К концу 2017-го года, мы связались с президентом Профессионального Ресторанного Альянса (РЕАЛ), основателем Группы Компаний HURMA Дмитрием Левицким и поговорили с ним о направлениях развития ресторанной индустрии, о том, почему он не открывает заведение в Петербурге, также задали волнующих многих рестораторов вопрос, сколько времени нужно, чтобы сделать вывод о финансовом успехе заведения.
2017-й - год появления в индустрии новых игроков
— Дмитрий, на ваш взгляд, как изменилась ресторанная индустрия за 2017-й год?
— Безусловными лидерами по развитию индустрии остаются Москва и Санкт-Петербург. В целом рынок в стране развивается неоднородно. Связан данный факт, в первую очередь, с тем, что денежных средств в отрасли стало заметно меньше. Особенно сильно это почувствовали регионы.
К концу 2017 года можно отследить появление заведений с четкими и узконаправленными концепциями, большая часть из них демократичные. Требования гостей заметно изменились, в их число больше не входят дорогостоящие столешницы, известный бренд посуды или дизайнерская форма персонала. Напротив, они хотят получать качественную и вкусную еду и напитки. Гостей в Москве, Санкт-Петербурге уже сложно удивить красивыми интерьерами, поэтому рестораторы все больше направляют свои инвестиции на лучшее оснащение кухни и на поиск хорошей команды поваров, нежели на вычурный внешний вид.
2017 показал себя годом, когда в отрасль стали приходить новые игроки. Например, Ростов-на-Дону является сейчас центром развития отрасли по количеству новых заведений. Многие крупные рестораторы регионов планируют развиваться в будущем году в Москве.
Барная индустрия поддерживает тенденцию к демократизации концепций. В основном, энтузиасты, бывшие бармены, открывают небольшие бары с достойной подборкой алкоголя и коктейлей. Винная тематика осталась практически незамеченной региональными рестораторами в 2017. Именно поэтому, можно ожидать интерес к запуску винных баров в 2018.
Рестораторы больше не пытаются соединить все в одном месте
— На ваш взгляд, какая концепция будет самой востребованной в 2018-м году и почему?
— Рынок Москвы и Санкт-Петербурга будет развиваться в сторону упрощения концепции. Гости все больше хотят видеть простую и вкусную еду. А в регионах же можно будет наблюдать продолжение тенденции «очищения» ресторанных концепций. Сейчас мы видим, что рестораторы начинают придерживаться одного стиля, одной кухни, а не пытаться соединить все в одном месте. Но нужно всегда помнить, что Россия – это огромная страна, и тенденции развития ресторанной отрасли каждого региона или города-миллионника будут обусловлены требованиями конкретного региона.
— Стало ли для вас развитие какого-то из форматов и направлений сюрпризом?
— Нет. Для меня рынок развивается очень плавно и логично.
В Питере для людей важнее качество и вкус еды, чем интерьер или имидж ресторатора
— У вас есть заведения в Москве и в Сочи, но до сих пор нет в Санкт-Петербурге, почему? Например, ваш бар «Дорогая, я перезвоню..,» очень успешно может вписаться на петербургском рынке?
— Как показывает практика, открываться в Петербурге означает, что там надо проводить много времени. Пока у меня нет достаточного количества этого ценного времени, чтобы заниматься проектом в полной мере, а заниматься им не на 100% я не готов. Кроме того, у меня нет уверенности, что нас ждут в Петербурге. У вас и так достаточно много баров и хороших заведений. Главное, сейчас у меня другие приоритеты и интересы: Профессиональный Ресторанный Альянс «РЕАЛ», развитие сопутствующих сервисов и проектов HURMA GROUP OF COMPANIES.
— Часто москвичи приезжают в Петербург за идеями, новыми концепциями. Как вы считаете, в чем главное отличие московской ресторанной индустрии от петербургской?
— Есть такая отличная фраза «Там, где Питер вкладывает душу, Москва – деньги». На мой взгляд, эта фраза полностью отражает разницу подходов в работе отрасли двух городов. Питер всегда был по духу отличным от Москвы. Там нет таких денег, как в Москве.
В Питере для людей важнее качество и вкус еды и напитков, чем интерьер или имидж ресторатора, которому принадлежит проект.
В Москве, когда человек выбирает ресторан, он часто руководствуется своей социальной принадлежностью или статусом места. В европеизированном Петербурге люди не оглядываются на чины и награды.
— Какой из всех ваших проектов для вас стал наиболее ярким и почему?
— Ярким стал GASTREET, который мы делаем с нашим партнером и руководителем проекта Женей Суфияновой. Hurma Group всегда была андеграундной компанией. Все наши заведения находятся «за углом». Обучение в HURMA Insider не массовое. Даже GASTREET изначально был задуман, как альтернативный проект. Мы стремились сделать просто то, что нам нравится и нам близко. В этом году, в том числе после получения приза от французского гида, мы поняли, что делаем одно из лучших и ожидаемых гастрономических событий в стране. Мы стали лидерами индустрии, на которых смотрят и стремятся поработать с нами. Мы поняли, что десятки тысяч людей идут за нами и мы можем объединять их. Именно поэтому появился Профессиональный Ресторанный Альянс «РЕАЛ».
Выкладывайся на полную и получай удовольствие
— Создавая новые проекты, есть правила, от которых вы не отступаете, какие?
— Безусловно есть. Главные из них лежат в основе работы всей компании: Work hard and have fun (выкладывайся на полную и получай удовольствие). Здесь имеется в виду, что либо выполняй свою работу на 100%, либо не делай ее вообще. И выкладываясь на все сто, важно получать удовольствие от этого процесса; Принцип: «Равный равному» (Peer 2 Peer); Принцип: DO what excites you, DARE to face your fears, DISCOVER something new (ДЕЛАЙ то, что тебя захватывает, ДЕРЗАЙ в лицо своим страхам, ОТКРЫВАЙ что-нибудь новое);
— Сколько времени с момента открытия заведения должно пройти , чтобы ресторатор сделал выводы об успехе заведения? И если проект неуспешен, когда его можно закрывать или лучше реанимировать?
— Успех ресторана индивидуальный вопрос. Если мы говорим о выводе ресторана в плюс, то обычно максимум за год можно сделать вывод о финансовом успехе заведения. Обычно на это уходит 6-8 месяцев.
— Как-то вы сказали, «никогда не работайте с мудаками», как не ошибиться в выборе партнера в ресторанном бизнесе?
— В том интервью я имел в виду персонал в компании. Если говорить о партнерстве, то я не работаю с людьми, в которых я не уверен.
— Какой формат заведений вам наиболее близок и интересен?
—Часто для меня важнее формата оказывается вкус еды, которую готовят определенные шеф-повара. Я всегда с радостью прихожу в заведения Глена Баллиса или Тимура Абузярова, например. Я уверен почти на 100%, что у них в заведениях мне будет вкусно. Просто потому, что понимание вкуса у нас схоже. Мне нравится формат Центрального рынка, например. Здесь готовят много интересной и разной еды проверенных временем концепций. Мне нравится демократизация отрасли и демократичные проекты.
— Что стало с приложением «Дорогая, я перезвоню», над созданием которого вы трудились?
—Приложение плавно превратилось в совершенно новый продукт, которому нет аналогов на рынке. Оно называется Barcoin. Если коротко, то суть в том, что общаясь, гости могут зарабатывать виртуальную валюту и оборачивать ее коктейли в любом заведении «Дорогая, я перезвоню..».
Беседовала: Асмик Ванцян
Опубликовано в первом номере интернет-газеты Restoranoved review
Гость ест глазами, запомните это. Об этом на Ярмарке ресторанных концепций «ЯРКО» сказал шеф-повар, ресто...
26 марта в Санкт-Петербурге пройдет одно из главных событий гастрономического бизнеса для ресторатов – Евразийс...
Александр Орлов — международный ресторатор и знаток по масштабированию преуспевающего бизнеса. За его плечами б...