Top.Mail.Ru

Джей МакКарти: «И Америка, и Россия – страны-мясоеды»

28 Октября 2011
Джей МакКарти: «И Америка, и Россия – страны-мясоеды»

Джей МакКарти родился в Нью-Йорке, но вырос на Ямайке, а образование получил в университете Texas A&M. Сегодня МакКарти является корпоративным шефом Catskill Place Restaurant Company, расположенной в Бивер Крик, Колорадо. В этом качестве он управляет кухнями всех ресторанов сети, а именно: Beaver Creek Chophouse, the Beaver Creek Blue Moose, Foxnut Asian Fusion & Sushi, Vail Chophouse и Vail Blue Moose Pizza. Джей МакКарти в последний летний месяц приезжал в Петербург, чтобы дать мастер-класс по разделке альтернативных говяжьих отрубов – мы представляли этот мастер-класс в прошлом номере и продолжаем представлять в этом.

Джей МакКарти управлял кухнями таких известных ресторанов как Cascabel в Сан Антонио, HEB Central Market, the American Orient Express Private Luxury train и ресторан Beaver Creek Chophouse в Колорадо. Он был признан лучшим шефом города Аламо и награжден престижной премией Critic’s Choice Award на фестивале Продуктов и Вина в Остине, Техас. Международная Ассоциация Профессионалов в Кулинарии (International Association of Culinary Professionals) присудила МакКарти премию Certified Culinary Professional.

Джей МакКарти активно путешествует по миру, выступая в качестве шефа-консультанта для Техасского Совета по говядине, Совета по говядине штата Небраска, Американской Федерации по экспорту мяса. Он также является соавтором книги «Путешествуя по Ямайке с ножом, вилкой и ложкой» и частым гостем различных телевизионных программ, где выступает в качестве критика и члена жюри.

Из космоса – на кухню ресторана


- Когда я учился в университете, работал над многими интересными проектами: как брать пробы воздуха на планете Марс, запускать в космос корабли, - рассказывает знаменитый шеф-повар. – Но мне нужна была работа, чтобы платить за обучение, и я нашел ее в ресторане. Я мог приходить на кухню до и после занятий. И очень скоро понял две вещи: во-первых, тебе зарплату платят, а во-вторых, ешь и пьешь ты бесплатно – а для студента это очень важный момент (он смеется). Мне повезло: я работал с двумя очень хорошими шефами, которые мне сказали, что если у Вас талант к кулинарии, почему бы Вам не пойти поучиться. Но я учился на инженера и не собирался переходить в другую профессию. И когда университет был окончен, поехал работать в Сиэтл на компанию «Боинг». Реальность оказалась вовсе не такой интересной, как было во время учебы: корабли в космос мы не запускали, да и аэрокосмическая отрасль в целом тогда, в начале 80-х, переживала не лучшие времена. Тогда я решил, что, может быть, действительно есть смысл пойти в кулинарию: я это дело люблю, да и возможность путешествовать появится. И следующие 8 лет я работал под началом нескольких шефов, обучаясь непосредственно кулинарии.

- 8 лет?.. Это вам не в космос запускать корабли!

- Да! (смеется) Все эти годы я работал с тремя шефами. Первым был немецкий шеф-повар в пятом поколении, который показал мне классическую континентальную кухню. Вторым был шеф, который представлял все в современном контексте – он показал мне новые технологии. Третьим был австриец, он работал с высокой кухней и продемонстрировал мне технологию работы с большими объемами: мы готовили на 5 тысяч человек одновременно, не упуская ни одной детали! И вот он-то и сказал мне, что научил всему, что знал, и если я не начну какой-то свой проект, то меня придется уволить.

- Вы начали?

- Я не очень хотел быть шефом, потому что эта должность предполагает большое количество бумажной работы, занятия отчетностью. Мне больше нравится креативный подход к кухне, чем бумажная работа. Но сейчас у меня очень удачный баланс: я делаю бумажную работу для нашей компании (у нас около 500 сотрудников), но из-за того, что в нашей ресторанной группе четыре разные концепции, мне и с меню приходится очень плотно работать. У нас есть стейк-хаус, пицца, суши и барбекю. У каждого ресторана – свой шеф, а я – корпоративный шеф-повар.
Экстерном изучаю кухни многих стран

- Но для этого надо знать особенности и пиццы, и суши, и стейков…

- Я их изучал на протяжении многих лет.

- Джей, а что входит в американскую кухню? Мы знаем гамбургеры и стейки как американские блюда, но ведь это далеко не вся кухня?..

- Американская кухня, несомненно, существует, но она, как и сама Америка, очень разнообразна – это некий микс кухонь разных регионов, которые сильно отличаются друг от друга. Основополагающим для любого региона являются, конечно, продукты – ингредиенты, типичные для него. А далее идут техники проработки этих продуктов. На Восточном побережье очень сильно шотландское и итальянское влияния, на Северо-Западе – азиатское, в Техасе – мексиканское, центрально-американское влияние, а в районе Чикаго чувствуется Скандинавия, Норвегия и Швеция. Это, соответственно, и является типичным для американской кухни.

- Вам, наверное, ближе Техас?

- Мне очень тяжело ответить на этот вопрос – нравятся все кухни. Но из-за того, что я вырос на Ямайке, мои предпочтения – это более острая кухня, блюда, которые просто готовятся и хороши с текилой и ромом (смеется). Но я очень много путешествую, езжу в 10-12 стран в год, проводя семинары, и мне очень приятно, что повара этих стран мне могут показать свои традиционные кухни. Поэтому, могу сказать, что я экстерном прохожу кухни тех или иных стран.

- В Россию-то Вы приезжаете не в первый раз?

- К счастью, нет. Россия для меня всегда оставалась страной мечты. Когда я рос, Владимир Набоков был любимым писателем моего отца, и я читал его книги и очень хотел сюда попасть. В первый раз я был только в Москве, во второй – еще и в Петербурге. Это уже третий приезд и опять – Петербург. Мне очень понравился ваш город.

- Джей, раз Вы у нас уже не в первый раз, вероятно, Вы понимаете, что Россия – мясная страна. Можно ли сказать это же об Америке?

- Обе страны, без сомнения, - мясоеды. В Соединенных Штатах сохраняется культ ковбоя, это часть американской культуры. Однако когда мы росли, мясо отнюдь не было каждодневной пищей, это, скорее, было праздником, неким показателем богатства. И в России, и в Америке в семейном кругу принято на праздники подавать мясо.

- А насколько сейчас в Америке популярны стейк-хаусы?

- Есть несколько видов стейк-хаусов, и они все популярны. Первый – рестораны высокого уровня, премиальные заведения со средним чеком без алкоголя 75-85 долларов на человека. Следующая группа – стейк-хаусы чуть ниже уровнем, потому что не каждый себе может позволить высокий. В нашем ресторане средний чек 50-60 долларов. Есть заведения со средним чеком 30-40 долларов и есть те, где он еще ниже. Стейк-хаусов у нас много, они все еще открываются – любой человек и любая группа людей могут найти заведение для себя.

Супермаркеты становятся конкурентами ресторанов


- Каким образом откорректировал ситуацию экономический спад?

- Нашей группы ресторанов уже 20 лет, и самое удивительное, что лучший год пришелся как раз на середину кризиса. Возможно, это связано с тем, что рестораны расположены в престижном горнолыжном курорте, и на людей, которые туда приезжали, кризис не повлиял никак. В целом же, это очень сильно зависит от регионов. В некоторых регионах – да, экономический спад чувствовался сильно.

- На сколько в среднем упали продажи в ресторанах Америке в целом?

- Национальная ресторанная ассоциация Соединенных Штатов проводила исследование, выявив, что продажи в период кризиса упали на 20-25 процентов. Просто по регионам эта цифра очень отличалась.

- Сейчас ситуация выправилась?

- Скорее, стабилизировалась. Можно сказать, произошло возвращение в реальность, потому что до этого цифры потребления были очень высокие, так не должно было быть, и произошла просто некая коррекция. 20-30 лет назад люди ходили в ресторан 1-2 раза в неделю, сейчас – 3-4. Они привыкли там ужинать, дома фактически не готовят, но если до кризиса они могли себе позволить более дорогое заведение, то сейчас – тот же стейк-хаус, но чуть менее дорогой. Есть такое выражение – «битва за часть желудка». Когда доходы населения понизились, на той территории, которую занимали рестораны, начали соревноваться супермаркеты. Хозяйка сейчас может прийти в магазин и за 10 долларов купить готового цыпленка, которого она в ресторане закажет за 20 долларов.

- Это ресторанам сильно мешает?

- Да. Это, конечно, основано на удобстве для покупателя, но уводит его из ресторана как гостя. Сейчас супермаркеты вкладывают очень большие инвестиции для улучшения качества готовых продуктов.

- Можно ли сегодня считать супермаркеты конкурентами ресторанов?

- Да! Именно это является сегодняшней реальностью. Просто если раньше для того, чтобы выбрать, к примеру, пиццу, вам нужно было зайти в ресторан, где она готовится, то сейчас достаточно заглянуть в супермаркет, который предлагает то же самое за другие деньги.

- Какой выход у ресторана? Что делать шеф-повару?

- Держать на свои продукты конкурентные цены, становясь при этом более эффективными. Рестораны должны переключаться на другие категории товаров – например, многие из них занялись производством соусов на продажу. Нужен некий баланс. Но искать его тяжело! Как бы там ни было, в ресторане надо тратиться не только на продукты, но и на персонал, на аренду, на электричество – в магазине эти траты ниже. Ресторан может повлиять только на две статьи расходов – на стоимость рабочей силы и стоимость продуктов. Как один из способов сокращения расходов я вижу просьбу моему дистрибьютору, чтобы он разделывал порционные стейки и привозил их мне уже готовыми. Тогда мне не нужно будет платить за разделку своему персоналу.

- Но тогда нужно будет платить дистрибьютору.

- А это уже зависит от объемов заказа – возможно, в результате выйдет дешевле. Еще очень важно хорошо мониторить поставщиков и следить за качеством продуктов. Кроме того, нужно тщательно проверить свое оборудование и посмотреть новинки. Может быть, благодаря более эффективному использованию своего оборудования или привлечению новых технологий я смогу еще сократить моих поваров, снизив фонд заработной платы? Конечно, оборудование тоже дорогое, и надо понимать, когда оно окупится, есть ли смысл его покупать, - все это нужно заранее просчитать. Я недавно, к примеру, купил плиту, объединяющую гриль, конвектомат и микроволновую печь, что позволило сократить количество поваров с четырех человек до двух – а у нас рабочая сила очень дорогая.
Себестоимость мяса постоянно растет

- Джей, себестоимость блюд в Вашем стейк-хаусе, наверное, достаточно низкая, раз Вы используете местную говядину?

- Нет, она отнюдь не дешево нам обходится. Только за последний год себестоимость мяса в зависимости от отруба выросла на 15-20 процентов. И американское мясо даже по сравнению с австралийским очень дорогое. Мы импортируем достаточно большое количество австралийской говядины, но используем ее для фарша. Кроме того, сегодняшняя проблема – слабый американский доллар. Соответственно, Россия, Корея и Япония могут себе позволить купить больше за меньшие деньги. И, несмотря на то, что цены растут, доллар в цене падает, что очень влияет на внутренний рынок. И получается так, что сейчас 60% всего производства идет на экспорт – из-за того, что спрос очень большой, а предложение ограничено, все готовы платить большие деньги, что очень высоко поднимает цены вверх. У нас все подорожало фактически на 50%. Поэтому мы всегда должны отслеживать стоимость продукта в меню и цену блюда. Может быть, цену нужно будет оставить прежней, но, предположим, уменьшить размер стейка. Если же порцию уменьшить нельзя, надо думать, где еще можно сэкономить – это постоянный процесс.

- Наверное, альтернативные отруба в этом отношении играют очень хорошую роль?..

- Я их использую уже 30 лет! И потому что знаю их достаточно хорошо, постоянно ввожу в меню и обучаю своих шефов.

- А бразильскую говядину Вы не используете?

- Она отличается тем, что бычок выращивается на траве. Это отнюдь не значит, что она хуже – просто другой способ откорма. В России, кстати, тоже бычков выращивают на траве. И это просто дело привычки – к какому мясу ты привык. Конечно, у бразильской говядины и вкус другой, и цена другая – и именно поэтому она, конечно, имеет свое место на рынке.

- Джей, используете ли Вы в своих заведениях замороженное мясо?

- Обычно не использую, но есть несколько отрубов, которые приходят ко мне только в замороженном виде, - это грудинка и часть бедра. Мясоперерабатывающие комбинаты после разделки хотят как можно быстрее продать мясо свежим, поскольку заморозка продукта и его последующее хранение для них стоит денег. Помимо этого, замороженный продукт они еще и продают более дешево, чем свежий. Поэтому некоторые отруба, которые хорошо морозятся и остаются в порядке после разморозки, я беру именно замороженными. Но большинство продуктов мы получаем все-таки в свежем виде.

- А на вкус мяса заморозка влияет?

- Да, конечно. Дело в том, что даже при правильной разморозке правильно замороженного продукта все равно теряется чуть больше влаги, чем когда продукт в охлажденном виде. Чем больше продукт, тем влияние заморозки меньше. То есть большой рибай в размороженном виде теряет влаги меньше, чем маленький. И если взять два стейка, приготовленные один из охлажденного, другой из замороженного мяса, чуть-чуть суше будет тот, который из замороженного. И из-за структуры мяса в некоторых отрубах это будет проявляться больше, в некоторых меньше. Например, из-за структуры мышцы в рибае это будет меньше проявляться, чем в стриплойне: в рибае больше жира, который позволяет защитить этот продукт естественным путем.

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх