Top.Mail.Ru

Забытый номерок может стоить владельцу ресторана целого банкета

12 Апреля 2011
Забытый номерок может стоить владельцу ресторана целого банкета

Никакой официант не спасет ситуацию, если гардеробщик — хам



На прибыль заведения, повышая ее своим отношением к гостям или снижая, влияет абсолютно весь персонал, начиная с парковщика, охранника и гардеробщика.

Если помните, в советское время гардеробщики очень не любили, когда вы им давали куртку с оборванной петелькой. Потом, когда началась перестройка, они поняли, как себя надо вести, и стали приносить собственные плечики: хотите — так повесим, «за шиворот», хотите на плечики — 10 рублей. Однажды я зашел в один из ресторанов, а накануне у меня на куртке оторвалась петелька. Жена пришить не успела, и я ходил так. Протягиваю куртку гардеробщику — такому плечистому мужчине — и начинаю оправдываться: «Понимаете, только у меня тут петелька оборвалась…» И тут дядька мне говорит: «А хотите, я Вам ее пришью?..» И он сказал мне это — и, знаете, смех смехом, но на этот момент он мне стал дороже жены, которая мне ее не пришила, а он это сделал. И у меня такой взлет позитива — какое классное место!..

А второй случай со мной произошел уже в позапрошлом году. Позвонила мне хозяйка одного из подмосковных ресторанов с вопросом о консультации: она хочет сделать гламурное место. Я приглашаю ее в Москву с намерением показать качественные места, к которым нужно стремиться. Она приезжает, мы идем в несколько ресторанов, заходим в очередной. Раздеваемся, садимся. И вдруг она вспоминает, что не взяла в гардеробе номерок на пальто. Я говорю: «Давайте, я схожу!» А там такие диваны, так мягко, хорошо, она отвечает: «Да ладно, куда оно денется?»

Ну, хорошо. В ресторане нам очень понравилось, по душе пришелся официант. Заведение-то это было для нас не первым, мы сытые, а цены там достаточно высокие — салаты от 400 рублей. И я ему говорю: «Молодой человек, нам нужно хорошо поесть, на Ваш выбор, но чтобы уложиться в 300 рублей». И он, ни на секунду не задумавшись, мне отвечает: «Я могу Вам предложить отличный обед для персонала! У нас сегодня прекрасный гороховый суп, котлеты и особенно удался компот из сухофруктов». Расположил к себе тут же. Тетке так понравился, она заказывает десерт, рассказывает, что через неделю у мужа день рождения, и почему бы его не отметить в этом ресторане? Словом, все чудесно.

Мы уходим в восторге, тетка в восторге, подходим к гардеробу. Я беру куртку, она говорит гардеробщику: «Вы знаете, я забыла здесь у Вас номерочек…» «Ничего Вы не забыли, — отвечает он, — все взяли. Я спрашиваю его: «Как нам быть? Вот, женщина потеряла номерок». «За утерю номерка штраф 500 рублей». Я протягиваю деньги, он — пальто. Ничего не проверяя и больше ничего не спрашивая. И все понимают: да, забыла. А он не стал ее окликать, а решил просто подзаработать.


Мы уходим в восторге, тетка в восторге, подходим к гардеробу. Я беру куртку, она говорит гардеробщику: «Вы знаете, я забыла здесь у Вас номерочек…» «Ничего Вы не забыли, — отвечает он, — все взяли. У меня ничего нет!» «Да забыла, у меня его тоже нет — но вот, видите, мое пальто висит». «Не знаю, Ваше это пальто или нет, это мне неизвестно…» «Да посмотрите, у меня в кармане лежит…» «Ничего я смотреть не буду, я не имею права по чужим карманам лазать». Она начинает злиться. Я спрашиваю его: «Как нам быть? Вот, женщина потеряла номерок». «За утерю номерка штраф 500 рублей». Я протягиваю деньги, он — пальто. Ничего не проверяя и больше ничего не спрашивая. И все понимают: да, забыла. А он не стал ее окликать, а решил просто подзаработать. И мы выходим, и она говорит: «Ноги моей в этом заведении больше не будет!»
Все! Никакой официант не спасет ситуацию, если гардеробщик — хам.

Учите официантов чувствовать гостя



Однако частенько и сами официанты не умеют правильно работать. И сколько на этом теряется прибыли — вы не представляете! Вот, их учат, что подавать надо справа, убирать грязную посуду — слева. Все это правильно, но ведь недостаточно!

Учить надо прежде всего стандартам обслуживания, потому что все они основаны на физиологическом и психологическом восприятии человеком окружающей действительности. А начинается все с внешнего вида. Официантка пришла — симпатичная, с красивыми серьгами, с хорошим макияжем. Очень плохо! Так на рабочее место ее отправлять нельзя. Потому что если с гостем сидит девушка, она постарается как можно быстрее увести его из ресторана. А уж если жена — вы эту пару больше никогда не увидите!

Учить официанта надо прежде всего стандартам обслуживания, потому что все они основаны на физиологическом и психологическом восприятии человеком окружающей действительности. А начинается все с внешнего вида. Официантка пришла — симпатичная, с красивыми серьгами, с хорошим макияжем. Очень плохо! Так на рабочее место ее отправлять нельзя. Потому что если с гостем сидит девушка, она постарается как можно быстрее увести его из ресторана. А уж если жена — вы эту пару больше никогда не увидите!


Следующее: надо учить официантов чувствовать гостя. Не вести его, как учат всех, а «сканировать» его. Всех учат: «После ужина спроси, понравилось ли гостю блюдо…» И вот они все тупо спрашивают: «Вам понравилось?..» Хотя это совершенно неправильно. Стоит пустая тарелка: гость блюдо съел. Если ему очень понравилось, он сам скажет. Если он просто был голоден и хотел «что-нибудь поесть», он не заметил вкуса блюда и вопрос поставит его в тупик. Если блюдо недоеденное — тем более спрашивать глупо: ясно же, что не понравилось или гость был сыт, — ему придется оправдываться, что он не хотел есть (а чего пришел — дальше объяснять?), или говорить, что не понравилось и, опять же, дальше-то что? Устраивать разнос повару? Не лучше ли унести тарелку, а потом вернуться и спросить: «Как Вам у нас, нравится?» И гость тогда скажет то, что чувствует.

У нас в Москве есть одно азербайджанское заведение, я ходил туда раз в месяц точно. Однажды мы с приятелем туда пришли и думаем — что бы выпить? И решили — пойдем по водке! Официант это видит и говорит: «У нас очень интересная израильская водка. Вам понравится!» «А что в ней такого особенного?» «Возьмите, понравится!» «Может, цена какая особая?» «Нет, цена вполне нормальная, обычная». Ну, хорошо. Приносит, показал бутылку — правда, израильская, — наливает. Выбираем шашлык. А там их — 50 видов! Он говорит: «Да вы не мучайтесь — берите шашлык 7-40». «А что, он без свинины?» «Возьмите, вам понравится! И вот, возьмите еще утиную печень, нам привозят ее из Израиля самолетом». Я задумываюсь: «Почему у него постоянно еврейская тема присутствует?» — и вдруг понимаю: у меня волосы тогда отросли, курчавые, большой нос, губы — лицо еврейской национальности. Он видит, что перед ним сидит еврей, и хочет ему сделать приятное. И я хоть и не еврей, но мне действительно стало приятно! И я его запомнил — и сколько бы туда ни ходил, старался попасть именно к нему. И он меня тоже запомнил, и если не мог взять заказ — поднимал так руки над головой, сжав вместе — мол, ничего, брат, держись, прорвемся! Понимаете? И я ходил специально на него — вот это и есть клиентоориентированный сервис: рассчитанный на каждого гостя, в данном случае — на меня.

Кто ответит «за базар» и икру в Чиз-кейке?..



Далее, официантов надо учить отвечать только за себя. Пример из новосибирского заведения. Приходим, берем меню, читаю: «Сибас на гриле». Я спрашиваю официанта: «А у вас сибас мороженный или охлажденный?» Он говорит: «Чего?» «Охлажденный (мягкий) или мороженный (твердый)?» «Не, — говорит он, — у нас мягкий». А я знаю охлажденный сибас — он очень вкусен. В отличие от мороженного — такой лучше не заказывать. «Точно? — говорю. — Может, лучше у повара спросить?» «Точно, точно!» «Ладно, — говорю, — давайте». Приносят сибас: он мороженный. «Я не буду есть, — говорю, — я специально спрашивал, какая рыба». Зовет повара, тот: «Конечно, мороженный — кто нам сюда будет охлажденный возить?» Я платить не стал. Соответственно, обвинили официанта — скандал, все недовольны. Спрашивается: если ты не знаешь ответа на вопрос гостя (а кстати, почему? — но это уже другой вопрос), почему бы не пойти и не спросить у того, кто знает? И не брать ответственность на себя.

Еще одна причина, по которой рестораны из-за официантов теряют прибыль: официанты не умеют продавать. Есть мелочи, которым нужно учить каждого официанта сразу. Например, закон под кодовым названием «Два пальца». Если в бокале гостя осталось напитка меньше чем на два пальца, его обязательно надо спросить: «Еще бокальчик?». И в половине случаев гость говорит: «Да, пожалуй, еще!» Почему этого не делается? Просто потому, что официанты этого не знают.

Другой пример. Мурманское заведение, чудесная официантка, мы потихоньку наедаемся, заказываем вино. «Пино Гриджио есть?» «Есть!» Приносит, открывает, наливает. Я вижу: какие-то пузырики. А в Пино Гриджио никаких пузыриков быть не должно. Пью — оно горькое. Я говорю: «Девушка, у вас вино испорченное, позовите менеджера». Приходит менеджер: «Какие у Вас проблемы?» «У меня — никаких. Проблемы у вас с этой бутылкой вина». «А Вы знаете, — говорит он, — я только что позвонил поставщику, он говорит, что у Пино Гриджио могут быть пузырики и оно может горчить». Я отвечаю: «Но он не пил этого вина — попробуйте его сами». «Я не буду пробовать. А Вы сами пили когда-нибудь Пино Гриджио?» «Я, — говорю, — 15 лет им торгую». «А мне кажется, — выдает менеджер, — что Вы пришли в наш ресторан, чтобы выпить бесплатно вина, устроив скандал. Больше к нам никогда не приходите!» Я говорю: «Отменяю весь заказ, платить ни за что не стану и еще каждый раз буду «славить» ваше заведение!» В чем ошибка человека? Он разве виноват, что вино испорченное? Нет. Может такое быть? Сколько угодно. Что в этом случае делать? Написать на фирму-поставщика рекламацию, и та просто меняет эту бутылку. Зачем брать на себя ответственность за поставщика, пытаться его оправдать и прочее?

И еще одна причина, по которой рестораны из-за официантов теряют прибыль: официанты не умеют продавать. Существует масса семинаров на эту тему, но есть мелочи, которым нужно учить каждого официанта сразу. Например, есть такой закон под кодовым названием «Два пальца». Если в бокале гостя осталось напитка меньше чем на два пальца, его обязательно надо спросить: «Еще бокальчик?» Или: «Еще бутылочку?» И в половине случаев гость говорит: «Да, пожалуй, еще!» Почему этого не делается? Просто потому, что официанты этого не знают и, соответственно, не спрашивают. Таких мелочей — тьма-тьмущая.

К примеру, все пьют фреши — свежевыжатые соки. Они подаются в бокалах 250 мл. И один из наших московских рестораторов наряду с такими бокалами придумал подавать фреши в емкостях по 400 мл. Приходят мужчина с девушкой. У девушки спрашивают: «Вам фреш маленький или большой?» «Маленький», — говорит она. «А Вам?» — у мужчины. «Большой!» — естественно, отвечает он.

И здесь важна непосредственно работа ресторатора. Вот, к примеру, все пьют фреши — свежевыжатые соки. Они подаются в бокалах 250 мл. И один из наших московских рестораторов наряду с такими бокалами придумал подавать фреши в емкостях по 400 мл. Приходят мужчина с девушкой. У девушки спрашивают: «Вам фреш маленький или большой?» «Маленький», — говорит она. «А Вам?» — у мужчины. «Большой!» — естественно, отвечает он. Он сразу берет в два раза больше! Потом этот же ресторатор стал разливать фреш в бокалы 200 мл — маленький, 400 — средний и 600 — большой. Что говорит девушка? «Средний». А мужчина? Правильно! Продажи опять повышаются!

Далее, ресторатор читает, как компания, производящая зубную пасту, повысила свои продажи на 30% после того, как в тюбике начала делать толстую дырочку. Человек давит с одной и той же силой, и пасты выдавливается больше, тюбик расходуется быстрее, покупается следующий. То же самое правило действует в отношении коктейльных трубочек: чем они толще, тем быстрее пьется из них напиток. И он подает во всех соках и коктейлях самые толстые трубочки, которые смог найти…
Естественно, прибыль растет и теряется не только из-за мелочей. Главной проблемой по-прежнему остается воровство. Но это — отдельная большая тема, которую развивать не буду, но приведу один пример. Его можно было бы назвать остроумным, если бы он не был настолько преступен. Бухгалтер-калькулятор в кафе на лыжном курорте по выходным, когда приезжает много народу, изменяла калькуляционную карту в самом распространенном блюде — картошке-фри. Туда входит, собственно, лишь картошка, соль и масло. Предприимчивая сотрудница добавляла туда 2 грамма коньяка «Хеннесси». 500 блюд съели — литра «Хеннесси» нет. Списался. А бармен спокойно продает его и делит деньги с бухгалтером-калькулятором. Потом она это все убирает, все в порядке. С отчетностью все в порядке, коньяка нет. Ни владельцу заведения, ни управляющему в голову не приходит посмотреть, что было в калькуляционной карте на картошку-фри 26 февраля с 10 до 20 часов. Тетка погорела на жадности. Она решила расширить свои возможности и, договорившись с поваром, начала добавлять в пирожные Чиз-кейк 10 граммов черной икры. И однажды икру в Чиз-кейке заметили…

Я считаю, что победить воровство в ресторане невозможно: персонал очень изобретателен! Но бороться с этим можно и нужно.

Другие статьи эксперта
Смотреть все

Мы продолжаем разговор о ресторане как бизнесе по торговле эмоциями и его успешном продвижении. В прошлых номерах мы ...

Мы продолжаем разговор о ресторане как бизнесе по торговле эмоциями и его успешном продвижении. В прошлом номере мы г...

В прошлом номере мы начали разговор о ресторане как бизнесе по торговле эмоциями. В связи с этим ресторатор должен за...

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Вице-президент ФРиО по корпоративному и социальному питанию. Руководитель общественного питания и туристических услуг ООО «Энергоатоминвест» АО «Концерн Росэнергоатом» Госкорпорации «Росатом»
Руководитель проекта по продажам в канале HoReCa компании «Перспектива»
Коммерческий директор компании «Перспектива»
Заметитель директора направления баров финтес-клубов xfit
Бартендер, ресторатор, совладелец бара El Copitas, сооснователь и идеолог ресторанной группы Follow the Rabbits, а также таких проектов, как Paloma Cantina, Tagliatella Caffe, Sangre Fresca, Nola, «Пища династии Минь».
Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Вверх