Top.Mail.Ru

Меняем ПО?

Меняем ПО?

Программное обеспечение — продукт, который морально устаревает довольно быстро, а значит, периодически нуждается в модернизации. Как определить момент, когда ПО, используемое в ресторане или сети заведений питания, следует обновлять? Каким образом осуществляется этот процесс и подразумевает ли он для ресторатора дополнительные расходы? Бывают ли случаи, когда необходима смена одной системы автоматизации на другую, и чем обычно вызвана такая необходимость?

Игорь Елистратов, генеральный директор ЗАО \"Аверс технолоджи\":


— Как часто надо обновлять систему в ресторане? Смотря что мы понимаем под обновлением системы автоматизации. Если мы говорим о смене системы на другую, то это процесс, безусловно, сложный и требующий существенных материальных затрат, поэтому прибегать к этой крайней мере следует только в случае несоответствия возможностей системы нуждам ресторана или в связи с некачественным исполнением компании—автоматизатора своих обязательств по обслуживанию данной системы.

Однако если это именно тот случай и вы понимаете, что возможности системы исчерпаны и не удовлетворяют вашим требованиям, менять надо не раздумывая, ибо такая система автоматизации будет способствовать не росту, а упадку предприятия, а вложенные средства в новую систему автоматизации, скорее всего, окупятся и в перспективе принесут дополнительную прибыль.

Если же мы говорим об обновлении существующей системы, то, как правило, все серьезные игроки на рынке ресторанной автоматизации постоянно совершенствуют и обновляют модельную линейку своих продуктов и предлагают своим клиентам интересные новинки. Например, нашей компанией весной этого года на рынок был выпущен новый модуль «ЭКСПЕРТ: Монитор заказов», позволяющий ресторатору отказаться от традиционных кухонных принтеров, а также реализовать обратную связь повар — официант. Экономическая выгода применения данного модуля обуславливается отсутствием необходимости постоянной закупки к принтеру расходных материалов (бумага, картриджи), а также более высокой отказоустойчивостью оборудования. Естественно, существующие программные продукты также подвергаются модернизации и обновляются у заказчиков при профилактических работах в рамках договоров на техническое обслуживание системы. В этом случае система обновляется без каких либо дополнительных денежных затрат, и все работы выполняются в течении 2—3 часов.

Игорь Постников, заместитель директора по внедрению и сопровождению ООО «Тиллипад»:


— В отличие от большинства обычных товаров, программное обеспечение относится к сложным продуктам, пользование которыми требует постоянной, а точнее, периодической поддержки со стороны разработчика. Выражаясь ракетно—артиллерийской терминологией, обычным товарам соответствует принцип «выпустил и забыл», в то время как ПО больше соответствует концепция «выпустил, скорректировал» (fire and update).

Дальнейшая поддержка включает в себя два аспекта — постоянную техническую поддержку и регулярные обновления программного продукта. Обе задачи важны и необходимы в силу сложности продукта, особенно такого, как система автоматизации. Сложность в данном случае подразумевает вовсе не труднодоступность для понимания пользователем. В этом отношении разработчик, как раз наоборот, старается сделать интерфейс и логику работы программы как можно более простой и понятной. Под сложностью понимается многофункциональность и сложное внутренне устройство с реализацией оригинальных алгоритмов и решений, обеспечивающих высокую надежность и эффективность системы.

Техподдержка необходима ввиду того, что для сложных систем невозможно заранее предусмотреть все возможные ситуации, возникающие в работе заведения. Здесь все достаточно понятно. Зачем же нужно обновление?
Первая и основная причина — функциональное совершенствование программного комплекса. Программное обеспечение, так же как и компьютеры, довольно быстро морально устаревает. Чтобы этого не происходило, система автоматизации постоянно дорабатывается разработчиком. Функции и элементы интерфейса совершенствуются, делаются более удобными. Разрабатываются и встраиваются новые функции и возможности.

Моральное старение какой—либо системы определяется не только быстродействием или «модным» интерфейсом, но и реальным окружением. Появляются изменения в законодательстве, правилах торговли, бухгалтерского учета, налоговой политики… Все это необходимо своевременно учитывать в программах, работающих в данном поле.
Меняется (и достаточно быстро) оборудование для ресторанов и баров, появляются обновления для операционных систем компьютеров и различного сопряженного ПО. И здесь тоже нужны доработки.

Важным моментом является и совершенствование технологий защиты информации, поскольку технологии взлома и проникновения, как известно, не стоят на месте.

Естественно, всякие доработки в сложных системах требуют тщательной отладки и тестирования. Периодичность выхода обновлений обычно связана именно с принятым у разработчика стандартным периодом тестирования после введения новых функций. Так, у TillyPad XL обновления делаются примерно раз в квартал.

Что касается непосредственно расширения функциональных возможностей, то этот аспект обновления особенно эффективен у продуктов, в концепции которых заложена изначальная поставка с максимальным набором функций. Именно к таким относится TillyPad XL. Преимуществом здесь является простое и понятное «централизованное» обновление, при котором нет необходимости разбираться в отдельных обновлениях для разных функциональных модулей и в их совместимости.

Принятая у разработчика TillyPad XL единая процедура обновления производится автоматически. Таким образом, все клиенты получают новые функции без каких—либо дополнительных выплат.

Ну и, наконец, в обновлениях разработчик устраняет найденные ошибки. Как известно, ошибок не избежать даже в самой совершенной программе с самым большим штатом программистов. Вероятность их появления предопределена хотя бы уже привязкой к операционной системе, драйверам оборудования и к другим сопряженным программам, также не лишенным ошибок. Здесь уместна еще одна метафора — цитата Глеба Жеглова: «Порядок в стране определяется не количеством воров, а способностью властей их обезвреживать».

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Генеральный Директор ООО "ДИННЕР СЕРВИС"
Профильный специалист/руководитель
Руководитель товарного направления «HoReCa, медицина и пищевые производства» в компании «Союзспецодежда»
Вверх