Top.Mail.Ru

В центре есть возможность экспериментировать с меню

11 Декабря 2015
В центре есть возможность экспериментировать с меню

Мнения о русской кухне разные, и это замечательно: значит, она развивается правильно. Но местные продукты не исключают блюд европейской или азиатской кухонь. Каким, на взгляд наших экспертов, должен быть выбор блюд для ресторана в центре города и насколько должно быть лаконичным меню (ведь это удобно и для гостя, и для кухни)?

Меню в заведениях в центре города должно быть настолько понятным, чтобы официантам не приходилось объяснять гостям, что такое «дефлопе» и «крутоны», однако шеф-повару обязательно нужно экспериментировать.

Меню без «дефлопе» и «крутонов»


— В центре есть возможность экспериментировать с меню и кухней, предлагать то, что нет ни у кого, то, что может удивлять, — задаёт тон Людмила Иванова (кафе «Мечтатели»).

И, пожалуй, это главный посыл: если не открывать заведение совсем уж быстрого питания, то шеф-повару нужна возможность экспериментировать. Впрочем, в блиновском ресторане DUO поесть можно очень даже быстро. Более того — именно это и рекомендуется в нём делать, так как на экспериментальную кухню Димы буквально очереди выстраиваются. Попасть без записи зачастую невозможно и на более чем экспериментальную кухню «КоКоКо», да и сами «Мечтатели» без гостей не страдают.

И хотя у Евгения Никифорова («Идеальный Фуршет» и кафе «Кайзен»), на первый взгляд, и в данном случае своя точка зрения, на самом деле он поддерживает своих коллег.

— Меню в заведениях в центре города должно быть настолько понятным, чтобы официантам не приходилось по полчаса объяснять гостям что такое «дефлопе» и «крутоны», — улыбается Евгений. — Оно должно быть таким, чтобы гость меньше чем за минуту принимал решение о заказе и при этом не держал официанта у стола. Иначе ресторан обречён или на плохой сервис, потому что официанты не смогут успевать обслужить других гостей и заведение будет терять прибыль, или на переизбыток персонала: тогда ресторан тоже будет терять прибыль.

Понятный вкус и интересная подача


Другими словами — еда в ресторане должна быть комфортна и для гостя, и для персонала. Именно эта задача — сделать еду для гостей ресторана «Царь» ещё более комфортной — стояла перед шеф-поваром ресторана Романом Васильевым и шеф-поваром ресторана «Гастрономика» Антоном Исаковым.

— Мы стремились к тому, чтобы она была понятной и тем самым ещё более интересной, — объясняет Антон.

Например, фермерские рыжики в сметане: понятный русский вкус. А вот тартар из говядины: блюдо, пришедшее к нам из Европы и за несколько лет покорившее сердца многих россиян. Антон предлагает его с бородинскими гренками и белыми груздями, более того: сам тартар готовится из маринованного шашлыка, сохраняя всю его ароматику, совершенно точно знакомую гостю.

— Мясо мы подаём с кремом из маринованного лука и мурманскими груздями, — улыбается Антон.

Форшмак: русское ли это блюдо? Просто сомнений не возникает, что нет. Однако именно оно оказалось одним из самых востребованных в ресторане русской кухни «Царь».

— Наш форшмак — в самом что ни на есть классическом его исполнении, из балтийской сельди, — объясняет Антон. — Мы его догнали по вкусу, сделав при помощи яблока ещё более «селёдочным».

А тельное из щуки под маринадом — фактически русская классика: щука, овощи, маринад.

— Здесь главное — правильное приготовление: взбитая пышная мякоть продуктов, которые мы запекаем на пару, — подчёркивает Роман Васильев.

Ещё одно фактически классическое русское блюдо — салат с печенью налима и сладким луком. Но лук в нём подаётся в разных текстурах: хрустящим, жидким в соусе, луком конфи.

Словом, к каждому знакомому продукту и блюду повара подошли чуть-чуть иначе, чем это было принято до них.

— Например, картофельные гренки-чипсы, — смеётся Роман. — Все любят жареную картошку, это исконно русский вкус. Но картофель мы предварительно обжигаем, чтобы получить нужную ароматику, и делаем чипсы.

В дальнейшем Роман намеревается расширять рыбное меню, знакомя гостей с местной рыбой, как только у него появляется эта возможность. Форель, стерлядь, караси, налимы — всё это уже есть в меню, которое будет и дальше расширяться и обновляться.
К каждому знакомому продукту и блюду шеф-повара подходят чуть-чуть иначе, чем это было принято до них.

Каждым блюдом мы стараемся порадовать гостя


Сегодня всё чаще стали появляться моноформатные заведения.

— Я тоже думаю, что и для гостя, и для кухни удобно, когда заведение не лезет в дебри разнообразия, а специализируется на чём-нибудь одном, будь то кофе, бургеры, пасты, пельмени, суши и прочее — только не всё вместе! — говорит Николай Готко, для которого как для человека, организующего работу кофеен и винного заведения, это особенно актуально.

Впрочем, на эту тему стоит поговорить отдельно, и в следующем году мы к ней обязательно вернёмся, тем более, рестораторы в целом относятся к монопродукту достаточно осторожно.

— Наш потребитель очень избалован, все гости уже привыкли к огромному раздутому меню, так что строить рестораны на монопродукте или монокухне становится очень невыгодно, — считает Игорь Пращенко. — Хотя более широкое меню связано с определёнными сложностями для рестораторов — это требует больших площадей и высокой технологичности производства. Я в этом плане поддерживаю европейскую традицию гастробаров, где меню может меняться каждый день в зависимости от того, что повар сегодня нашёл на рынке — а это, пожалуй, гораздо чаще, чем даже некоторая сезонность.

— Меню должно быть небольшим: невозможно с точки зрения свежести и качества продуктов поддерживать большое меню, это очевидно, — подытоживает Людмила Иванова. — При этом каждым блюдом мы стараемся удивить гостя, порадовать его, поэтому готовим только то, что интересно нам самим — а сами мы являемся в каком-то (хорошем!) смысле снобами (смеётся). Так как в России пока ещё не очень хорошо развита культура еды, культура вина и культура кофе, мы стараемся показать гостю, что есть хорошо. Тогда, мне кажется, ему будет интересно оставаться с нами долго.

Кстати, такой подход позволяет заведению компенсировать и кризисные, и сезонные спады: у него есть пул гостей, который выбрал именно это заведение и в любом случае придёт сюда, даже если будет делать это в два раза реже.

«Меню должно быть небольшим: невозможно с точки зрения свежести и качества продуктов поддерживать большое меню, это очевидно, — считает Людмила Иванова. — При этом каждым блюдом мы стараемся удивить гостя, порадовать его, поэтому готовим только то, что интересно нам самим».
Другие статьи эксперта
Смотреть все

Роман Васильев в поварской профессии уже 15 лет. Когда-то давно, еще в прошлом веке, он учился в мореходном училище, ...

Роман Васильев в поварской профессии уже полтора десятка лет. Когда-то давно, как он говорит, еще в прошлом веке, он ...

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Вице-президент ФРиО по корпоративному и социальному питанию. Руководитель общественного питания и туристических услуг ООО «Энергоатоминвест» АО «Концерн Росэнергоатом» Госкорпорации «Росатом»
Руководитель проекта по продажам в канале HoReCa компании «Перспектива»
Коммерческий директор компании «Перспектива»
Заметитель директора направления баров финтес-клубов xfit
Бартендер, ресторатор, совладелец бара El Copitas, сооснователь и идеолог ресторанной группы Follow the Rabbits, а также таких проектов, как Paloma Cantina, Tagliatella Caffe, Sangre Fresca, Nola, «Пища династии Минь».
Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Вверх