Top.Mail.Ru
AVITO

Евгений Соколов: «Мы ожидаем переформатирования рынка оборудования в сторону отечественного производителя»

05 Сентября 2022
Евгений Соколов: «Мы ожидаем переформатирования рынка оборудования в сторону отечественного производителя»

Евгений Соколов, владелец и генеральный директор компании «Бистрошеф», рассказал «Ресторановеду», что сегодня происходит на рынке оборудования для общественного питания: как повлиял на него уход иностранных компаний и брендов; насколько реально импортозамещение; какое оборудование легко заместить, а какое невозможно; как спроектировать кухонное пространство таким образом, чтобы оно приносило прибыль, и чем отличаются ресторанные рынки юга, центра и северо-запада России.

Сложностей на рынке не вижу 

– Евгений, до открытия в 2016 году своей компании вы работали в сфере общественного питания, были барменом, а потом менеджером, директором и территориальным директором крупной сети. Поэтому вы хорошо знаете специфику работы кухни и бара, которая всегда завязана на оборудовании. А поварское и барное оборудование на 70–80% является импортным. Как уход иностранных компаний и брендов повлиял на рынок оборудования для заведений общественного питания?

– Прежде всего надо сказать, что далеко не все иностранные компании ушли, да и те, что ушли, могут начать возвращаться. Кроме того, рынок цикличен, и на место ушедших компаний обязательно придут другие. Конечно, мы ожидаем сейчас некоторого переформатирования рынка оборудования в сторону отечественного производителя и производителей из тех стран, которые остались у нас на рынке: люди будут приспосабливаться. Но сложности особой в этом нет, я ничего критичного не вижу. Позиций, которые трудно заменить, не так много (улыбается).

– Производителей из каких стран ушло больше всего?

– В основном ушла Германия, Чехия, частично Франция. Италия фактически вся осталась, Испания осталась – соответственно, скорее всего, сейчас на них и будет делаться акцент. Да и другие страны, возможно, подключатся, начнут пробовать продавать у нас своё оборудование.

– Какое оборудование поставляли ушедшие страны – та же Германия, Чехия, Франция?

– Флагманами их продаж, в основном, были пароконвектоматы. Но сейчас, думаю, многие будут переходить на пароконвектоматы итальянских производителей, которые являлись их основными конкурентами.

– Они чем-то ниже по качеству, раз наши шеф-повара их не выбирали?

– Нет, они просто не были в своё время столь разрекламированы.

У нас есть и свои российские заводы, производящие кухонные плиты европейского уровня по более низким ценам, есть и более дешевые индукционные плиты, которые делаются на китайских запчастях, есть и российские тэновые, лёгкие в обслуживании и дешёвые в эксплуатации

– Ожидается ли нехватка кухонных плит, которые попали под европейские санкции, а именно – санкции о закрытии экспорта в Российскую Федерацию предметов роскоши?

– Нет. У нас есть и свои российские заводы, производящие кухонные плиты европейского уровня по более низким ценам, есть и более дешевые индукционные плиты, которые делаются на китайских запчастях, есть и российские тэновые, лёгкие в обслуживании и дешёвые в эксплуатации. Словом, потребность в кухонных плитах перекрывается и возможностями нашего внутреннего рынка, и в то же время их возит та же Италия.

Импортозамещение ускорится 

– С плитами понятно, а насколько реально у нас вообще работает импортозамещение?

– Толчок этому дан колоссальный. Подвижки в импортозамещении начинались и до февраля этого года, а сейчас всё очень сильно ускорится. Могу сказать на примере нашей компании: мы вместе с мастером готовим к выпуску на рынок каменную печь, которая нагревается со всех шести сторон. Этот мастер, Юрий Владимирович, разрабатывал её очень долго, аналогов в мире она не имеет и запатентована в России. Эта печь не заменяет ни плиту, ни пароконвектомат – это совершенно другой, новый вид оборудования.

– В чём именно его новизна?

– В том, что по технологии приготовления блюд наша каменная печь не уступает дровяной, а поставить мы её сможем на кухне фактически любого размера. То есть если на кухне мало места, или нет каких-то технических условий, или пожарные сертификаты не позволяют установить дровяную печь с живым огнём, то наша маленькая печка всё это легко обходит. По энергопотреблению она ниже любой жарочной поверхности, и при этом дает результат дровяной печи.

– Сразу же возникает мысль о том, что в первую очередь ею могут заинтересоваться пиццерии…

– Это немного зашоренный взгляд (смеется). Она на выходе даёт в принципе другой продукт. Овощи по вкусу отличаются даже от тех, что приготовлены на мангале, – их вкус более насыщенный, более яркий. В каменной печи можно приготовить гораздо более вкусные рыбные, мясные, гарнирные блюда, увеличив при этом скорость приготовления фактически на 30%, раза в 1,5 снизив энергопотребление и при этом снизив на 15% потерю блюда в весе. Так что она пригодится на любой кухне! (смеется) 

– В ней можно именно жарить продукты?

– Жарить, тушить, варить – всё, что угодно. Если мы говорим про варку, то суп по вкусу будет похож на тот, что приготовлен в котелке в русской печке: именно такой процесс разварки происходит за счёт обогатительного нагрева. У нас уже есть две небольшие модели такой печи, сейчас мы разрабатываем самую маленькую – она будет чуть больше микроволновой печи, – а потом будем разрабатывать модели на увеличение. По стоимости нашу печь можно сравнить с пароконвектоматом: из-за большого наличия камня (все шесть стенок каменные!) и эксклюзивных систем нагрева её стоимость не может быть низкой.

Копейка рубль бережёт 

– Есть ли среди оборудования для предприятий общественного питания такое, которое нельзя импортозаместить?

– Да, такое есть – например, большие подовые печи, а также часть электромеханического оборудования типа соковыжималок, погружных миксеров, блендеров.

– Разве всё это не делается в Китае?

– Делается, но не на очень высоком уровне. Львиную долю этого рынка занимает один из европейских брендов, и если он уйдёт, то, наверное, наши будут что-то придумывать: или брать итальянское оборудование этого типа, или что-то делать в России.

– Как же правильно сегодня спроектировать концепцию заведения и в современных условиях оснастить кухню?

– Я могу точно сказать, что если кухонное пространство спроектировано правильно, то это снижает дальнейшие затраты и даёт прибыль.

– Что в данном случае означает правильное проектирование?

– То, что это кухонное пространство может в дальнейшем переформировываться в другие концепции или снижать точки затрат на каких-то участках работы – увеличивать скорость отдачи блюд, скорость движения товара, готового сырья, полуфабрикатов и прочего. На первый взгляд это кажется незначительным, но в результате по копейке, по копейке даёт прибыль.

– И что нужно, чтобы спроектировать кухонное пространство именно так?

– Прежде всего подойти к этому грамотно изначально, а не в последний момент. Дело в том, что при строительстве нового объекта очень часто ресторатор начинает ужимать кухню в пользу зала: добавляет посадочные места за счёт площади кухонного пространства. Но в данном случае как никогда важна золотая середина: нужно понимать, насколько это уменьшение площади кухни увеличит время отдачи блюд, снизит мощность на выходе при полной посадке и так далее.

– Другими словами, маленькая кухня может просто не справиться с потоком гостей?

– Конечно! Если площадь зала 300 кв.м, а кухни – 50 кв.м, то риск этого увеличивается. Да, есть достаточно быстрые концепции, где такое возможно. К примеру, бургеры можно жарить и на 20 квадратных метрах, вполне обеспечивая среднюю посадку. Но есть более сложные ресторанные концепции, требующие заготовочных цехов, овощных и прочих. Поэтому прежде чем принимать решение о том, какими будут площади кухни и зала, лучше посоветоваться с технологами, которые смогут всё точно просчитать.

Мы готовим к выпуску на рынок каменную печь, которая нагревается с шести сторон. Аналогов в мире она не имеет и запатентована в России

Три большие разницы 

– Вы ведь работаете не только в Петербурге, но ещё и в Москве, и в Краснодаре, правильно?

– Да, наша компания начиналась как раз с Москвы, а потом закрепились в Петербурге и Краснодаре.

– В чём специфика всех этих городов в плане ресторанного бизнеса – юг России, центр и северо-запад?

– Юг России имеет ярко выраженную сезонность: летом – наплыв туристов, работа кипит, персонал набирается со всей страны. Центр её фактически не имеет: в Москве всё работает без остановки круглый год. А в Санкт-Петербурге наблюдалась сильная сезонность до ковидного времени, когда с мая по сентябрь сюда приезжало множество иностранных туристов. Ковид эти туристические потоки сильно порезал, и сейчас сезонность не так заметна.

– А в отношении ресторанных концепций и, соответственно, ресторанного оборудования разницу видите?

– На юге много открытых ресторанов, и там сильно пользуются спросом, например, мангалы, работающие на открытом воздухе. Кроме того, на юге и в Санкт-Петербурге твердотопливное оборудование (оборудование, работающее на твёрдом топливе – угле, дровах или пеллетах, то есть древесных гранулах. – Прим. «РВ») и газовое распространено гораздо сильнее, чем в Москве, где в основном электричество. Что касается концепций, то на юге чуть шире представлены восточные заведения общественного питания, но сказать, что других нет, тоже нельзя: лет 10 назад восточных действительно было большинство, но сейчас всё перемешалось, и там тоже есть заведения на любой вкус и кошелёк.

– Замечаете ли какие-то модные тенденции в отношении кухни?

– Какое-то время назад возникла тенденция строить кухню на местном, локальном, продукте – стараться использовать своё сырьё, делая из него еду современного качества. Я считаю это движение хорошим, и оно очень сильно набрало обороты. Мы, например, совсем недавно открыли в Москве «Алталию» – точки на фуд-кортах, где продаются алтайские продукты, которые можно приготовить дома. И там такое качество продуктов, что весь импорт просто отдыхает! Это очень радует.

Оборудование по-минимуму 

– Какое оборудование выбирают сегодня рестораторы?

– Если это юг и люди хотят там поработать сезон, они откроются на дешёвом Китае или дешёвой России. Если говорить о Москве или Санкт-Петербурге, где будут ставить более фундаментальную точку на 10–15 лет, то для неё выберут более качественное, функциональное и более дорогое оборудование. Проблема в том, что оборудование очень часто выбирается на последних этапах строительства заведения, и на него может элементарно не хватать денег.

– То есть о том, на чём, собственно, стоит кухня заведения, думают в последний момент?

– Именно так! Люди зачастую приходят и говорят: «Мы рассчитывали открыться за 15 млн рублей, потратили уже 18, а у нас даже нет оборудования – помогите!».

– И как им можно помочь?

– Идёт корректировка проекта, мы предлагаем им более простое оборудование, то есть более низких брендов или бывшее в употреблении, и говорим: «Звоните через два месяца, будете докупать». Когда проект начинает работать и у людей появляются деньги, они просят заменить им оборудование, и мы его обновляем. В нашей компании есть решения на любую ситуацию – чтобы человек хотя бы открылся, если уж всё совсем плохо. Таких случаев было много, когда мы спецификацию в 3 млн рублей превращали в 2, и человек открывался и работал, а потом уже, по мере поступления денежных средств, решал вопрос с оборудованием полноценно. Но часто к нам обращаются и тогда, когда просто хотят сэкономить (смеётся). Мы помогаем!

Люди едят и продолжают есть 

– Спрос на оборудование, бывшее в употреблении, растёт?

– Б/у как покупали много, так и покупают. Но спрос на него немного вырос, да – с учётом того, что курс сейчас зафиксирован, и поэтому импортное оборудование стало дешевле. То есть цены в последние 2–3 месяца не скачут, и люди смотрят, что они могут купить. В целом, сейчас состояние людей более спокойное. Конечно, все хотят сэкономить, минимизировать риски, но оборудование б/у вряд ли сильно снижает эти риски, ведь его очень быстро приходится менять.

– А впрок, как гречку и сахар, оборудование не стремились закупать?

– Нет (смеётся), это было бы уже слишком. Единственное – каким-то далёким точкам мы предлагаем вместе с оборудованием комплект запчастей. Была, к примеру, у нас точка в Хабаровске, мы им сразу это предложили. Потому что когда у них что-то сломается, пока мы им эту запчасть вышлем, пока её до них доставят, пройдёт недели две, не меньше: как они работать всё это время будут? Такой подход мы практикуем с локальными объектами, где плохо с сервисными службами и логистикой. Страна-то у нас немаленькая! (Смеётся.) 

– В пандемийные годы, когда рестораторам было трудно, оборот вашей компании упал?

– Скажу так: влияли конкретные месяцы закрытия заведений общественного питания. Они сначала были общими по России, а потом локальными, причём в каждом регионе кафе и рестораны закрывались по-разному, и мы это ощущали на себе. К примеру, когда прошлым летом в Москве ввели посещение заведений общественного питания по QR-кодам, все открытия приостановились. Как только это требование сняли, они возобновились. Поэтому в целом по году общий рост оборота компании сохранился на допандемийном уровне: по финансовым показателям мы растём из года в год, но в месяцах появилась бо́льшая раздробленность.

– То есть на ресторанный рынок, по вашим наблюдениям, пандемия не повлияла столь сильно, как все ожидали?

– Люди едят и продолжают есть (смеётся).

Беседовала Светлана Куликова 

Другие статьи
Смотреть все

«Мастера гостеприимства» – конкурс президентской платформы «Россия – страна возможносте...

Без преувеличения, GASTREET Interernational Restaurant Show — культовое мероприятие для российского ресторанног...

Существует стереотипное мнение, что ресторан при отеле это прежде всего головная боль для отельера. Мол, нужен он тол...

ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Шеф-повар ресторана при бутик-апарт-отеле «Окно»
Основательница московской сети кафе CofeFest
Вверх