Top.Mail.Ru

В деле регистрации ТЗ главное — подать заявку: кто первый подал, тот и прав

В деле регистрации ТЗ главное —  подать заявку: кто первый подал, тот и прав

По времени товарный знак регистрируется примерно год (в Москве проводится очень длительная экспертиза). Предварительно патентным поверенным проводится информационный поиск с целью проверить, есть ли уже такие зарегистрированные ТЗ, после чего поверенный выдаст некое предварительное заключение, насколько регистрация вероятна (вероятность регистрации достаточно высокая и составляет порядка 95%). На это обычно уходит до 10 дней. Потом идет подготовка заявки к подаче (подписание договора, оплата услуг патентного поверенного) и непосредственно подача заявки. Все это занимает еще около 2-2,5 недель. После этого запрос отправляется в Москву, где в течение 8-9-12 месяцев идет экспертиза. Ее продолжительность законом не установлена, и повлиять на «ускорение» никак нельзя. После этого этапа еще примерно 1,5 месяца занимает получение свидетельства — после уплаты всех пошлин.

Стоимость регистрации товарного знака складывается из госпошлины (в начале подачи заявки она составляет от 12 тыс. рублей (в зависимости от класса товарной услуги), а в случае успешной регистрации дополнительно оплачивается еще 10 тыс. рублей) и оплаты работы патентного поверенного. Минимальная стоимость составляет порядка 30-33 тыс. рублей.

Но в деле регистрации ТЗ самое главное — подать заявку: кто первый подал — того и «тапочки». В случае чего суд смотрит именно на дату подачи.

Что определяет экспертиза



При регистрации ТЗ экспертиза определяет сходство до степени смешения, которое трактуется как 50-процентное совпадение. Это означает, что другим знак будет признан только в случае, если он отличается от ранее зарегистрированного ТЗ более чем на 50%.

Именно поэтому, например, «Макдоналдс» (McDonalds) совсем недавно проиграл в Малайзии дело о префиксе местному ресторану индийской кухни «Маккарри» (McCurry). Спор разгорелся из-за приставки «Мак» (Mc). «Макдоналдс» не захотел делить две буквы с малазийским рестораном. Суд отклонил иск корпорации, в котором она пыталась обжаловать принятое ранее решение о присуждении права на обладание префиксом «Мак» малайзийскому ресторану «Маккарри». Главный судья Арфин Закарии счел доводы «Макдоналдса» недостаточными. После 8-летней борьбы Верховный суд Малайзии вынес решение: у американского фаст-фуда нет эксклюзивного права на приставку «Мак». За моральный ущерб корпорация заплатит ресторану индийской кухни 2,9 тысячи долларов.

Что касается фамилий, родовых имен и им подобного, то замечу: еще в 1918 году декретом народных комиссаров, которого никто не отменял, были упразднены любые дворянские, чиновные и сословные преимущества. Поэтому таких преимуществ не может быть в принципе, а так как одинаковые фамилии (Романовы, Шуваловы, Палкины и прочие) могут носить множество людей, то нельзя говорить о том, что какая-то одна конкретная семья будет иметь преимущество и пользоваться какими-то правами на свою вполне распространенную фамилию. Поэтому никто не может предъявлять претензий на такие названия.

Кто может стать правообладателем ТЗ, и можно ли иметь сразу несколько товарных знаков



Правообладателем ТЗ не может быть физическое лицо — только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Потому что товарный знак и знак обслуживания нужен именно в предпринимательской деятельности, которой не имеет право заниматься физическое лицо. И при смене предприятием юридического лица ТЗ, как и всякий другой объект имущества, должен быть передан этому другому юрлицу. Если же юрлицо закрывается совсем, дальнейшее использование его товарного знака становится незаконным, он не может никому принадлежать, и его нельзя поставить на учет.

Ограничений по количеству регистрируемых ТЗ нет, и одно юрлицо может иметь несколько формально конкурирующих между собой товарных знаков. В свое время в «Союзплодимпорт» были переданы все советские винные и плодово-овощные бренды: «Колокольчик», «Буратино», «Советское шампанское» и
прочее, — и с тех пор эта компания пыталась что-то с этого поиметь. Но в законе есть положение: если в течение 10 лет любые три года данный товарный знак не использовался, он может быть аннулирован. А доказывать его использование должна фирма, которая использует. Поэтому если кому-то нужен бренд, который не используется, то он просто подает заявление в палату патентных споров и начинает процедуру оспаривания. Большинство знаков, зарегистрированных скопом в 90-х годах, уже аннулированы или могут быть достаточно легко аннулированы прямо сейчас.

Большое составное название лучше защищать в комбинированном виде, потому что его проблема именно в длине: чем оно длиннее, тем проще от него отличаться на 50%. Лучше всего в данном случае регистрировать отдельно логотип и фактически каждое слово, чтобы его нельзя было использовать по отдельности.

ТЗ и доменное имя: что имеет преимущественное право



Доменное имя — формально отдельный объект, который не связан с товарным знаком. Но на практике ТЗ имеет приоритет перед доменным именем. Классический случай — захват названия «КамАЗ» в доменном имени kamaz.ru. КамАЗ как ТЗ выиграл суд у ребят, использовавших идентичное доменное имя. Но в данном случае они поступили непрофессионально. Если бы они зарегистрировали kamaz.ru как товарный знак в отношении любого продукта, по классу отличающегося от того, что производит КамАЗ, — скажем, молока, произведя буквально две пачки этого продукта по заказу от индивидуальных предпринимателей, то с ними вообще ничего нельзя было бы сделать. В этом случае они совершенно правомерно зарегистрировали бы свой ТЗ в отношении молока и 38 класса интернет-телекоммуникаций. Так что, если вы не зарегистрировали свое доменное имя и кто-то решит это сделать именно таким образом, то, скорее всего, он его сможет оспорить.

Зарегистрировав свой товарный знак, ресторатор может развивать его далее, превращая ресторан в сеть и продавая на него франчайзинговые права, и подавать в суд на заведения с подобным названием. Он может попросить компенсировать ему ущерб (но нанесение ущерба нужно будет доказывать) или попросить в виде компенсации сумму до 5 млн рублей по усмотрению суда. 5 млн дадут вряд ли, а вот тысяч 700-800 — вполне.

Срок действия ТЗ составляет 10 лет с возможностью неограниченного продления каждый раз еще на 10 лет. Перерегистрация делается в уведомительном порядке, пошлина сегодня составляет 10 тыс. рублей, срок перерегистрации — 2-3 месяца.

СКАНДАЛ В ДОМЕНЕ .РФ — главным владельцем доменов стали регистраторы?

Не успели мы забыть радостный взлет регистраций в зоне .РФ, как выплыла неприятная новость: больше всего доменов зарегистрировали регистраторы на себя и теперь выставляют их на аукцион.

ФАС завела дело на регистраторов доменов в зоне .РФ: шестеро из них подозреваются в сговоре и регистрации значительного количества доменов .РФ на себя. Дела в отношении шести регистраторов доменов в зоне .РФ были открыты в связи со злоупотреблением своим положением на рынке доменных имен. Регистраторы подозреваются в нарушении пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции».

У LINDT НЕ БУДЕТ МОНОПОЛИИ на шоколадных зайцев

Кондитерским предприятиям Lindt & Spruengli AG и August Storck AG не разрешили монополизировать шоколадных зайцев, мышек и колокольчики и запретить выпуск таких изделий под другими брендами.

Соответствующее решение принял Суд общей юрисдикции ЕС. Истцы собирались добиться запрета для всех торговых точек Евросоюза торговать шоколадными зайцами и оленями других производителей. По мнению суда, шоколадные зверюшки и колокольчики истцов не обладают достаточно ярко выраженными свойствами, чтобы на них следовало распространить правило охраны торговых знаков.
X5 RETAIL GROUP патентует напитки с названиями Twitter и Facebook

На прилавках магазинов могут появиться напитки, дублирующие названия известных социальных сетей. Так, крупнейшая российская розничная компания X5 Retail Group, владелец сети магазинов «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», планирует запатентовать напитки с названиями Twitter и Facebook. Зарегистрировав знаки в незанятых классах, X5 Retail Group получит возможность эксклюзивно продавать товары под популярными названиями.

В Федеральную службу по интеллектуальной собственности уже поступили заявления на регистрацию четырех товарных знаков: Twitter, «Твиттер», Facebook и «Фэйсбук». В каждом случае в подготовленных компанией документах записано, что заявленное обозначение представляет собой слово, носящее фантазийный характер. Крупнейшая социальная сеть Facebook зарегистрировала в России свой товарный знак в 2008 году, а администрация сервиса микроблогов Twitter — в конце 2010-го. Однако американские сервисы зарегистрировали товарные знаки лишь в некоторых классах, например «телекоммуникации» и «персональные и социальные услуги, оказываемые другими для удовлетворения потребностей индивидуальных лиц». Зарегистрировав знак в каком-то из незанятых классов, X5 Retail Group получит возможность эксклюзивно продавать товары под этим названием — к примеру, печенье Facebook или яйца Twitter.

ИЗВЕСТНЫЙ ШЕФ-ПОВАР подает в суд на ресторан

Владельцам кафе и ресторанов следует задуматься, прежде чем называть свое заведение именем известных людей. Знаменитый британский шеф-повар Гордон Рамзи (Gordon Ramsay) собирается подать в суд на хозяев небольшого ресторана на Канарских островах, который носит его имя. Следует отметить, что заведение не имеет ничего общего с высокой кухней.

Обед из трех блюд в нем обойдется всего лишь в 8 евро. Ассортимент предлагаемых блюд более чем скромный, однако владельцы ресторана утверждают, что меню составлено самим Гордоном Рамзи. О существовании заведения британскому шеф-повару стало известно благодаря жалобам клиентов, сообщает портал «Миллион Меню». Гордон Рамзи известен как первый шотландец, удостоившийся трех звезд Мишлен. Он является ведущим популярных британских телешоу The F-Word, Ramsay’s Kitchen Nightmares и Hell’s Kitchen, а также их американских телеблизнецов.
Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Шеф-повар ресторана Arabica
Шеф-повар
Шеф-повар в ресторане «КрабыКутабы»
Бренд-шеф сифудбара «Ракушка»
•⁠ ⁠Совладелец и генеральный управляющий апарт-отелей PAGE20 и ОКНО •⁠ ⁠Амбассадор Федерации Рестораторов и Отельеров России с 2020 года •⁠ ⁠Амбассадор клуба отельеров с 2024 года
Умер 13.11.2024 года. кулинар, ресторатор, ведущий кулинарного телешоу, редактор журнала «Афиша-Еда»,
Шеф-повар, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Профильный специалист/руководитель
бренд-шеф ресторана Savoy
Вверх