Меня порой спрашивают, почему я, столько лет работая шеф-поваром, не стремлюсь дальше подниматься по карьерной лестнице и стать, например, управляющим. Но для меня это два разных направления: шеф-повар — это человек, занимающийся творчеством как художник, а управляющий — это коммерсант. Если шеф занимается своей работой как искусством, у него остается очень мало времени на администрирование. Кроме того, требуются определенные черты характера для управления бизнес-процессом, для работы непосредственно в зале ресторана, думаю, я ими не обладаю. Даже то, как свободно я общаюсь с поварами на кухне, может не подойти для работы «на публике» — в зале же всегда есть гости, которым не надо видеть рабочие моменты, они лишь должны чувствовать уютную атмосферу, ненавязчивое внимание к себе и уникальный вкус подаваемых у нас блюд. В каждом бизнесе есть кухня, которую не всем показывают, в ресторанном бизнесе кухня понимается буквально, и на ней я, как рыба в воде, покидать ее не хочется.
До рестораторов, как, впрочем, и до директоров ресторанов, обычно очень сложно достучаться. С одной стороны, у них слишком много хлопот по поддержанию работы всего заведения в целом, а с другой - они довольно мало информированы о работе каких-то конкретных людей и могут упускать психологический аспект работы с персоналом. О том, что ресторатор слишком мало работает с ними, а то и не работает вовсе, говорят буквально 99% сотрудников ресторанов и фактически все бармены.
Андрей Бредкин, молодой повар петербургского ресторана Stroganoff Steak House, в ноябре вернулся из Нью-Йорка, где участвовал в Международном конкурсе молодых поваров, который уже 32 года организует Гильдия гастрономов. Андрей занял 4 место, войдя в пятерку лучших молодых поваров мира!
Владислав Дьячук, признанный сегодня лучшим поваром Эстонии, с юности распланировал свою жизнь. До 30 лет — «пахать по-черному»: работать, работать и работать. После 30 — продолжать работать точно так же, но уже быть на виду и постараться заработать денег. А в 40 лет можно задуматься над открытием своего дела. Оставалось только это дело выбрать! Влад — он просит называть себя именно так — выбирает кулинарию и в 15 лет поступает в Таллинское кулинарное училище. «Мои корни из Белоруссии, — рассказывает он. — И я до сих пор вспоминаю, как моя бабушка достает из печи пшенную кашу в чугунке — с пленочкой, ароматную, вкусную, аж дух захватывает! Так что выбор идет, конечно, из детства... У моей мамы домашняя кухня тоже любимый конек, и у меня сейчас есть жена, уже двое детей, но иногда мама приходит и готовит нам — так, как умеет только она... Так что кулинария для меня — это все. Хотя я и рисую иногда, и юридический институт закончил заочно, потому что нужно для работы. Но готовить — это мое призвание». Сегодня Влад работает шеф-поваром одного из таллинских ресторанов «Эгоист» (Egoist) и вполне понимает, чего он хочет. И хотя этот повар еще достаточно молод — ему всего 31 год, — он успел добиться признания и в своей стране, и за рубежом, заняв в этом году 15-е место на самом престижном конкурсе среди поваров высокой кухни «Золотой Бокюз» (Bocuse d'Or). При этом надо заметить, что в конкурсе принимали участие 54 страны!
Мы начинаем новую рубрику, в которой представители ресторанного бизнеса – рестораторы и руководители заведений – будут рассказывать о своем видении рынка, его насущных проблемах и путях их решения. Леонид Гарбар, учредитель и генеральный директор петербургской компании \"Свои в городе\" (\"Строганов Стейк Хаус\", \"Русская Рюмочная № 1\" и др.), глава петербургского отделения Международной Гильдии гастрономов (Confrerie de la Chaine de Rotisseurs), расскажет о том, что необходимо учесть, чтобы сделать жизнеспособный ресторанный проект даже в условиях экономического спада. Его компания в непростом 2009 году открыла собственный успешный ресторан \"Фиш Хаус на Гривцова\", загородный ресторан \"Строганов Гриль\" и взяла в управление еще два - \"Кларет\" и \"Мариус\".
Илья Лазерсон, президент Коллегии шеф-поваров Санкт-Петербурга, вряд ли нуждается в представлении. Человек он известный не только в Петербурге, но и далеко за его пределами, автор множества книг по кулинарии (я насчитала 16!) и ведущий радиопередачи «Скорая кулинарная помощь». Сегодняшнее время — время больших перемен в жизни всех поваров России. Может быть, не каждый из них пока об этом думает, но любой, кого судьба приведет на тернистый шеф-поварской путь, обязательно столкнется с необходимостью «играть по-крупному»: создавать команду, строить работу на кухне, становиться «шеф-менеджером» ресторана. Отношение к этой профессии меняется и у гостей, и у руководителей заведений, и, наконец, у самих поваров.
В петербургском ресторане «Карл и Фридрих» событие: у него появился новый бирмастер (пивовар). Тобиас Палмер заступил на свою должность в самый горячий для любого пивного ресторана период – летом, а, значит, дел у него будет невпроворот. Но для этого его и приглашали. По словам совладельца ресторана Михаила Фейгельмана, в деле пивоварения главное не столько произвести на свет хорошее пиво, сколько отладить технологический процесс и выйти на максимальную мощность производства.
Вадим Скляров – шеф-повар в квадрате. Сегодня он работает одновременно в двух ресторанах авторской кухни: «Старый причал» и «Примус», находящихся в спальных районах Санкт-Петербурга. Его энергия позволяет не просто поддерживать кулинарный уровень этих заведений на высоте, но и постоянно экспериментировать, добавлять в меню новые необычные блюда и удивлять гостей.
Данила Журавлев — повар со стажем. Москвич, долгое время работавший в ресторанах Аркадия Новикова, он только этой весной приехал в Петербург с намерением поставить кухню летнего проекта Шатер Open cafe, чтобы осенью плавно перейти к ресторану People. Сам Данила — человек явно основательный, настойчивый, и с первой весенней встречи с ним было понятно: он будет добиваться своего, несмотря на незнание местного рынка. Сейчас он рынок узнал. И этот взгляд заинтересованного, болеющего за дело человека, быть может, в чем-то нелицеприятный для наших специалистов, но совершенно точно неравнодушный, может стать очень полезным для того, чтобы мы посмотрели на себя со стороны. Потому что Данила Журавлев как приезжий еще в силах сравнивать разный подход двух столиц к ресторанной кухне, но сравнивать с желанием улучшить, поскольку он уже не может считаться для нас посторонним…
— Палтус — рыба сама по себе очень жирная, и это блюдо интересно оптимальным сочетанием продуктов, которые на первый взгляд кажутся несочетаемыми: рыба, овощи и фрукты, — рассказывает Данила Журавлев. — На самом же деле жирность рыбы стабилизируется запеченными овощами и фруктовым соусом.
Это и не французское, и не итальянское блюдо – нечто смешанное, необычное, но очень вкусное.
Ульфа Бурбаха можно назвать человеком мира от кулинарии. Уже в 20 лет он покинул родную Германию, чтобы работать и учиться кулинарии за рубежом. В послужном списке Ульфа фигурируют Швейцария, Саудовская Аравия, Оман, Египет, Венгрия, Чехия, Голландия. В мае 2007-го к ним добавилась Россия - опытный кулинар заступил на должность шеф-повара отеля «Коринтия Невский Палас» в Северной столице.
Фабрис Пантера (Fabrice Pantera) с гордостью говорит, что из своих 39 лет 24 провел на кухне. В Россию он приехал 4 года назад, успев за это время поработать в столичном ресторане “Le Carre Blanc”, поставить кухню еще одного заведения – «Метрополис», поработать шеф-поваром 5-звездочного «Гранд Отеля Поляна» в Сочи. Минувшей осенью опытный французский кулинар возглавил кухню 4-звездочного отеля «Новотель Санкт-Петербург Центр» в Петербурге, сменив на этом посту Сержа Фери.
Валентин Комисин признается, что в профессии он - человек азартный. У известного петербургского кулинара уже целая коллекция медалей всевозможных конкурсов и чемпионатов. Впрочем, участие в кулинарных состязаниях - скорее хобби, а в свое рабочее время Валентин возглавляет кухню 4-звездочного отеля «Амбассадор».
Сергей Рабочев коллекционирует не только кухни, но и страны. В свои 27 он успел побывать во Франции, Германии, Карелии. В настоящее время он работает шеф-поваром французского ресторана «Georges Lamour» в Петербурге.