Top.Mail.Ru

Сергей Малаховский: «Ресторанный бизнес – это бесконечный тренинг»

Сергей Малаховский:  «Ресторанный бизнес –  это бесконечный тренинг»

Аналитики считают, что из новичков, продвигающих свое первое заведение общественного питания, наибольший успех имеют те, кто стал ресторатором, будучи и до этого востребован на ресторанном рынке — в качестве шеф-повара, управляющего, сомелье. Те, кто знает этот рынок изнутри и именно поэтому имеет шанс на нем удержаться. Сергей Малаховский, много лет работавший шеф-поваром и управляющим, свой шанс, несомненно, не упустил. Ресторатором он стал, можно сказать, одномоментно. Работал бренд-шефом «Васаби», достаточно успешно продвигал меню сети — пока, как он рассказывает, не возникли разногласия с учредителями. «Я подал заявление 1 июня 2007 года и сразу начал стройку кафе «Диван», открыв его уже 27 июля, — продолжает он. — Через год вернулся в «Васаби» с приемлемыми условиями». Но свой бизнес, а «Диван», несмотря на кризис, становился все более успешен, — притягивает… Прошлым летом Сергей Малаховский открыл второе кафе и окончательно ушел «из управляющих». А сейчас задумывается о новом сетевом проекте. Повар с 20-летним стажем и ресторатор с трехлетним видит свое будущее в движении дальше, и главное для него — не останавливаться на достигнутом.

Многозальное пространство выигрышное



— Сергей, рестораторы стараются заполучить площади под свои заведения в центре. Вы выбираете спальный Невский район, достаточно далеко от центра. Делаете это намеренно?

— В Невском районе живет почти миллион человек — 850 тысяч, — то есть район огромный. Маркетологи подсказывают: это район, где люди уже покупали квартиры. Ведь есть же у нас районы, где квартиры раздавались в советские времена, а значит — люди считают, что им государство и так все должно давать. Они не любят тратить деньги в кафе! А когда покупается кооперативное жилье, то есть народ уже переходит от советского понимания жизни к несоветскому, то он понимает, что за все надо платить, у него есть какой-то определенный достаток. Словом, в таком районе какая-то целевая аудитория все-таки уже есть.

И сейчас, когда рассматриваю площади, мечтаю о похожих районах, где много коммерческого жилья, — пр. Просвещения, метро «Пионерская», Ленинский проспект. Где люди готовы платить, но где мало мест, которые конкурируют между собой, — а это нужно делать! Приведу отрицательный пример. Я живу в Купчино. Там нет особо дорогих машин, жилье застраивалось давно, и культуры хождения в кафе там фактически нет. И люди с опасением относятся, если вдруг открывается кафе с красивыми окнами, там чистый пол, приветливые официанты — наверное, там дорого! Это не для меня.
И вот процветают азербайджанские «кафешки» — там горячий суп, там недорого и водка 20 видов! Сюда ходят. И в Купчино открывать пока повременю…

— А в Невском открыли почему — помещение появилось?

— Да, появилась удобная площадь. Другие выбирают однозальные помещения, потому что считают, что они более выигрышные: один зал, официант всех видит, гости на ладони — проще. Светом зонируют пространство, придают уют — все. Я тогда работал в группе «Васаби», и управляющий отказался от этой площади, потому что  как тут искать народ? Четыре зала с отдельными входами. Один здесь сядет, другой пойдет в третий зал, третий — в четвертый. «Васаби» не банкетный ресторан: Япония предусматривает степенность, относительную тишину, а сели десять человек, чокаются бокалами, кричат: «Поздравляем!» — нельзя, мешают остальным.

А я подумал: здесь было советское кафе, то есть люди это место знают и помнят — оно нахожено. Чуть перепланирую  и у меня будет в одном зале проходить банкет, а в другом — ужинать гости. Никто никому не мешает! И я во время банкета не отгоняю других гостей. Во втором «Диване» у меня пока один зал, и я сейчас с инвестором обсуждаю, как построить стеклянную стену, чтобы зонировать помещение. Потому что надпись «Извините, сегодня ваше любимое кафе закрыто на банкет» недопустима!

И чтобы и банкет можно было проводить, и не закрывать на это время ресторан, я подумал — многозальное пространство выигрышное! Угадал.

Меню строю, исходя от предпочтений гостя


— Сергей, как развиваете меню «Дивана»?

— Открывая свое кафе в спальном районе, я понимал, что все амбиции надо задвинуть на дальний план: мне нужно было уложиться в какие-то оптимальные деньги. Нужно сделать ремонт и продумать дизайн, чтобы людям было нормально в этом заведении находиться. Подчеркиваю: нормально — не шикарно. Не то, что — ах! — люстра небывалой красоты, эксклюзивная подсветка и прочее. Нет, должно быть просто комфортно. И, конечно, мне нужно было удовлетворить спрос. Я начал думать: что нужно людям? Япония на волне — значит, сделаю суши-бар, пошла Италия — буду печь пиццы и давать пасты. И поначалу «Диван» родился именно как японо-итальянское заведение, в котором подается буквально несколько узнаваемых русских блюд. Люди стали приходить, заказывать и  просить дополнить… Я расширил позиции, которые можно назвать славянскими — Украина, Белоруссия и Россия.

Суши сегодня подают везде! Но, надо сказать, в кризис возросло доверие к сетевикам: люди подсознательно чувствуют, что если этим занимаются целенаправленно, то, значит, имеют свежий товар и прочее. Тяжело конкурировать именно по суши-бару. Я на это сразу же отреагировал — сделал в меню небольшой ребрендинг. Размышлял: так, мне нужно дать в суши-баре то, чего нет у соседа, — эксклюзив. И расширить русский лист. Через год работы я суши-лист сократил, сделав при этом 15 рулетов Филадельфия,  потому что ее едят все,  и дополнив их суши, которых больше нет ни у кого. Допустим, Сакэ-Рояль: это «нигиринка» — риса совсем мало, с боков положил два лепестка лосося, а внутрь — сыр Филадельфия и красную икру. Сушка действительно богатая, красивая, и несмотря на то, что дорогая, люди на досточку одну-две возьмут. Спрос есть — можно развивать эту историю дальше. Две креветки вокруг риса положил, любимую Филадельфию посыпал кунжутом; лосось положил и угря вместе со Спайси-соусом; стал запекать. Хорошо! Есть спрос.

— То есть Японии-Италии оказалось мало?

— Я видел, людей в «Диване» тянет на наши родные блюда. Ввел сковородочный лист. Сковородки пошли на ура! Человек в спальном районе, недалеко от дома, хочет выпить рюмку водки, следовательно — не хочет ехать на машине: пришел, заказал салат и горячее блюдо, которое уже полностью гарнировано, под соусом, а значит  не будет сухим… Сковородок было сначала три, потом четыре, теперь — порядка десяти разных. Тем более она шкворчит, аромат — на весь зал! Так что, развивать меню не очень сложно, надо только быть внимательным к тому, что любят люди.

Простой пример: я торгую пиццами. Пиццу итальянцы всегда подсушивают, чтобы была хрустящая корочка, сверху соус из свежих томатов, разные компоненты: грибы, ветчина, салями, и обязательно чтобы тянулся сыр. Это вкусно! Что делаю я? Я делаю тесто на пиццу не таким сухим, выбирая такой температурный режим, чтобы оно гнулось. С моего теста начинка падает. Его нельзя взять за краешек, и оно стоит, как листок бумаги. Хотя концептуально итальянская пицца именно такая — стоять должна. Я делаю мягкое тесто и  угадываю! Людям нравится наша пицца. Они ее воспринимают не как какую-то закуску, а как вполне самостоятельное блюдо. Они хотят ею наесться! И я иду дальше: начинаю мазать пиццу не только томатным соусом.

— Итальянцы свой продукт не узнали бы…

— Когда они это видят, мне говорят: «Сергей, ты не пиццу делаешь, а какие-то пирожки».  Я отвечаю: «Можете называть это как угодно, но моя пицца с белым соусом по продажам в три раза лучше идет, чем с томатным». Посмотрите: сделал грибной жульен, превратил его в кремовую массу, он запекся, горячий — отлично! Фокачча любимые — итальянцы пекут, соусом Песто мажут. Почему я не имею права предложить пиццу на соусе Песто, если кто-то любит пикантный вкус? Мексиканцы делают шикарный соус Чеддер, закатывают в банки, отправляют по всему миру — изумительной консистенции, красивого желтого цвета, стабильного вкуса… Почему нет? И людям нравится свою любимую пиццу — Карбонара, Пеперони, любую — съесть на разном соусе: это им предлагает официант. Из-за этого у людей возникает желание ходить ко мне чаще!

В бизнесе останавливаться нельзя


— Сергей, свое первое заведение открыли фактически перед самым кризисом, как справились-то в трудный период?

— Ох! — он смеется. — Справились! Пережили. Конечно, сделали все антикризисные предложения, чтобы люди, у которых упали доходы, все равно в свое любимое кафе могли ходить.

— Но окупить его не успели?

— Чуть-чуть не успели. Когда просишь у людей инвестиции, ты ставишь кровавый отпечаток, что ты им отдашь деньги. А когда просишь 12 миллионов… Чем эти деньги можно вернуть? У меня квартира всего четыре стоит. Огромный риск! Из-за этого ты сжимаешь в кулак волю и веришь в идею до конца.

— Надо быть фанатом?..

— Обязательно! Нужно искреннее желание, которым ты заразишь тех людей, которые начнут с тобой этим заниматься. В это нужно верить!.. Не должно быть ни капли сомнений! Если ты хоть чуть-чуть сомневаешься в том, что у тебя получится, у тебя и бизнес будет все время хромать. И до кризиса, что тут лукавить,  не успел. Хотя должен был! Но учредители проявили лояльность, поняли, что это не я втянул страну в кризис. Я в таблице окупаемости пишу «от 18 до 26 месяцев» — на 24-й месяц обычно деньги возвращаю. Тут не получилось: вернул где-то на 28-й или 30-й.

— Но тем не менее, Вы окупили этот проект и сразу же открыли второй?

— Да! Останавливаться нельзя.

— Хотя бизнес сложный…

— Самый сложный! Возможно, наркотиками торговать легче, — он смеется. —
В ресторане течет миллион процессов одновременно. Продукты привозятся, идут в дело, закладываются на хранение, портятся, их воруют, съедают, словом все что угодно! Их постоянно возят по разной цене, за которой нужно следить. И это все — как такой шар, который в каждый момент нужно держать в голове, на бумаге. Бесконечный тренинг — вот что такое ресторанный бизнес. Как только ты вожжи отпустил утереть со лба пот — труба! Сразу же что-то идет не так, как ты запланировал.

— Тем не менее Вы уже задумываете новый проект.

— Задумываю. Умные аналитики уже просчитали, сколько у нас платежеспособных граждан, и я прекрасно понимаю, что чем ниже сегмент, тем все у тебя будет стабильнее. Хотя, когда висок поседеет, знаю, все равно захочется радовать людей так, чтобы приносили тарелку и голова кружилась от вида блюда! Но это потом, когда-нибудь, лет через 10. Меня просили написать концепцию со счетом на 1,5 тысячи евро — и я на какое-то время загорелся. Назвал концепцию «4 столика», потому что там действительно будет 4 столика и один официант. Там не будет молекулярной кухни — лишь некая экзотика: яблоки по 150 долларов закупка, которые французская бабушка срывает с ветки и вручную укладывает в коробочку; какие-то нежные вещи — «щечки лосося», «мочки бегемота», — он улыбается. — Эксклюзив, который правильно и точно поджарен и подан, чтобы люди с прямой спиной могли оценить то, что в тарелке.

— Это будет?

— Нет, я подготовил концепцию, продал ее — а там уже пусть ею уже другие занимаются.

— Что осталось сделать в этих двух заведениях?

— Я понимаю, что не все здесь у меня доведено до совершенства. Работаю над нюансами! С коктейльной картой, с пивными предложениями — занимаюсь концептуальным развитием!
Самое сложное — найти баланс, чтобы все были довольны: учредители, персонал и гости

— Сергей, у Вас здесь есть и свои шеф-повара, и исполнительные директора,
а сами проверяете их деятельность или все отдано им на откуп?

— Проверяю, конечно! Здесь нужно четкое стабильное руководство — касса приходит СМСкой, все отчеты по «электронке», сами встречаемся. Допустим, хромает кухня. Я в декабре переоделся, встал на кухню и сам готовил еду. Потому что считал, что какое-то количество блюд надо поправить.

— Поправили?
— Конечно! Заглядываешь в глаза людям и говоришь: «Паш, вот здесь выкладка не та. Сам не чувствуешь? Давай я тебе подскажу!»

— Сергей, что для Вас сегодня самое сложное в ресторанном бизнесе?

— Самое сложное — найти баланс. Когда у тебя учредитель доволен дивидендами, персонал доволен зарплатой и гость — блюдами и их ценой. И это все находится в позитивном векторе. Как только фишечка в сторону сдвигается, персонал чем-то недоволен, ходит по коридору, не улыбается,  ее срочно надо передвигать обратно, искать причину. Или если гость стал меньше ходить — почему? Что ты не так делаешь? Самое сложное — держать этот баланс. Это и есть основная задача.

— Но чтобы держать этот баланс, надо находиться в ресторане фактически все время.

— Надо многое о своих людях знать — конечно! Кто хорошо рисует, кто хорошо поет. Кто покуривает анашу на выходных, а кто  пьет пиво.

— А это невозможно, если открывать второе, третье, десятое заведение!..

— А там уже другие структуры и другие построения отношений. Пока стараюсь понимать. Устраивали новогодний корпоратив — я наряжаюсь в медведя, учу свою роль, мы играем сказку «Колобок» в современном стиле. Я накрываю стол, чтобы выпить, закусить, поговорить о том, как мы прожили год, кто у нас молодец. Сажаю в автобус, привез на каток, участвую во всех эстафетах, чтобы люди понимали, что есть время работы и есть — отдыха. И они и вновь пришедшим рассказывают, что нас ждет подарок от учредителей, и это здорово, это надо делать!

— Сергей, несмотря на все сложности в ресторанном бизнесе, перспективу видите?

— Не то слово! Потому что я как бизнесмен основываюсь на статистике. И хочу не удовлетворять амбиции  — «давайте попробуем»: ничего себе «попробуем» — за 15 миллионов. Нет, попробуйте с кем-нибудь другим. Нужны обоснования, почему пойдет, как именно. Статистика — очень серьезная вещь. И видение в эту сторону поменялось: ты основываешься на фактах, на том, что стабильно хорошо получается у нас.

— Вам, конечно, очень помогает то, что Вы долгое время работали поваром, шеф-поваром, управляющим — знаете этот рынок от и до…

— Знаю! Знаю даже то, что будет на нем дальше происходить.

— И что же?

— Азиаты! Вьетнам, Лаос, Таиланд войдут. С хорошим качеством — что рестораны с хорошей кухней, что фаст-фуды. И, конечно, вернутся забытые русские рецепты на новый лад.

— Зная этот прогноз, будете что-то предпринимать?

— Обязательно! Сделаю вылазку за границу  и обязательно буду!

Другие статьи эксперта
Смотреть все

Я твёрдо уверен, что ресторан на вечное пользование в центре города обязан отвечать нескольким параметрам для успеха....

Вы не поверите, но сейчас я угадаю, чем заканчиваются все разговоры на любом производстве о системе сертификации и бе...

Доставка существует в двух форматах: открытая специально исключительно доставлять еду из точки А в точку В и как увел...

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Вице-президент ФРиО по корпоративному и социальному питанию. Руководитель общественного питания и туристических услуг ООО «Энергоатоминвест» АО «Концерн Росэнергоатом» Госкорпорации «Росатом»
Руководитель проекта по продажам в канале HoReCa компании «Перспектива»
Коммерческий директор компании «Перспектива»
Заметитель директора направления баров финтес-клубов xfit
Бартендер, ресторатор, совладелец бара El Copitas, сооснователь и идеолог ресторанной группы Follow the Rabbits, а также таких проектов, как Paloma Cantina, Tagliatella Caffe, Sangre Fresca, Nola, «Пища династии Минь».
Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Вверх