лучше всем.

Время: нет смысла тянуть поздних гостей до упора


Нет «кабаньей тропы» туристов или «бодрой» молодёжи из клубов — не открывайтесь раньше 11:00. Исключением могут быть только бизнес-центры с ранними переговорами и любителями кофе. Сосчитав все зарплаты: повар (1), официант (1), администратор (1), вы поймёте, что нужно минимум 50 завтраков, чтобы просто вырастить лояльность к вашему ресторану.
Нет никакого смысла тянуть поздних гостей до упора. Такую лояльность проявляйте крайне редко, чётко обозначая на дверях, во сколько ваше заведение закроется. Все ночные часы уберите, кроме пятницы и субботы. Не едят больше люди по ночам настоящую еду, только две крайности: фаст-фуд и фрукты. И это делают разные люди! Не сочтите, что автор не в себе.

Финансы: дайте людям возможность следовать своим привычкам за меньшие деньги


Все средние чеки в 2015 году припали на 15%, и не говорите мне другого. Для людей цифры за обед в 180 рэ и 210 рэ стали разными. И стесняться тут нечего. Да, люди могут себе позволить следовать своим привычкам, но за меньшие деньги. Дайте им эту возможность!

Оптимизация тут вот в чём: пометьте бюджетные блюда в самом меню маленьким липким стикером, как в супермаркете: «Лучшая цена!» И любой человек визуально в секунды поймёт, как отобедать за 180 рублей. Либо сделайте ежедневный разный сет в эти деньги. Ещё вариант — сделать три цены: салат + суп, салат + горячее, салат + суп + горячее. Тоже работает как часы. У человека с разным кошельком и аппетитом есть выбор!

Реклама: бумажный спам уходит в прошлое


Не повторяйте моих ошибок образца 2014 года: весь бумажный спам уходит в прошлое. Раньше маркетологи обещали, что флайеры, трио-меню, буклеты, газеты будут работать на 7–8% от всего объёма выпущенно-розданной продукции, — реально эта цифра сократилась до 3% уж точно.

Другими словами: настраивайтесь, что промоутеры раздадут и разложат тысячу штук и надейтесь на 30 человек, которым станет хоть немного интересна ваша реклама.

Оптимизируйте свои рекламные истории. Делайте липкие визитки, рекламирующие вас. Клейте их на пакеты, в лифты, боксы, у подъездов, на щитах — это работает лучше.

И помните, что сказал великий: половину денег я трачу на рекламу впустую, вот только знать бы, первая это половина или вторая.


*** ТЕМА ШИРОКАЯ, ЕСЛИ НЕ СКАЗАТЬ, БЕСКОНЕЧНАЯ.

«Финляндия. Ночь. Автозаправка. Одна девушка: приняла заказ, пробила в кассу, положила стейк на гриль, картофель во фритюр, принесла за стол, убрала и протёрла стол после. В России для такой процедуры понадобится три человека плюс их ещё надо будет охранять».
«Все ночные часы уберите, кроме пятницы и субботы. Не едят больше люди по ночам настоящую еду!»
Другие статьи эксперта
Смотреть все

Я твёрдо уверен, что ресторан на вечное пользование в центре города обязан отвечать нескольким параметрам для успеха....

Вы не поверите, но сейчас я угадаю, чем заканчиваются все разговоры на любом производстве о системе сертификации и бе...

Доставка существует в двух форматах: открытая специально исключительно доставлять еду из точки А в точку В и как увел...

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Вице-президент ФРиО по корпоративному и социальному питанию. Руководитель общественного питания и туристических услуг ООО «Энергоатоминвест» АО «Концерн Росэнергоатом» Госкорпорации «Росатом»
Руководитель проекта по продажам в канале HoReCa компании «Перспектива»
Коммерческий директор компании «Перспектива»
Заметитель директора направления баров финтес-клубов xfit
Бартендер, ресторатор, совладелец бара El Copitas, сооснователь и идеолог ресторанной группы Follow the Rabbits, а также таких проектов, как Paloma Cantina, Tagliatella Caffe, Sangre Fresca, Nola, «Пища династии Минь».
Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Вверх