Этап подбора площадей крайне важен для ресторатора, ибо после того как помещение будет подобрано, он максимально сужает круг своих возможностей: выбор того, какое именно заведение здесь можно будет открыть, станет достаточно ограниченным.
В отношении ресторанных площадей существует такое понятие как «золотая середина» — 50 на 50: 50% должны занимать производственные и вспомогательные помещения, 50% — торговый зал. Но понятно, что в условиях современной аренды это невозможно: ресторатор, чтобы выжить, заинтересован в увеличении посадочных мест и, соответственно, торговых площадей, поэтому эта середина сегодня смещается в сторону 60 на 40 или даже 70 на 30, где 60% и 70% — это непосредственно «живые» площади, которые являются точками реализации продукции — местами под посадки клиентов, — а остальная площадь (40% и 30%) отводится под вспомогательные и производственные помещения.
Динамика развития рынка коммерческой недвижимости в нашей стране прослеживается в сторону роста: цены на недвижимость растут, а на большинстве площадей, которые предлагал рынок в 2013-м году, как отмечают фактически все эксперты, просто невозможно заниматься таким видом деятельности как общественное питание. Поэтому какое бы место хорошее ни было — с видом на сосновый бор, Кремль или озеро Байкал, — но если коммерческая недвижимость здесь стоит больших денег, то в этом помещении невозможно открыть никакое заведение общественного питания. И в большинстве случаев именно стоимость аренды становится для ресторатора краеугольным камнем. Опытные «старт-аперы» предупреждают: если вы вошли в проект с очень неуютной для вас арендной ставкой, то, скорее всего, он изначально обречен на провал.
— По своему опыту скажу так, — объясняет Юрий Смирнов как представитель сетевой структуры, бдительно отслеживающей динамику развития рынка коммерческой недвижимости. — Наша компания развивается достаточно динамично: мы открываем в год 7–8 новых заведений, общее количество питающихся у нас на сегодняшний день составляет около 65 тысяч человек в день, мы имеем порядка 90 точек реализации в разных сегментах. И так как именно я являюсь руководителем отдела развития и оцениваю новые бизнесы и новые перспективы, могу вас заверить: у нас из 20 рассматриваемых проектов где-то пять остаются в шорт-листе — их мы рассматриваем очень серьёзно, — и в один, максимум два мы в результате входим. Другими словами, если мы хотим открыть одно заведение, то у нас должно быть 20 вариантов помещений — с альтернативами, плюсами и минусами, где мы можем в экономической модели оценить степень рисков и варианты возврата инвестиций.
На сегодняшний день высокие арендные ставки — это самая главная проблема и самая большая трясина, которая может «утянуть» любое заведение общественного питания. У нас могут быть прекрасные вкусные блинчики, вкусный гамбургер, красивая улыбающаяся официантка, искусные музыканты, мягкие диваны и всё остальное такое же отличное, но это не имеет никакого смысла, если мы зашли в неподъёмную коммерческую недвижимость. И станет уже неважно, будет ли у нас прекрасное «живое» пиво, которое мы начнём варить эксклюзивно, будет ли официантка — бурановская бабушка или бармен — жонглёр высокого класса: он нам не принесёт те деньги, которые нам придётся платить за эту недвижимость.
Поэтому разумный подход на этапе start up любого бизнеса прежде всего заключается в понимании помещения, в которое мы входим. Если оно изначально плохое, оно никогда не станет хорошим, каких бы звёзд отечественного и зарубежного шоу-бизнеса мы ни привлекали: они не спасут положение, а только усугубят, потому что тоже потребуют денег.
В различных помещениях для достижения одной и той же задачи сумма вложений и нагрузок в расходной части бюджета может отличаться в разы. При этом количество реализованных блюд и напитков в разы увеличиваться не может, максимум — на проценты: на 10%, 20%, 30%. Но не в разы. Поэтому качественная и доскональная оценка объекта недвижимости важнее всего в процессе start up! Это самый важный этап — по сути, как говорят эксперты, это единственное, о чём должен говорить ресторатор на этапе формирования любой бизнес-идеи.
Если подходить к этому вопросу безответственно, то можно долго генерировать убытки в проекте без видимых перспектив возврата инвестиций.
Существует такое заманчивое словосочетание как «арендные каникулы». Но оно тоже ничего не значит, если мы понимаем, что за эти арендные каникулы ничего не успеем — ни запустить объект, ни сделать его некоей точкой реализации: тот, кто работал со строителями, понимает, насколько порой расходятся обещания закончить объект к данному сроку с реальным сроком окончания работ.
— Да, я видел однажды, как за десять дней новогодних каникул люди с косметическим ремонтом помещения и ввозом оборудования открыли новый ресторан, — говорит Юрий Смирнов. — Это впечатлило, но это очень плохой вариант, поскольку спешка в таком вопросе всегда чревата ошибками.
Юрий даёт ряд советов, что нужно сделать во время подбора и оценки объекта недвижимости, в который вы хотите зайти.
Прежде всего, важно сделать оценку состояния инженерных коммуникаций, особенно скрытых. Если речь идёт о достаточно долгом сроке договора, возможно, нужно получить от владельца — собственника здания — акт обслуживания, эксплуатации и технического состояния скрытых элементов — таких как канализация, электрические системы, водоснабжение, ведь мы не можем знать, что находится за нашими стенами, в каком состоянии трубы, когда они в последний раз обслуживались или менялись. И если потом какие-то проблемы — течёт ли со стены вода, появляются неприятные посторонние запахи или происходит что-то другое не менее плохое — всплывут во время работы ресторана, это грозит длительным простоем: мы не сможем вести бизнес и принимать гостей в таком заведении. Его нужно будет закрывать и разбираться с проблемой плохих инженерных коммуникаций.
Прогнозируя максимальное количество посетителей, нужно сразу же подумать об оборачиваемости одного посадочного места. Мы хотим, чтобы у нас проходило 300 гостей в день, но поставили всего три столика? Давайте посчитаем хронометраж — возможно ли это? Посчитав, мы быстро поймём, что 12-часовой работы нашего заведения не хватит, чтобы на каждом стуле у нас посидели 20–25 человек. И как бы мы этого ни хотели, этого не произойдёт — эту математику не обмануть.
— Кроме того, для подбора помещения очень важен потенциальный трафик вблизи объекта, — продолжает Юрий. — С нами, например, давно работают студенты и бабушки, которые сидят у того объекта, где нам предлагается в аренду помещение, и просто целый день считают, сколько людей туда заходит. И мы не стесняемся заниматься такой работой. Потому что очень часто нам начинают расписывать: «Да у нас тут автосалон, куда идут по 500 человек ежедневно, а ещё салон красоты никогда не пустует, и магазин необходимых автотоваров — там тоже постоянно народ толпится. Проход в 10 тысяч человек мы вам обеспечим!» А потом приходит специально обученная бабушка, которая считала реальных людей, и говорит: «Вы знаете, дорогие товарищи, у вас здесь прошло за день 700 человек, и то из них 200 — те, что ходили туда-сюда покурить». И всё становится ясно.
Юрий советует сразу же оценить возможный производственный цикл. Не в каждом помещении получится организовать производство полного цикла — иногда его архитектурные особенности таковы, что там можно установить максимум одну плиту и ещё микроволновую печь. Поэтому прежде чем что-то покупать, взвесьте, насколько это продуктивно.
Наконец, он обращает внимание на два важнейших параметра, которые должны быть прописаны в договоре. Первый — это срок договора.
— В своей работе мы не заходим ни в одно помещение, где срок договора менее трёх лет, а вообще ориентируемся на пять с возможностью пролонгации — продления договора, — говорит Юрий. — 11-месячные договоры вообще не рассматриваем, потому что процесс окупаемости любого проекта начинается, скорее всего, даже не с первого года. Второй не менее важный параметр — процедура расторжения договора. Люди часто думают, как войти во что-то, но редко задумываются, как выйти, — это неправильно. Мы должны понимать, что если у нас что-то идёт не так, как мы планировали (а об этом тоже надо думать, даже имея совершенно «розовые» перспективы), то должна быть возможность безболезненно выйти из этого проекта.
Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...
В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...
Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...