В Комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга состоялась встреча членов Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запад и членов Бизнес-клуба журнала «Ресторановед» с председателем Комитета Эльгизом Качаевым и начальником отдела торговли и общественного питания Алексеем Литвенюком.
Встреча была посвящена обсуждению вопросов размещения в Санкт-Петербурге сезонных объектов общественного питания в сезон 2018 года.
Где и почему нельзя размещать НТО
Дело в том, что в соответствии с пунктом 1.5 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 № 1045 «О размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена» не подлежат включению в схему размещения, а также подлежат исключению из схемы размещения путём внесения изменений в неё торговые объекты, находящиеся в охранной зоне сетей инженерно-технического обеспечения и объектов электросетевого хозяйства.
Иными словами, хозяйствующие субъекты не имеют возможности вести на таких участках предпринимательскую деятельность в нестационарных торговых объектах (НТО).
Но нестационарный торговый объект — понятие широкое. Это и отдельно стоящий павильон, и пристройка (летняя веранда, например), и передвижной фургон — фудтрак, и выносной столик. По ним всем сегодня есть серьёзные ограничения и достаточно долгое время согласования.
Что предлагают рестораторы
При этом именно «красные» зоны — сети инженерно-технического обеспечения и объекты электросетевого хозяйства — являются одним из самых серьёзных законодательных препятствий к размещению НТО. И если вспомнить, что коммуникации у нас фактически везде, то, как говорили рестораторы на встрече, летние кафе вообще непонятно, как открывать. А ведь это необходимое сегодня благоустройство территории, создание городской летней атмосферы и презентабельного вида Петербурга, не говоря уже о прямых налогах в городской бюджет.
Конечно, к примеру, павильон на подобном участке точно нельзя строить, и рестораторы с этим согласны. А вот сезонные объекты общественного питания — летние кафе в виде выносных столиков без устройства тентов, навесов и тому подобного — мобильны, и процесс их перемещения занимает минимум времени и усилий. Подобные объекты имеют небольшие габариты, их легко выставлять и убирать. При этом выносные столики примыкают к определённому объекту общественного питания в НТО или стационарному, что обеспечивает широкие возможности контроля над их размещением и функционированием.
Рестораторы предложили рассмотреть возможность размещения выносных столиков возле постоянно действующих объектов общественного питания, в том числе находящиеся в охранных зонах сетей инженерно-технического обеспечения и объектов электросетевого хозяйства. Тем более что в охранных зонах сетей инженерно-технического обеспечения размещаются различные элементы благоустройства — например, скамейки и урны. А для размещения нескольких столиков и стульев вполне хватает площадки у стены здания, или широкого подлокотника, или вместительной витрины.
Для этого рестораторы предлагают опереться на московский опыт, где для размещения рядом с заведением выносного столика не требуется заключать договор аренды.
Московское решение
В Москве с 2016 года совместно с Федерацией рестораторов и отельеров разработан и введён формат компактных летних кафе. Постановлением Правительства Москвы от 26.05.2016 № 289-ПП было внесено изменение в постановление Правительства Москвы от 06.03.2015 № 102-ПП «О размещении сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания».
Внесёнными изменениями было разрешено использовать новый формат компактного сезонного кафе, прилегающего или расположенного на фасаде здания, в том числе между выступающими архитектурными элементами: входными группами, приямками, пилястрами, пилонами, эркерами, выносными витринами, лестницами, пандусами. Совместно с Комитетом по архитектуре и градостроительству Москвы разработано четыре вида компактных летних кафе. Их размер определён шириной от 0,5 до 0,7 метров. При этом они должны отвечать требованиям по безопасности, освещённости, наличию необходимого оборудования и не препятствовать движению пешеходов.
Остальные правила просты и допускают широкий выбор способов размещения посадочных мест и мебели. Это могут быть коктейльные и барные столы и стулья, столы-трансформеры, складные сиденья, скамьи, уличные диваны, комбинированное оборудование с обогревом.
В Петербурге такого решения пока нет, но проблема на встрече была поставлена.
А мы предлагаем рестораторам Памятку по размещению летних кафе, которой можно пошагово руководствоваться.
Об этом заявил первый заместитель председателя Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Пе...
Процесс получения разрешений на открытие летних террас в Петербурге упростят.
Ожидается, что благодаря площадкам на свежем воздухе столичные рестораны смогут увеличить выручку на 15%.