Внутренний туризм развивается не только в силу сложившихся политических и экономических обстоятельств. Нашего туриста не заставишь поехать туда, где ему будет неинтересно, некомфортно и невкусно. Россиян, прежде всего, привлекает качественный сервис, выгодная цена, приличный отель, рестораны с региональной кухней и локальными специалитетами. К экватору летнего сезона 2023 индустрия гостеприимства пришла с неплохими показателями.
20 июля в информационном агентстве России ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная результатам работы индустрии гостеприимства в летний период 2023 года. В ходе беседы были затронуты вопросы внутреннего туризма, отельного и ресторанного бизнесов, тема потребительского спроса на туристическом рынке, актуальные тренды и прогнозы на оставшийся летний период. Участники пресс-конференции – Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России (ФРиО), Илья Уманский, президент Российского союза туриндустрии, Вадим Прасов, вице-президент ФРиО, Сергей Миронов, председатель координационного совета ФРиО и общественный уполномоченный в сфере ресторанного бизнеса Москвы – озвучили реальные цифры, с которыми индустрия гостеприимства достигла экватора летнего сезона.
По словам Игоря Бухарова, летний сезон для индустрии гостеприимства начался весьма неплохо. Карта внутреннего туризма расширяется. Люди с удовольствием едут отдыхать в различные регионы России. Разумеется, невозможно не заметить проблем, связанных с инфляцией и привязкой к мировым валютам. Но предприниматели сдерживают цены, дабы не нарушить туристический поток и не навредить бизнесу.
Существуют сложности регионального уровня, связанные с развитием инфраструктуры и дорогами – условиями, позволяющими туристам комфортно и безопасно добираться до отелей. Проливные дожди и другие погодные условия не должны стать помехой для путешествий:
– Жизнь продолжается, процесс идёт. И в целом, потенциал развития индустрии гостеприимства достаточно высок. Теперь главное - найти ту самую грань соприкосновения интересов между местными властями, предпринимателями и местными жителями, чтобы в силу развития туризма избежать разногласий.
Илья Уманский подтвердил, что индустрии гостеприимства пора распрощаться с былыми страхами. Внутренний туризм демонстрирует хорошие результаты. Прирост относительно прошлогодних показателей на середину нынешнего сезона составил 15%, а по прогнозам на конец 2023 года эта цифра увеличится до 19%. Если в прошлом году количество туристических поездок составляла 73 млн, что уже превышало допандемийные показатели, то в этом году она возрастет на 7 млн, что может достичь рекордных объемов – 80 млн туристических поездок.
Что касается туристических локаций, то популярностью пользуются не только черноморские курорты Краснодарского края, Крыма и Абхазии. Как пояснил эксперт, уходит стереотипность восприятия внутреннего туризма 20-и летней давности, который заключался в ограниченном наборе туристических направлений.
Илья Уманский развеял миф о высоких ценах в сегментах регионального туризма. Понятно, что инфляционные изменения оказывают существенное влияние на ценообразование, и цены меняются в пределах 8-10%, в зависимости от региона. Но между тем, средний чек 7-и дневного проживания в отеле на двоих с завтраком составляет 46 000 рублей.
Согласно представленному срезу цен по российским южным регионам, отдохнуть в 3-х звёздочном отеле курортного Сочи можно от 24 500 рублей, в отеле 4* – от 40 800 рублей, 5-и звёздочный отдых варьируется в диапазоне 176 000 – 279 000 рублей. Отдых в отеле 5* в Анапе на двоих начинается от 59 000 рублей. А вот самый бюджетный отель можно найти на побережье Крыма: двухместный номер в 3-х звёздочном отеле на 7 дней – от 12 000 рублей:
– В этом сезоне очень хорошую загрузку показывает горный кластер. Цена на отели ниже на 20%, чем у морского побережья.
Проблему классификации отелей затронул Вадим Прасов. По словам эксперта, оценка в одном и то же сегменте производится разными структурами, и два непохожих по сервису и качеству объекта могут числиться в одной категории звездности. Поэтому возникает дефицит качественного предложения и проблема несоответствия цены и качества:
– Мы испытываем недостаток предложений в верхнем ценовом сегменте. И этот недостаток – по сервису и качеству. Это связано с тем, что нужно максимально практико-ориентированное образование в данной области, чтобы линейному персоналу, менеджерам среднего звена передавали свои знания и опыт профессионалы отрасли.
Точками притяжения туристического интереса по итогам периода начала лета, помимо южных курортов, является Москва и Санкт-Петербург. Эти города демонстрируют стабильные показатели с загрузкой 80%. Востребованными направлениями также считают Карелия, Урал, Сибирь, Калининградская область.
О том, как обстоят дела у ресторанного бизнеса в период летнего сезона, рассказал Сергей Миронов. Лето для московских ресторанов – период сложный. Существует распространенное заблуждение, что открытые летние веранды прибавляют выручку ресторанам. На самом же деле – не дают ей сильно упасть. Ее наличие позволяет хоть как-то сохранить своего потребителя.
По словам эксперта, по сравнению с прошлыми летними сезонами, в этом году московские рестораны чувствуют себя неплохо. Но это не исключает падение среднего чека. На это оказывают влияние разные факторы. Один из них – люди летом меньше едят и меньше пьют. Сказывается и слабая подготовка сотрудников. Во-первых, квалифицированный персонал в летний период уезжает работать на черноморские курорты. Во-вторых, летом в ресторанах работают студенты – неопытный персонал:
– Острая ситуация с кадрами обстоит по всей России. В нашей отрасли образовался серьезный вакуум из-за жесткой миграционной политики, и отчасти из-за того, что мы не обучаем. В Советском Союзе под отрасли готовили необходимое количество специалистов. Сейчас это происходит на коммерческой основе и когда это выгодно. Обучать менеджеров и поваров – не выгодно, так как эти профессии не считаются престижными к нашей стране. Учебные заведения готовят всего несколько процентов от потребностей рынка.
В ходе беседы была затронута тема трендов. По словам Сергея Миронова, нынешний тренд – это российский продукт. Эксперт призвал обратить внимание на Дальний Восток и отечественную рыбу – нерку, кету, кижуча, чевычу. В силу причин, что лосось, к которому привыкли многие рестораны, прыгает в цене, имеет жесткие условия логистики и сложности поставок, рынок постепенно перейдет на российскую рыбу. По прогнозам, это произойдет в ближайшие два года.
С 30 октября по 1 ноября в Екатеринбурге успешно прошли выставки InterFood Ural и FoodTech Ural, объединившие свыше 9...
В рамках Форума «Дни ритейла в Беломорье» (Архангельск, 21 -23 ноября) пройдёт экспертная сессия по теме ...
С 12 по 14 ноября 2024 года Санкт-Петербург стал центром пищевой индустрии, приняв одну из самых ожидаемых выставок г...