Top.Mail.Ru

Господа, просчитывайте свой бизнес заранее!

20 Июня 2012
Господа, просчитывайте свой бизнес заранее!

Александр Киндеев прошел путь от официанта до генерального директора и владельца компании, поэтому видит внутреннюю логику ресторанного бизнеса. А по роду своей деятельности он сталкивается со множеством проектов – реализованных и нереализованных, успешных и провальных. В своем первом материале Александр обращает внимание рестораторов на крайне важный этап построения бизнеса, который, по его опыту, многие пропускают, - на составление прогнозного бюджета заведения не просто до его открытия, но и вообще до первых шагов к этому открытию. Именно с этого этапа начинаются все финансовые риски ресторана…

Все начинается с бизнес-идеи



Финансовые риски в моем понимании связаны с первой же мыслью, когда вы решили открыть тот или иной вид бизнеса в индустрии питания и гостеприимства, - с формирования бизнес-идеи. Человек увидел интересное заведение, или кто-то ему подсказал, или он сам задумался о своем ресторане… Нельзя начинать бизнес, не имея хотя бы общего понимания, что из этого выйдет с точки зрения инвестиций. Странно, но, по моему опыту, этот этап фактически все пропускают – приступая сразу же к поиску помещения, заключения договоров с арендодателями и, собственно, к строительству.

Сначала должна идти разработка идейно-экономической концепции с укрупненными данными технико-экономического обоснования (ТЭО). Что это такое? Считается буквально на пальцах: количество посадочных мест, примерная посещаемость, основные статьи затрат, рентабельность и так далее – словом, укрупненное ТЭО. По нему сразу становится видно, стоит ли открывать заведение в данном месте, с данной концепцией или, может быть, нужно что-то менять.

Таким образом сразу же определяется рентабельность. Никогда не стоит ждать чудес. Если у кого-то есть клуб, который дает рентабельность не менее 40%, то это вовсе не значит, что ваше предприятие будет давать столько же.

Когда вы просто считаете – грубо, на бумаге, - вы перестаете смотреть на других, сразу понимая, на какую рентабельность можете выйти и когда у вас начнут окупаться инвестиционные вложения. А могут вообще не окупиться! Через меня проходит очень много проектов, срок окупаемости которых – 20 лет и больше. И люди все равно хотят в это играть!

Я считаю, что 10-15% - совершенно нормальная рентабельность для ресторана. Я имею в виду ресторан в арендованном помещении, потому что основная затратная статья операционного бюджета в Москве и городах-миллионниках – это аренда. Потом идут ФОТ (фонд оплаты труда), коммунальные платежи и прочие расходы.

Бизнес-планирование – обязательный этап



После этого начинается бизнес-планирование. Господа, считайте свой бизнес – пожелание сразу и всем! Вы еще ничего не открыли, ничего не купили, не взяли в аренду никакое помещение, не подписали никаких договоров, но уже начинаете строить общую финансовую модель. Еще ничего не затеяв, вы должны понимать, как все будет работать.

Достаточно часто в этом пункте люди грешат тем, что не составляют изначально прогнозный бюджет операционной деятельности предприятия. Бюджетирование – это часть, без которой современный бизнес невозможен. По-другому сейчас просто нельзя открывать заведение. Прошли те времена, когда ввязывались, а потом начинали учиться считать, - времена дикого бизнеса. Сегодня все считается!

Вы садитесь и составляете бюджет-прогноз. Это обязательно надо делать, причем изначально! Прогнозный бюджет составляется годовой, но лучше помесячный. И как только вы это сделаете, то сразу увидите, как будет развиваться ваш ресторан.

Часто говорят: «Мы год проработаем, получим какие-то статистические данные, а потом составим прогнозный бюджет». А через год у вас появляется такой кассовый разрыв, что вам персоналу нечем будет платить, не то что какие-то инвестиции возвращать!

После того, как вы составили прогнозный бюджет и увидели финансовые результаты, вы получаете жизненный цикл своего проекта и сравниваете уровень достижения всех поставленных задач и целей с тем, что вы хотели добиться от этого проекта изначально: банально заработать денег? просто капитализировать некий объект? ставили какие-то имиджевые цели – открыть конкретный ресторан? Сразу становится видно, получите вы то, чего ждете, или нет.

Повторю: это считается до того, как вы вложили в свою идею хотя бы копейку! В основные средства производства, в недвижимость, в дизайн-проект… Все вложения считаются раньше. Основная ваша цель на данном этапе – определить укрупнено-инвестиционные затраты на создание данного бизнеса и понять, решаете ли вы этими затратами те задачи, которые ставите перед собой, или не решаете.

Открытие нового бизнеса – это всегда финансовый риск. Все финансовые риски любых предприятий питания и гостеприимства идут от изначально неправильного бизнес-планирования, составления финансовой модели и понимания конечной цели вашего бизнеса. Если экономическая концепция выбрана неправильно, если вы сэкономите на инвестиционном этапе, то потом вся операционная деятельность вашего заведения будет платить за эту ошибку.

В следующем номере Александр расскажет об оптимизации расходов и убытков в заведении общественного питания.

Благодарим организаторов салона «Мир ресторана & отеля» за помощь в подготовке материала.
Другие статьи эксперта
Смотреть все

В прошлом номере Александр объяснял читателям необходимость бизнес-планирования и изначального составления прогнозног...

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Генеральный Директор ООО "ДИННЕР СЕРВИС"
Профильный специалист/руководитель
Руководитель товарного направления «HoReCa, медицина и пищевые производства» в компании «Союзспецодежда»
Вверх