Операторы общественного питания сохраняют лидерство в рейтинге наиболее активных арендаторов коммерческой недвижимости в Петербурге. К концу 2013 года доля заявок от заведений общепита в общем объеме обращений в международную консалтинговую компанию ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate составила 29% в сегменте встроенных помещений, 11% в торговых центрах и продолжает расти. Высокая конкуренция и ажиотажный спрос на ликвидные помещения становятся причиной ряда событий в ресторанном бизнесе. Какими тенденциями охарактеризовался рынок общепита в 2013 году, на что обращать внимание при подборе коммерческих площадей и чего ждать от 2014 года?
Высокий спрос традиционно порождает дефицит, и сегмент общественного питания не исключение. Все наиболее привлекательные для операторов данного профиля локации или арендованы на долгосрочный период, или имеют крайне низкий уровень вакансии — 5–10%. Ротация арендаторов происходит очень редко. Сложившаяся ситуация заставляет операторов обращать внимание на другие возможности. Учитывая колоссальные масштабы ввода жилой недвижимости, новые жилые кварталы становятся для сегмента общественного питания одной из немногих перспективных ниш на рынке. Однако новым проектам не всегда удается добиться успеха и в спальных районах. Так, владелец сети кулинармаркетов Gusli продал бизнес менее чем через год после открытия, а группа компаний «Васаби» отказалась от развития проектов «Приморский» и «Курортный» в связи с недостаточным объемом посетителей.
В 2013 году в экспертных кругах появилось мнение о перенасыщенности петербургского рынка заведениями общепита. Высокая конкуренция привела к появлению новых форматов и имён, а также ребрендингу уже существующих. Активнее других в 2013 году развивались пивные заведения и фаст-фуд. На рынок в рамках этих сегментов, в том числе и при участии ASTERA, вышли как российские («Бургер лайк», RussoBurger, «Кронборг», «Джон Донн», The Pub), так и зарубежные бренды (американская сеть Quiznos открыла в Петербурге летом 2013 года сразу два ресторана). Петербургский ресторанный бизнес пополнили ряд заведений с интересными концепциями. В их числе бары Do immigration, «Папа любит», Dead Poets; рестораны «Тени», Italy Bottega, «Пианино»; сыроедческое кафе «Огород» и многие другие. Активно развивались и кафе-столовые, в том числе «Столовая номер 1», «Столовая на Садовой», «Столовая ложка».
Безусловно, в каждом районе Петербурга есть торговые коридоры, востребованные операторами общепита, но максимальный спрос сосредоточен в нескольких топовых локациях. На основе многолетнего опыта работы с российскими и зарубежными компаниями ASTERA составила ТОП-5 локаций для размещения заведений общественного питания в Петербурге:
1. Невский проспект. Востребованные форматы: ресторан, кофейня, кафе-столовая, фаст-фуд. Ставки: от 6,5 до 12 тыс. руб./кв. м/мес.
2. Сенная площадь. Востребованные форматы: кафе-столовая, фаст-фуд, паб / бар. Ставки: от 3,5 до 7 тыс. руб./кв. м/мес.
3. 6 и 7 линии Васильевского острова. Востребованные форматы: ресторан, кофейня, кондитерская, пиццерия, фаст-фуд, паб / бар. Ставки: от 3,5 до 6,5 тыс. руб./кв. м/мес.
4. Петроградская сторона (Большой пр. П. С., Каменноостровский пр., Кронверский пр.). Востребованные форматы: ресторан, кофейня. Ставки: от 3 до 5 тыс. руб./кв. м/мес.
5. Встроенные помещения в новых жилых комплексах. Востребованные форматы: семейный ресторан, пиццерия, кондитерская, паб / бар. Ставки: от 1,5 до 2,5 тыс. руб./кв. м/мес.
Арендные ставки зависят от площади и конкретного места расположения помещения.
По данным ASTERA, в 2013 году 35% операторов искали встроенные помещения площадью 100–200 кв. м, 31% — 50–100 кв. м, 21% — 200–500 кв. м. В торговых комплексах был максимально востребован метраж 50–100 кв. м, его рассматривали 43% потенциальных арендаторов.
Технические требования остаются неизменными:
— электрическая мощность 40–60 кВт;
— желательно наличие газа;
— предпочтительно размещение в отдельно стоящих зданиях;
— в случае размещения в жилых домах обязательно наличие технического этажа над помещением ресторана;
— просторные планировки;
— наличие 1–2 входов с улицы, лучше угловое помещение;
— наличие витрин;
— наличие пожарной сигнализации;
— установленное расстояние до школ и детских садов для заведений, торгующих алкоголем;
— удобный подъезд со двора;
— свободное пространство перед загрузочным входом / окном;
— желательна возможность организации летнего кафе.
Оптимальным помещением является то, где раньше находилось заведение общепита.
При условии конкурентоспособности проекта средний срок окупаемости вложений в ресторанный бизнес составляет сегодня 5–7 лет, но особенно успешные проекты могут окупиться и за 3 года.
Вслед за 2013 годом, отметившимся снижением оборотов отрасли, а также в связи с высокой конкуренцией и насыщенностью петербургского рынка, в 2014 году возможно некоторое замедление темпов развития сегмента. Но в любом случае сетевые операторы по-прежнему будут искать возможности для роста, город ожидает появление новых брендов, а успех «единичных» проектов будет напрямую зависеть от качества концепции.
Северо-Западный округ находится на третьем месте в России по обеспеченности населения посадочными местами, а Санкт-Пе...
Торжественное мероприятие прошло в IT-парке им. Башира Рамеева при поддержке Государственного комитета Республик...
Торговый дом Отель Комплект официальный дилер бренда EVINOKS (Турция) на территории России. В ассортимент...
В Москве завершил работу 4-й Форум регионов России «Развитие туристской инфраструктуры». Форум проводился...