Top.Mail.Ru

Александр Орлов: «Российских рестораторов спасут зарубежные проекты»

04 Февраля 2015
Александр Орлов: «Российских рестораторов спасут зарубежные проекты»

Известный российский ресторатор Александр Орлов, президент холдинга Bulldozer Group (сети «Тануки» и «Бенвенуто», рестораны «Поехали», «Рыбка», ESHAK и ещё около 80 заведений в России), в 2015 году намерен инвестировать около 15 млн долларов в развитие своих ресторанных концепций за рубежом. По словам предпринимателя, в условиях нестабильного доллара и падающей экономики финансировать зарубежные проекты более эффективно, чем отечественные.

«Инвестиции в зарубежные проекты в два-три раза превышают вложения в отечественные, но на данный момент там выше покупательская способность и ниже инвестиционные риски».

Сейчас более выгодно открывать площадки за пределами России


— Фактически все ведущие российские рестораторы сейчас активно рассматривают рынки других стран и готовы инвестировать в заграничные заведения немалые суммы, чтобы диверсифицировать риски и спасти бизнес, — отмечает Орлов, который уже с 2012 года уверенно расширяет бизнес за пределами России.

— Насколько немалые? Как отличаются инвестиции в заведения в России и за рубежом?

— Инвестиции в зарубежные проекты в два-три раза превышают вложения в отечественные (от 3 до 8 миллионов долларов в зависимости от размера и премиальности ресторана). Но даже на таком фоне сейчас более выгодно открывать площадки за пределами России: на данный момент там выше покупательская способность и ниже инвестиционные риски.

— Холдинг Bulldozer Group уже открыл два успешных ресторана в Дубае — TokoDubai и SasCaféDubai…

— И в ближайшее время намерен усилить своё присутствие в ОАЭ! В частности, мы планируем транслировать в Эмиратах концепции узбекской кухни — скоро в Дубае открываем ресторан-чайхану среднего сегмента. Если проект будет успешным, значит, к началу 2016 года выведем его и в другие страны региона, а также в Саудовскую Аравию, где сейчас дефицит качественных ресторанов. Также в наших ближайших планах — открытие премиального рыбного ресторана (со средним чеком в 200 долларов на человека) в Гонконге. В настоящее время идёт поиск подходящей под это заведение площадки.
 

Среди стран СНГ для нас привлекательны Азербайджан и Казахстан


— Александр, почему именно Гонконг?

— На сегодняшний день Гонконг является одной из наиболее привлекательных бизнес-площадок: там нет ограничений для приобретения финансовых инструментов и активов, быстрая регистрация компании — всего три процедуры за три дня, — нет НДС и налога на дивиденды, а судебная система базируется на английском праве и считается одной из самых логичных и понятных.

— Какие ещё страны вы считаете привлекательными для российского ресторанного бизнеса?

— Привлекательными сейчас являются и, например, некоторые страны СНГ — в частности, Азербайджан и Казахстан. Холдинг Bulldozer Group уже имеет успешные ресторанные проекты в Киеве (ESHAK и «Желтое море») и в Алматы (ресторан премиум-класса Zoloto). До конца 2015 года мы намерены присоединить к этой цепочке премиальные рестораны восточной кухни в Астане и Баку.

— Казахстан действительно уверенно идёт вперёд, развивая множество направлений бизнеса, в том числе и ресторанное. Азербайджан — явно перспективный рынок. Но на Украине сейчас совершенно нестабильная ситуация, которая не способствует стабилизации экономики, а значит — развитию бизнеса. Однако вы говорите, что рестораны в Киеве успешны?

— Ситуация, которая сложилась на Украине, действительно не слишком привлекательна для ведения бизнеса. При этом украинские рестораны не являются убыточным бизнесом, они приносят доход и сейчас. Поэтому мы не планируем закрывать те заведения, что уже открыты. Но развиваться на Украине мы не собираемся, по крайней мере до тех пор, пока ситуация в стране не стабилизируется.

— Можете ли назвать экономические показатели за прошлый год ваших украинских проектов?

— Они успешны, но цифры по своим ресторанам я раскрывать не готов.
 

В текущем кризисе премиальные рестораны закроются одними из первых


— Как вы расцениваете возможность ведения ресторанного бизнеса в России?

— До нынешнего кризиса Россия была для этого довольно комфортной площадкой. Сейчас же на отечественном рынке общепита сложилась тревожная ситуация, и, по моим прогнозам, она будет только ухудшаться: отток клиентов, увеличение арендных ставок, подорожание продуктов питания — всё это приведёт к достаточно негативным последствиям для бизнеса. По моим оценкам, весной и летом 2015 года закроются или уйдут с российского рынка очень многие ресторанные концепции — не менее 30%.

— Александр, как вы считаете, нужно ли сейчас российским рестораторам, развивающим премиальные проекты, «снижать планку» — открывать на их месте более демократичные заведения (ведь в любой кризис закрываются в первую очередь рестораны премиум-класса)?

— Вы абсолютно правы. В России в принципе ситуация с премиальными ресторанами была не самой простой: найти своего гостя им было всегда очень сложно. В текущем кризисе премиальные рестораны закроются одними из первых. Поэтому, если это возможно, на их месте действительно лучше открывать рестораны более демократичной концепции. Так, например, в этом году мы планируем изменить концепцию ресторана «Рыбка». Он был открыт в прошлом году как заведение премиум-класса с достаточно высоким средним чеком — около 2500 рублей. Мы решили сделать данный ресторан более демократичным и полностью сменить концепцию заведения, от названия до меню и интерьера. Для реализации данной идеи мы наняли специальное агентство, которому получили весь цикл работ, от разработки до внедрения концепции.

— Сколько будет стоить такая глобальная реорганизация?

— Пока сложно оценить полные затраты по данному проекту, но в среднем он обойдётся в сумму от 20 до 35 млн рублей — более точно мы пока не можем оценить эту реорганизацию. Средний чек в ресторане станет значительно ниже и составит около 1200 рублей. Меню будет ориентировано на одесскую кухню, в которой много черноморской рыбы. По закупкам мы уже заключили контракты с рядом поставщиков, все они —российские компании из высшего эшелона.
 

В кризис очень важно укрепить свои позиции и быть готовым к выходу из него


— Ваш посыл понятен: развитие сегодня ресторанов за рубежом позволит сохранить бизнес в России. Но скажите, зачем вообще сохранять бизнес в России, если можно успешно вести его за рубежом?

— Цель сохранения бизнеса в России за счёт открытия ресторанов за рубежом далеко не основная. Развиваться в России сейчас очень сложно — на текущий год у нашего холдинга были более смелые планы. Мы планировали открыть больше ресторанов, чем сделаем это в текущей ситуации. Поэтому свой энтузиазм решили направить на освоение зарубежных рынков, где ситуация более стабильна и есть возможность планировать свою деятельность. Бизнес в России мы планируем развивать и дальше, ведь ситуация на рынке рано или поздно стабилизируется. Более того, любой кризис — это возможность развивать новые востребованные концепции, получить арендные площади на более выгодных условиях в ближайшем будущем.

— Вы имеете большой опыт развития ресторанов в разных странах и, насколько я понимаю, чувствуете себя там достаточно комфортно. Не планируете ли совсем сворачивать бизнес в России, перебазируясь за границу? Если нет, то почему?

— Конкурентная активность игроков рынка в России будет снижаться, поэтому мы собираемся воспользоваться ситуацией и занять освободившееся пространство. Я убеждён, что после кризиса ресторанный рынок в России начнёт развиваться прежними быстрыми темпами, поэтому очень важно в кризис укрепить свои позиции и быть готовым к выходу из него. В частности, уже в этом году мы планируем запустить в Москве новый проект «Китай Чи», который является концептуально новым заведением формата street food в России. В меню заведения — преимущественно китайский фаст-фуд: рис, нескольких видов лапша собственного приготовления, дим самы и многое другое. Каждое блюдо готовится на глазах у посетителей в течение 120 секунд. Это совершенно новый проект на российском ресторанном рынке, и в кризис формат таких заведений станет особо актуальным. Средний чек составит около 300 рублей на человека, при этом посетители получат довольно высокое качество еды, аналогов которой на сегодняшний день в Москве нет. На фабрике-кухне у нас работают высококлассные китайские повара, а поставщиками продуктов являются в основном российские производители. «Китай Чи» — это попытка переломить отношение россиян к китайской еде, которая в России до сих пор так и не обрела той популярности, которой она пользуется у жителей Европы и США.

— Сколько, по вашим прогнозам, будет продолжаться экономический спад рынка в России?

— Текущий кризис — самый глобальный в истории современной России, и понадобится не менее двух лет, чтобы экономическая ситуация в стране более или менее стабилизировалась и началось оздоровление рынков, в том числе и ресторанного.

«По моим оценкам, весной и летом 2015 года закроются или уйдут с российского рынка очень многие ресторанные концепции — не менее 30%».
«Конкурентная активность игроков рынка в России будет снижаться, поэтому мы собираемся воспользоваться ситуацией и занять освободившееся пространство. Я убеждён, что после кризиса ресторанный рынок в России начнёт развиваться прежними быстрыми темпами, поэтому очень важно в кризис укрепить свои позиции и быть готовым к выходу из него».
 
Другие статьи эксперта
Смотреть все

More & More — единственный в своем роде концептуальный ресторан морепродуктов в Алматы. Это новый проект Su...

Арабские Эмираты — это знойное солнце, ласковые волны Персидского и Оманского залива, восточная роскошь, люксов...

Построение успешной международной сети ресторанов требует особой стратегии управления и подхода. На что надо обращать...

Другие статьи
Смотреть все

С 30 октября по 1 ноября в Екатеринбурге успешно прошли выставки InterFood Ural и FoodTech Ural, объединившие свыше 9...

В рамках Форума «Дни ритейла в Беломорье» (Архангельск, 21 -23 ноября) пройдёт экспертная сессия по теме ...

С 12 по 14 ноября 2024 года Санкт-Петербург стал центром пищевой индустрии, приняв одну из самых ожидаемых выставок г...

Шеф-повар в отеле Four Seasons Hotel Moscow
Шеф-повар ресторана Arabica
Шеф-повар
Шеф-повар в ресторане «КрабыКутабы»
Бренд-шеф сифудбара «Ракушка»
•⁠ ⁠Совладелец и генеральный управляющий апарт-отелей PAGE20 и ОКНО •⁠ ⁠Амбассадор Федерации Рестораторов и Отельеров России с 2020 года •⁠ ⁠Амбассадор клуба отельеров с 2024 года
Умер 13.11.2024 года. кулинар, ресторатор, ведущий кулинарного телешоу, редактор журнала «Афиша-Еда»,
Шеф-повар, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Профильный специалист/руководитель
Вверх