По времени товарный знак регистрируется примерно год (в Москве проводится очень длительная экспертиза). Предварительно патентным поверенным проводится информационный поиск с целью проверить, есть ли уже такие зарегистрированные ТЗ, после чего поверенный выдаст некое предварительное заключение, насколько регистрация вероятна (вероятность регистрации достаточно высокая и составляет порядка 95%). На это обычно уходит до 10 дней. Потом идет подготовка заявки к подаче (подписание договора, оплата услуг патентного поверенного) и непосредственно подача заявки. Все это занимает еще около 2-2,5 недель. После этого запрос отправляется в Москву, где в течение 8-9-12 месяцев идет экспертиза. Ее продолжительность законом не установлена, и повлиять на «ускорение» никак нельзя. После этого этапа еще примерно 1,5 месяца занимает получение свидетельства — после уплаты всех пошлин.
Стоимость регистрации товарного знака складывается из госпошлины (в начале подачи заявки она составляет от 12 тыс. рублей (в зависимости от класса товарной услуги), а в случае успешной регистрации дополнительно оплачивается еще 10 тыс. рублей) и оплаты работы патентного поверенного. Минимальная стоимость составляет порядка 30-33 тыс. рублей.
Но в деле регистрации ТЗ самое главное — подать заявку: кто первый подал — того и «тапочки». В случае чего суд смотрит именно на дату подачи.
При регистрации ТЗ экспертиза определяет сходство до степени смешения, которое трактуется как 50-процентное совпадение. Это означает, что другим знак будет признан только в случае, если он отличается от ранее зарегистрированного ТЗ более чем на 50%.
Именно поэтому, например, «Макдоналдс» (McDonalds) совсем недавно проиграл в Малайзии дело о префиксе местному ресторану индийской кухни «Маккарри» (McCurry). Спор разгорелся из-за приставки «Мак» (Mc). «Макдоналдс» не захотел делить две буквы с малазийским рестораном. Суд отклонил иск корпорации, в котором она пыталась обжаловать принятое ранее решение о присуждении права на обладание префиксом «Мак» малайзийскому ресторану «Маккарри». Главный судья Арфин Закарии счел доводы «Макдоналдса» недостаточными. После 8-летней борьбы Верховный суд Малайзии вынес решение: у американского фаст-фуда нет эксклюзивного права на приставку «Мак». За моральный ущерб корпорация заплатит ресторану индийской кухни 2,9 тысячи долларов.
Что касается фамилий, родовых имен и им подобного, то замечу: еще в 1918 году декретом народных комиссаров, которого никто не отменял, были упразднены любые дворянские, чиновные и сословные преимущества. Поэтому таких преимуществ не может быть в принципе, а так как одинаковые фамилии (Романовы, Шуваловы, Палкины и прочие) могут носить множество людей, то нельзя говорить о том, что какая-то одна конкретная семья будет иметь преимущество и пользоваться какими-то правами на свою вполне распространенную фамилию. Поэтому никто не может предъявлять претензий на такие названия.
Правообладателем ТЗ не может быть физическое лицо — только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Потому что товарный знак и знак обслуживания нужен именно в предпринимательской деятельности, которой не имеет право заниматься физическое лицо. И при смене предприятием юридического лица ТЗ, как и всякий другой объект имущества, должен быть передан этому другому юрлицу. Если же юрлицо закрывается совсем, дальнейшее использование его товарного знака становится незаконным, он не может никому принадлежать, и его нельзя поставить на учет.
Ограничений по количеству регистрируемых ТЗ нет, и одно юрлицо может иметь несколько формально конкурирующих между собой товарных знаков. В свое время в «Союзплодимпорт» были переданы все советские винные и плодово-овощные бренды: «Колокольчик», «Буратино», «Советское шампанское» и
прочее, — и с тех пор эта компания пыталась что-то с этого поиметь. Но в законе есть положение: если в течение 10 лет любые три года данный товарный знак не использовался, он может быть аннулирован. А доказывать его использование должна фирма, которая использует. Поэтому если кому-то нужен бренд, который не используется, то он просто подает заявление в палату патентных споров и начинает процедуру оспаривания. Большинство знаков, зарегистрированных скопом в 90-х годах, уже аннулированы или могут быть достаточно легко аннулированы прямо сейчас.
Большое составное название лучше защищать в комбинированном виде, потому что его проблема именно в длине: чем оно длиннее, тем проще от него отличаться на 50%. Лучше всего в данном случае регистрировать отдельно логотип и фактически каждое слово, чтобы его нельзя было использовать по отдельности.
Доменное имя — формально отдельный объект, который не связан с товарным знаком. Но на практике ТЗ имеет приоритет перед доменным именем. Классический случай — захват названия «КамАЗ» в доменном имени kamaz.ru. КамАЗ как ТЗ выиграл суд у ребят, использовавших идентичное доменное имя. Но в данном случае они поступили непрофессионально. Если бы они зарегистрировали kamaz.ru как товарный знак в отношении любого продукта, по классу отличающегося от того, что производит КамАЗ, — скажем, молока, произведя буквально две пачки этого продукта по заказу от индивидуальных предпринимателей, то с ними вообще ничего нельзя было бы сделать. В этом случае они совершенно правомерно зарегистрировали бы свой ТЗ в отношении молока и 38 класса интернет-телекоммуникаций. Так что, если вы не зарегистрировали свое доменное имя и кто-то решит это сделать именно таким образом, то, скорее всего, он его сможет оспорить.
Зарегистрировав свой товарный знак, ресторатор может развивать его далее, превращая ресторан в сеть и продавая на него франчайзинговые права, и подавать в суд на заведения с подобным названием. Он может попросить компенсировать ему ущерб (но нанесение ущерба нужно будет доказывать) или попросить в виде компенсации сумму до 5 млн рублей по усмотрению суда. 5 млн дадут вряд ли, а вот тысяч 700-800 — вполне.
Срок действия ТЗ составляет 10 лет с возможностью неограниченного продления каждый раз еще на 10 лет. Перерегистрация делается в уведомительном порядке, пошлина сегодня составляет 10 тыс. рублей, срок перерегистрации — 2-3 месяца.
Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...
В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...
Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...