Темы банкета на выезде мы уже немного коснулись в предыдущей статье, когда говорили о специфике ценообразования банкетного меню. Однако на этом выездные сложности не заканчиваются. Поговорим о них.
Руководитель заведения должен понимать, что внутреннее ресторанное меню существенно отличается от того меню, которое должно быть представлено на выездных мероприятиях. Делать салаты из-под ножа — это одно, а приготовить блюда, которые проведут несколько часов в транспорте, а потом их будут подготавливать для подачи и подавать на стол, и они при этом всё ещё должны оставаться качественными и привлекательными на вид, — это значительно сложнее. Для этого у шеф-повара должна быть определённая квалификация и опыт, который подскажет ему, какие блюда выдержат долгий путь до стола, а какими лучше не рисковать. Например, даже летом гости иногда пытаются заказать на природу холодец — и это тот редкий случай, когда ресторатору и шеф-повару следует ответить непреклонное нет
Более всего на летних выездных мероприятиях востребованы, конечно, шашлык и блюда барбекю: мясо, рыба, овощи на гриле. Новой тенденцией стало сегодня готовить для выезда на природу холодные супы и супы-пюре — острые, сладкие, овощные или фруктовые (не мясные). На мероприятие они везутся в замороженном виде в специальных термобоксах и уже на месте готовятся к подаче. Кроме того, новомодный тренд — приготовление на природе плова. Это очень удобно, потому что готовится одно блюдо на всю компанию. Но для этого ресторан должен располагать высококлассным специалистом по его приготовлению!
Если концепция ресторана не предполагает использования в залах скатертей (а такое сегодня бывает достаточно часто), то с организацией банкета будут проблемы: шашлыки на природе — это хорошо, но чаще всего гости ждут все же столы, накрытые скатертями. Специально же шить или покупать текстиль стоит, только если ресторан планирует всерьёз взяться за организацию банкетов.
С другой стороны, сегодня на рынке предлагаются широкие линейки одноразовых скатертей — и для выездного мероприятия это может стать спасением. Однако не каждый заказчик банкета на это согласится: такой вариант надо обговаривать индивидуально и на всякий случай всё же иметь комплект обычных скатертей.
То же самое касается посуды и столовых приборов. Конечно, здесь чаще всего выручают как раз одноразовые аналоги, которые на природе воспринимаются совершенно естественно. Однако если проводится дорогой банкет или, к примеру, полноценная свадьба (а сейчас очень модно устраивать свадьбы на выезде), то заказчик может потребовать использовать на банкете и фарфоровую посуду, и «нормальные» ножи и вилки.
Для предприятия с большим штатом сотрудников проведение банкета на выезде, скорее всего, в этом отношении не составит проблемы: на него просто будет привлечена вторая смена. А вот если штат в силу особенностей обслуживания или самого ресторана небольшой, то персонал придётся приглашать.
— Сложность работы с таким персоналом заключается, прежде всего, в том, что его фактически невозможно обучать, — говорит Кирилл Погодин. — Привлекаемые сотрудники никогда не станут носителями стандартов, как штатные, — они просто не будут этим озадачиваться. При этом официанты, работающие на выезде, должны быть даже более профессиональны, чем ресторанные.
В ресторане официант вышел в зал, подал блюдо и ушёл «за кулисы». На выездном обслуживании приходится постоянно быть в поле зрения клиентов, а значит — опрятным, аккуратным, уверенным в себе. В ресторане выработана своя этика, здесь всё налажено, и официант знает, что в какой ситуации предпринимать. На выезде каждый раз — новая площадка, новые ситуации, на которые нужно быстро и правильно реагировать.
Однако часто без приглашённых официантов, а иногда и поваров не обойтись. Поэтому ресторатору, решившему заняться обслуживанием банкетов на выезде, лучше заранее обеспокоиться официантской базой либо найти агентство, которое сможет предоставить персонал. Если ресторатор предпочитает работать с агентством, то следует быть готовым, во-первых, к лишним затратам. Во-вторых, к тому, что это агентство «нагонит» совершенно незнакомых официантов с совершенно неизвестными навыками и, более того, с неизвестными моральными качествами.
И, в-третьих, к тому, что ни менеджер, ни руководитель заведения, ни сам ресторатор этот персонал контролировать не смогут, потому что на самом деле контролирует персонал тот человек, который его поставляет. И если этот человек решит «выкрутить» ресторатору руки, поставив ему какие-то свои условия проведения мероприятия, то с этим придётся соглашаться: персонал-то в его подчинении! В результате это грозит либо повышением затрат ресторатора на мероприятие, либо, если он наотрез откажется от новых условий, мотивируя отказ прежней договорённостью, потерей 80–90 процентов персонала и фактическим срывом банкета. Поэтому опыт многих рестораторов показывает, что если работа ведётся через посредника — агентство, изменить что-то, кроме того, что согласиться на его условия, шансов нет.
Если ресторатор ратует за наличие базы, то ему (или его ответственному сотруднику) придётся лично обзванивать каждого официанта, договариваясь с ним на конкретный день и за конкретную плату. Это требует большого количества времени, но опытные рестораторы говорят, что оно того стоит. Потому что тогда и наёмные сотрудники (а они часто бывают одни и те же и в результате уже становятся «своими») понимают, какие требования к ним предъявляют и чего ждут, и то же самое понимают ресторанные менеджеры: какие требования к ним предъявлять и чего от них можно добиться.
Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...
В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...
Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...