Top.Mail.Ru

Константин Гонтмахер. Сервис tgEDA: телеграм даёт уже 50% заказов и прибыльность доставки

06 Декабря 2024
Константин Гонтмахер. Сервис tgEDA: телеграм даёт уже 50% заказов и прибыльность доставки

О том, как Телеграм вместил в себя весь интернет, дал лучший формат бизнес-приложений и почему лидерами в их освоении оказались рестораны, мы побеседовали с сооснователем сервиса tgEDA Константином Гонтмахером.

Мы знаем вас как разработчика популярного сервиса телеграм-приложений для ресторанов tgEDA. И вдруг выясняется, что это – не основная ваша специальность?

– Да, я один из учредителей сервиса, но с удовольствием продолжаю руководить агентством «Июль». Мы помогаем крупному бизнесу с клиентскими стратегиями, аналитикой, разработкой и выводом на рынок программ лояльности. Ещё работая в штате торговой сети, я запустил «Клуб Перекрёсток», а через пару лет уже как агентство мы спроектировали «Спасибо от Сбербанка», построили единую программу лояльности сети «Роснефть», через какое-то время стали работать с Burger King и KFC. С «Теремком» совместными усилиями вывели на рынок очень симпатичную и во многом новаторскую для отрасли программу «Ключи от Теремка» – с бонусами, уровнями, ачивками. И конечно, с системой акций и аналитики.

Крупный бизнес ставит сложные, интересные задачи, отказаться от такой практики по своей воле просто невозможно. Вместе с тем к нам в агентство часто обращаются и небольшие сети, и единичные рестораны. И я всегда расстраивался из-за того, что проект «под ключ» для таких клиентов непосилен ни финансово, ни организационно. А выписывать шаблонные рецепты для достижения успеха – это совсем другая профессия. Малому бизнесу нужно давать не советы, а готовое решение. Подошло – отлично, не подошло – проанализировали причины, взяли что-то следующее.

С появлением технологии приложений в Телеграм у меня буквально гора с плеч свалилась, потому что мы смогли создать то самое готовое решение для ресторанов – так возник сервис tgEDA. При этом сошлось всё: в индустрии – огромная комиссия за заказы, долгая и дорогая разработка мобильных приложений и сайтов, у гостей – растущая популярность Телеграм и прогрессирующее нежелание готовить дома, у нас – действующая платформа цифровых коммуникаций для ретейла и команда готовых к новому проекту учредителей.

КОНСТАНТИН ГОНТМАХЕР Окончил МАИ по специальности математическая кибернетика и магистратуру Российской экономической школы (РЭШ). Начал работать на 3-м курсе техником в ОКБ Сухого. Затем руководил офисом проектов в Stardog ! s, был финансовым директором ГК «Биофармед», директором розничного направления ЦФТ (»Золотая Корона»), руководителем проекта “Клуб Перекрёсток”. В 2009 году основал агентство ИЮЛЬ, где реализовал с коллегами более двадцати программ лояльности, включая «Спасибо от Сбербанка» и «Ключи от Теремка». В числе клиентов агентства: «Магнит», Burger King, Х5, KFC, «Азбука Вкуса», «М.Видео», «Роснефть», Pandora, региональные продуктовые сети – «Слата» (Иркутск), «Спар Урал» (Челябинск), «Красный Яр» и «Батон» (Красноярск), «Гулливер» (Ульяновск), «Семья» и «Спар» (Калининград). С 2022 года Константин вместе с партнёрами развивает сервис tgEDA.

Как мы понимаем, tgEDA – приложение утилитарное, способ организации потока заказов, а не канал общения с клиентами, так?

– Это и то и другое, но как для гостей, так и для ресторанов на первом месте, конечно, заказ еды. А за этим выстраиваются и все другие процессы. Вот смотрите: сбор клиентской базы – да, потому что вместе с заказами ресторан получает контакты своих гостей. Кстати, база пополняется и теми, кто зашёл в приложение, но заказ не сделал. Общение с гостями для роста повторных заказов – да, так как приложение «живёт» в чате: там ведётся диалог и туда приходят рассылки от ресторана. Выбор способа доставки, приём оплаты, акции и бонусы – конечно, да, без всего этого сложно представить продажи.

Отдельно отмечу, что полноценное присутствие ресторана в Телеграм, а значит, и в современном интернете – это не только чат и приложение, но ещё и канал. Вместе они составляют полную экосистему бизнеса. В канале – сообщество, в приложении – заказы, в чате – рассылки и обратная связь. Мы всегда рекомендуем добавлять в канал кнопку «Заказать» или «Хочу поесть», которая за один клик превращает читателя в покупателя, ведь приложения открываются в Телеграм вообще в любом месте.

Технически всё просто, сложнее бывает убедить ресторан вести телеграм-канал. В нескольких случаях мне приходилось временно становиться админом канала ресторана, чтобы сдвинуть дело с мёртвой точки. Рассказать о своём заведении, поделиться видео с интерьером, сообщить об акциях – это очень естественно и нравится гостям. И я всегда ратую за то, чтобы меню, новинки, особенности блюд представлял шефповар, автор кухни и эксперт в своём деле. Это не только вызывает интерес, но и повышает доверие к ресторану. Есть примеры, когда о доставке рассказывает курьер, – и это здорово, ведь именно его вы и видите на пороге своего дома.

Рейтинг и мой отзыв, который я оставил на Google Maps, Яндекс.Картах или в каком-нибудь TripAdvisor будет виден другим гостям столько времени, сколько этот ресторан просуществует. Всё в публичном доступе. А у вас?

– tgEDA предлагает индивидуальный экземпляр приложения для каждого ресторана, это не общее решение для всех. С одной стороны, это ограничение, с другой – возможность. Ресторан получает отзывы в чате в режиме тет-а-тет, а видимые всем подписчикам комментарии – в канале.

Чаще всего гости пишут претензии в чат, чтобы получить на них ответ, а искренние похвалы оставляют в канале. Я подписан на всех наших клиентов, вижу, как вдохновляют сотрудников заведений лестные отзывы, и могу подтвердить очевидную истину – общение строится на взаимности. Хотите видеть улыбки и сердечки от гостей – радуйте их не только кулинарным искусством, но и своими историями. Не могу не повторить, что в канале нужно размещать кнопку заказа для перехода в приложение, это работает мощно и, что приятно, совершенно автономно.

Сервис tgEDA работает более чем с 800 предприятиями общественного питания и помогает гостям делать заказы напрямую у ресторанов. Каждый ресторан получает от tgEDA собственное приложение в Телеграм, где гость видит меню, собирает и оплачивает заказ, выбирает вариант доставки, копит и тратит бонусы, участвует в акциях. Вместе с приложением ресторан получает чат, в котором может индивидуально общаться с гостем, а также отправлять туда массовые рассылки. Для управления всеми возможностями приложения используется как личный кабинет ресторатора, так и возможности технической поддержки сервиса. А приём платежей и фискализация «под ключ», интеграция с ведущими учётными системами и CRM ещё больше упрощают процессы ресторана.

Значит, tgEDA – это собственный канал продаж ресторана или кафе. Чем он отличается от традиционных каналов?

– Визуально – ничем. Так мы и задумывали. В телеграмприложении можно полистать меню, посмотреть состав и граммовку позиции, принять участие в акции, отметить любимые блюда, собрать заказ, применить промокод, заказать доставку, потратить бонусы, внести оплату. Гостю должно быть удобно и в хорошем смысле привычно. А вот всё остальное отличается – давайте сравним с каждым вариантом. Агрегаторы. Уберизация общепита произошла очень быстро, и огромная часть гостей оказалась охваченной «Деливери», «Яндекс.Едой», а теперь и «Купером». Они могут давать ресторану значительный поток заказов, но при этом забирают в качестве комиссии до 40 % стоимости. Это хорошая сделка для получения первого заказа от гостя, но явно невыгодная при повторных покупках своих же постоянных гостей. Рано или поздно ресторан начинает повышать цены в этих приложениях, перекладывая хотя бы часть комиссии на гостей. С точки зрения клиента услуга агрегатора – это удобство, за которое надо платить: выше цены, мало акций и никаких бонусов. Гостям это становится всё менее интересно, и они ищут возможности заказывать у известных им ресторанов напрямую. При расхождении цен в зале и у агрегатора на 30–50 % последний становится не столько каналом продаж, сколько рекламной площадкой. Тоже неплохо, но где же обслуживать онлайн-заказы?

Сайт. Да, это самый частый способ решения проблемы. Сайт относительно несложно запустить и поддерживать, его можно продвигать, хотя этим занимаются скорее крупные игроки. Что может пойти не так: при попытке найти ваш сайт потенциальному клиенту будет показано множество предложений конкурентов. Но допустим, верный своему выбору гость дойдёт до вашего сайта. Для приёма заказа его попросят ввести телефон, СМС-код и доказать, что он не робот. После оплаты заказа гость будет находиться в неведении – готовится ли, едет к нему еда, а будет вовремя? Получив заказ, гость вряд ли останется на сайте, чтобы поделиться впечатлениями. И для повторного заказа ему придётся снова пройти весь путь полностью.

Мобильное приложение. Всех этих сложностей здесь нет. Есть другая – скачивание. С помощью коврижек от ресторана этот барьер может преодолеть только самая лояльная (или склонная к бесплатным подаркам) часть аудитории. Причём на этом поле ресторан лоб в лоб конкурирует с приложениями агрегаторов. Как же расширить охват своей аудитории? убрать скачивание и оставить все плюсы приложения. Добро пожаловать в Телеграм! И не забываем добавить к телеграм-приложению диалоги в чате и прогрев сообщества в телеграм-канале.

Давайте заодно обратим внимание на электронное меню. Рестораны его используют и для экономии на печати бумажного меню, и для замены официантов на раннеров. Официант – это высококвалифицированный сотрудник: умеет разговаривать с гостями, помогает с выбором блюд, демонстрирует внимание и эмпатию, работает с кассой и приёмом оплаты. Где искать таких в условиях дефицита кадров? Электронное меню даёт выход из этой ситуации: гость сам делает заказ, вносит оплату, и ресторану остаётся просто отнести блюдо к столу. Фактически это тоже доставка! И для неё нужен удобный для гостя интерфейс. У нас есть несколько клиентов, которые работают только на зал, они существенно улучшили и ускорили обслуживание гостей с помощью приложения в Телеграм.

Значит ли это, что наступит день и у нас, как у японцев или корейцев, появятся кафе, где вообще нет персонала или где персонал только на кухне?

– Я был удивлён, когда узнал, что некоторые рестораны, использующие наш сервис для приёма заказов, перезванивают гостям для подтверждения доставки. Я не поленился съездить поговорить с директором одного из таких заведений, но всё понял ещё до того, как дошёл до своего столика. С вешалки начинается не только театр! Какими бы совершенными ни были технологии, они не смогут оказать человеку уважение. Обеспечить удобство, дать ощущение заботы – смогут, но мы социальные существа и время от времени нуждаемся в признании как своего места в обществе, так и собственной индивидуальности в глазах других людей. Ресторан передаёт частицу этой энергии, когда менеджер звонит гостю для уточнения заказа. Для кафе и предприятий быстрого питания важнее накормить гостя – вкусно и быстро. Согласитесь, что и в этом случае никто не пренебрегает сервисом. Его можно максимально роботизировать, но это не приводит к исчезновению общения с гостями. Просто оно переходит в другой формат – это просьба оценить заказ, приём и обработка претензий, рассылки с предложениями. Перечисляю то, что вижу в телеграм-чатах наших клиентов. Рассылки, конечно, требуют некоторых маркетинговых умений в работе с клиентской базой.

Всякая база данных с течением времени начинает терять свою актуальность. Проработав несколько лет, как можно актуализировать данные, чтобы поддерживать свою клиентскую базу в эффективном состоянии?

– Действительно, клиентскую базу важно видеть в деталях – для этого гости ранжируются по давности посещения, сумме покупок, частоте визитов. Этот подход называется RFM (Recency – давность, Frequency – частота, Monetary Value – деньги) и в маркетинге является базовым. Рестораны, к сожалению, редко используют какую-либо структуризацию базы, но мы потихонечку навязываем им RFM и предлагаем смотреть на гостей дифференцированно.

Получить приглашение в ресторан странновато, если не посещал его год, но если был там вчера, то такое внимание вызовет скорее раздражение. Тех, кто ходит часто, лучше вообще рассылками не беспокоить. Они и так всё делают отлично. Идеально, если подпишутся на канал и будут узнавать новости, когда им будет нужно и удобно.

По нашей статистике, если ресторан работает больше годадвух, то до половины его базы – давние гости с одним заказом. Их можно реактивировать, например, такой цепочкой коммуникаций: подарить 500 рублей со сроком действия в 2 недели, через неделю напомнить, через две заменить 500 рублей на обещание комплимента от шефа. Отклик будет небольшим, но кто-то вернётся, а остальных можно будет с чистой совестью исключить – нет, не из базы, а из своих маркетинговых инициатив.

В tgEDA можно посмотреть историю по группе клиентов или по когорте?

– Технически можно, но на практике это работает по-другому. Если бизнес нашего клиента только развивается, то мы работаем для него простой CRM-системой. Формируем отчёты, проводим акции и рассылки, причём, как правило, силами нашей поддержки. Не знаю, как отказаться от ручного сопровождения, клиентов-то уже больше шестисот, но пока тянем, будем помогать.

В остальных случаях, а их большинство, у нас есть интеграция с системой автоматизации ресторана. И аналитика выполняется там, потому что через Телеграм в среднем идёт 40–60 % заказов. Это много, но не 100 %. Для полной картины нужны все данные. Наши клиенты могут посмотреть в личном кабинете нашего сервиса многое, но только о тех, кто заказывает через Телеграм.

Как, по-вашему мнению, Телеграм стал такой развитой экосистемой, в которой возможно практически всё?

– Мы с радостью наблюдаем, как Телеграм набирает популярность во всё большем количестве жизненных ситуаций. Я думаю, это и есть его главное преимущество – постоянное расширение пользовательских возможностей. Кстати, летом появился магазин приложений Телеграм – да, новинка, выглядит как технологическая, но она знаковая. Так Телеграм, защищённый миллиардом пользователей, заявил о своих амбициях на то, чтобы встать даже не на один уровень с экосистемами Google и Apple, а над ними.

Если вернуться к сегодняшнему пользовательскому опыту, то, помимо удобства, Телеграм отличает большое количество контента, который организуется с помощью групп и каналов. Контент чрезвычайно важен для формирования у гостя эмоциональной связи с рестораном. И тогда заведение – не кнопка, по нажатию которой приезжает еда, а живые люди, которые заботятся, чтобы гостю было тепло, вкусно и весело.

У нас есть кафе и бары, которые проводят у себя турниры «Что? Где? Когда?», художественные конкурсы, мастерклассы. Есть рестораны национальной кухни, где люди встречаются, чтобы выучить иностранный язык с погружением в соответствующую атмосферу. А как здорово рестораны проводят презентации новинок и дегустации! И всё это становится видимым и известным благодаря присутствию бизнеса в Телеграм. Гости давно там.

Попробуем себе представить, что нейросеть анализирует все диалоги с пользователями и готовит сводку для маркетолога или помогает с выбором блюд пользователю.

– Даже представлять не надо, у нас есть знакомая команда, которая этим уже занимается. Они делают подготовку рекомендаций по меню: гость может получить совет, что ему сегодня заказать с учётом его вкусов и настроения. Такого рода сервисы появились, но мы, честно говоря, пока не спешим их встраивать в своё решение. Каждая остановка на клиентском пути снижает конверсию в продажи. Так что мы подождём, пока рекомендательные сервисы станут мейнстримом в общественном питании. Если говорить про искусственный интеллект, то для качественной работы его нужно много и постоянно обучать. Требуется большая наработка, а её как раз пока нет, и это замкнутый круг. Радует, что не наш.

Тогда вернёмся к вашему сервису. Если нарисовать условную блок-схему работы ресторана, какое место занимает в ней tgEDA ?

– Мы в блоке процессов обслуживания гостей. Всё начинается с привлечения: мы даём шаблоны тейблтентов, стикеров на упаковку, типовые посты для соцсетей, код виджета для сайта. Везде есть Q R-код или прямая ссылка для перехода в приложение в Телеграм. Там гостя ждёт акция на первый заказ, полноценное меню, выбор способа доставки, корзина. Если у заведения несколько точек, заказ автоматически назначается той из них, которая обслуживает адрес доставки. Чтобы снять головную боль с ресторана по организации интернет-эквайринга и фискализации, мы делаем это на своей стороне или интегрируемся с платёжным сервисом на стороне ресторана. Так или иначе, гость оплачивает заказ в Телеграм, и мы передаём информацию для приготовления.

Если говорить о доставке, то наша функция в том, чтобы собрать и передать заказы. Это может быть зал, самовывоз, доставка по адресу. В последнем случае ресторан может отправить своего курьера, воспользоваться сторонним сервисом или вызвать такси. Все возможные варианты доступны и поддерживаются на нашей стороне для согласования с гостем времени и стоимости услуги. После доставки мы всё ещё в деле – передаём ресторану обратную связь от гостя, аккумулируем клиентскую базу, поддерживаем проведение акций и рассылок. В tgEDA нет комиссии с заказов, есть только ежемесячная абонентская плата: 3500 рублей за точку, а если их несколько, то начинаются скидки.

Когда-то Марк Цукерберг говорил, что Facebook заменит собой интернет. Можем ли мы говорить, что Телеграм заменяет собой классические соцсети, онлайн-магазины и корпоративные сайты?

– Совершенно точно. И это я не про Цукерберга, а про Телеграм. Для десятков миллионов россиян подключение к онлайну прерывается только во время сна. Это уже похоже на какое-то цифровое дыхание, которое каждый вечер заканчивается и каждое утро начинается всё чаще именно в Телеграм. Конечно, бизнес может и должен присутствовать в этой части жизни своих клиентов и решать задачи по выстраиванию коммуникации, формированию эмоциональной вовлечённости и, конечно, продажам. Все инструменты в Телеграм для этого есть.

Беседовал Юрий Тимошенков

Москва, Ленинградский пр., 37, к. 3
+7 (499) 490 54 02
https://july.moscow

Другие статьи эксперта
Смотреть все

Константин Гонтмахер, сооснователь сервиса tgEDA и директор агентства ИЮЛЬ, — о том, какие возможности открывае...

По информации tgEDA.ru, крупнейшего сервиса приёма заказов в Телеграм, так работают сетевые и одиночные рестораны уже...

Другие статьи
Смотреть все

В числе победителей — The Carlton (Moscow), Гранд-кафе «Dr. Живаго» и Мемориальная квартира А. С. П...

2-3 февраля 2026 года в Санкт-Петербурге в отеле «Cosmos Saint Petersburg Pribaltiyskaya Hotel» пройдёт ф...

Премия прошла при поддержке Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга. Уже второй раз событие стало частью програ...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх