Top.Mail.Ru

Илья Жданов. Волшебная палочка для шефа

16 Сентября 2024
Илья Жданов. Волшебная палочка для шефа

Бренд-шеф Илья Жданов о творчестве, профессионализме и создании прибыльного меню на основе проверенных продуктов и решений.

Повар – одна из самых творческих профессий. Ведь для создания блюд на профессиональной кухне требуется не только вдохновение, мастерство, но и щепотка магии. Раскрыть все секреты волшебства и перевести их в разряд рабочих инструментов поможет Илья Жданов – бренд-шеф компании «Тамаки», член гильдии шеф-поваров России, преподаватель школы «Гастроном», рекордсмен книги рекордов России за приготовление самой большой порции поке, разработчик более 40 поварских книг, победитель международных и российских кулинарных конкурсов.

Илья, расскажите, как давно выв профессии?

– У меня стаж около 30 лет и за это время я пришел к выводу, что помимо неотъемлемой творческой составляющей в нашей работе есть ещё одна важная характеристика: повар – это думающая профессия. Настоящий профессионал должен продумывать на несколько шагов вперёд и учитывать все ньюансы рецепта и технологии его приготовления – себестоимость, фудкост, квалификацию команды, наслаждение вкусом готового блюда. Магия начинается на последнем этапе, но до него не добраться без обдумывания каждого шага.

Давайте остановимся на каждом шаге подробнее. У вас есть какие-то профессиональные лайфхаки по снижению себестоимости блюд?

– Ни для кого не секрет, что снижение стоимости ингредиентов – основной способ снизить себестоимость блюда. Но вместо того, чтобы искать более дешевых (а для меня это синоним слова «сомнительных») поставщиков или экономить на качестве я знаю способ, как сократить расходы со вкусом. Приведу всего один, но очень яркий пример: 1 кг пюре юдзу стоит 6 000 рублей. Добавьте сюда время, оплату электроэнергии, прочие ингредиенты и косвенные расходы для приготовления соуса. Получится солидная сумма затрат! При честном сравнительном анализе 1 литр готового высококачественного соуса Юдзу Tamaki стоит в 15 раз дешевле! Задумайтесь, это же кратная экономия. А если таких компонентов будет несколько? Несложная математика позволяет быстро посчитать выгоду использования готовых соусов. Например, если соус Юдзу Tamaki смешать с Салатной заправкой Tamaki, то можно получить невероятно свежий цитрусовый вкус, который по-новому раскроет для ваших гостей даже самые классические салаты.

Интересно! Но как выотноситесь к тому, что использование готовых соусов ограничивает поваров в творчестве?

– Категорически не согласен! Для настоящего профессионала готовые соусы, наоборот, дают бесконечный простор для фантазии: их можно смешивать друг с другом, использовать как основу для добавления авторских ингредиентов при этом всегда получать неповторимый, но неизменно превосходный результат. Соедините соус Чёрный перец Tamaki со сливками для невероятно нежного обволакивающего соуса для мяса. А из объединения соуса Унаги Tamaki и соуса Сладкий Чили Tamaki можно получить неожиданное и очень яркое сочетание для овощей. Кастомизируйте соус Облепиховый Tamaki, добавив в него карамель и сливочное масло, чтобы получить новый десертный соус.

Можно ли сказать, что использование соуса влияет и на фудкост?

– Не можно, а нужно. Использование соуса не только снижает себестоимость, но и повышает итоговую цену! Только за счёт необычного соуса вы сможете повысить чек на 10-15 %. При нынешнем гастрономическом изобилии можно заработать только удивляя. И тут за вдохновением я рекомендую обратиться к Tamaki: смелые сочетания ингредиентов их соусов восхищают и побуждают желание заказать блюда снова, чтобы разгадать каждый компонент. Например, в очередной новинке совместили сладость сгущённого молока и обжигающую остроту васаби. Получился эксклюзивный соус Васаби Tamaki к морепродуктам, фритюру и даже к кофе!

Илья, а вот тут как раз вопрос и про следующий шаг думающего повара: квалифицированная команда. Как начинающие шефыили су-шефы справятся с нестандартными сочетаниями?

– Тут я вновь призываю обратить внимание на готовые соусы – они станут отличным решением для новичков. Именно благодаря соусам Tamaki, всего один шеф-повар может разработать меню для целой сети ресторанов и при этом гарантировать стабильный вкус в каждой точке. Ведь первоклассный соус – это ваша уверенность в качестве готовых блюд от смены к смене. Используя яркий вкус соусов, вы сможете нивелировать слабые зоны своей команды, а сильные, наоборот, подчеркнуть.

А где ресторатору искать повара, который будет и думающим, и творческим, и умеющим работать с готовыми соусами?

– Воспитать самим! В компании «Тамаки» есть уникальная услуга: я приезжаю на вашу кухню, помогаю разрабатывать меню, органично интегрирую продукцию Tamaki и поддерживаю в дальнейшем поваров идеями о применении появляющихся новинок ассортимента.

Получается, именно соусыпомогают повару творить?

– Соусы – это настоящая волшебная палочка. Один взмах, и вы переносите гостя в другую страну с помощью вкуса традиционного мексиканского соуса Хабанеро. Ещё взмах, и привычное блюдо становится в один ряд с мишленовскими благодаря элитным ингредиентам соуса Манго-Чили, при производстве которого используют спелые манго сорта Альфонсо. А шеф, который научит всю команду обращаться с этой «волшебной палочкой», получит возможность спокойно уходить на выходные за новой порцией вдохновения и без страха за результат.

Беседовал Сергей Петров (специально для журнала «Профессиональная кухня»)

Реклама ООО Европродукт Erid: 2SDnjcSidTy
Другие статьи
Смотреть все

Современный гость прекрасно разбирается в тенденциях кулинарии и предъявляет высокие требования к качеству и вкусу ка...

Ведущие шефы, рестораторы, отельеры, предприниматели, эксперты путеводителя 50 Best Tastes of Russia назвали лучших п...

R&D-центр «Еда будущего» – место, где рождаются рецептуры, совершенствуются продукты, создаются...

Вице-президент ФРиО по корпоративному и социальному питанию. Руководитель общественного питания и туристических услуг ООО «Энергоатоминвест» АО «Концерн Росэнергоатом» Госкорпорации «Росатом»
Руководитель проекта по продажам в канале HoReCa компании «Перспектива»
Коммерческий директор компании «Перспектива»
Заметитель директора направления баров финтес-клубов xfit
Бартендер, ресторатор, совладелец бара El Copitas, сооснователь и идеолог ресторанной группы Follow the Rabbits, а также таких проектов, как Paloma Cantina, Tagliatella Caffe, Sangre Fresca, Nola, «Пища династии Минь».
Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Вверх