Top.Mail.Ru
AVITO

Алексей Чибисов: Обслуживание туристического трафика побуждает бизнес ставить на широкую ногу открытие новых точек питания

02 Сентября 2022
Алексей Чибисов: Обслуживание туристического  трафика побуждает бизнес  ставить на широкую ногу  открытие новых точек питания

Заместитель председателя Правительства — министр промышленности и торговли Пермского края Алексей Валерьевич Чибисов рассказал журналу «Ресторановед», как в регионе развивается ресторанный бизнес, какие новые формы поддержки предусмотрены, объяснил особенности коми-пермяцкой кухни и оценил ситуацию с кадрами для отрасли.

ОТРАСЛЬ НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ

Алексей Валерьевич, Всероссийская олимпиада по кулинарному искусству и сервису «Легенда» имени Виктора Беляева стала событием для российской индустрии гостеприимства прежде всего благодаря Пермскому краю. На каком уровне развития находится в вашем крае ресторанный бизнес?

— Оборот общественного питания составляет у нас около 24 млрд рублей — это порядка 5% от оборота всей розничной торговли. Мы считаем, что нам есть, куда стремиться, и наша задача — развивать сферу питания вне дома, используя в том числе и такие инструменты, как олимпиада «Легенда». Статистика последних лет показывает, что, несмотря на ковидные ограничения, движение на нашем рынке общественного питания идет очень активно: меняются форматы и операторы, в целом мы наблюдаем рост оборота этой отрасли. А это означает развитие ресторанного бизнеса и в целом культуры питания вне дома, что, во-первых, является показателем роста уровня жизни населения, а во-вторых, повышает туристическую привлекательность региона.

Развитие краевого общественного питания вы связываете с развитием внутреннего туризма?

— Безусловно! И сегодня мы видим увеличение трафика как жителей других субъектов Российской Федерации в Пермский край, так и жителей края внутри региона. Это мотивирует и наших, и федеральных предпринимателей заниматься развитием ресторанного бизнеса. Стоит отметить, что из-за достаточно большой путаницы в ОКВЭДах такие форматы, как, например, кондитерские и хлебопекарни могут быть не видны тем, кто занимается оценкой ресторанного бизнеса, и эти точки могут не войти в статистику. При этом мы видим, что и кондитерские, и пекарни занимают свою уверенную нишу в общественном питании, работая как в режиме «чай/кофе, булочка», так и в режиме take away — полноценной еды с собой.

Мы видим увеличение трафика как жителей других субъектов РФ в Пермский край, так и жителей края внутри региона. Это мотивирует и наших, и федеральных предпринимателей заниматься развитием ресторанного бизнеса

Проблема с ОКВЭДами является федеральной, тем более что сейчас в сферу общественного питания активно идет ретейл, развивая отделы готовой еды, открывая те же самые пекарни.

— Исторически сложилось так, что пермский потребитель довольно избирательно относится к идее приобретения еды в сетях. Максимально развито это, скорее, лишь в формате магазинов у дома. Если же мы говорим о посещении кафе или ресторана в праздники или на какие-то события, то большинство пермяков выберет либо самостоятельный объект общественного питания, либо фуд-корт. 

Стоит отметить, что у нас в последнее время развиваются и фуд-холлы — гастрономические пространства, где представлен не только фастфуд, но и заведения с более интересными концепциями. Наша цель – не просто развивать общественное питание как таковое, а еще и привлекать интерес к правильному, здоровому питанию.

Стандартной европейской или русской кухней туристов сегодня привлекать тяжело: люди, которые приезжают в Пермский край, хотят самобытности

ДИКОРОСЫ НА СТОЛЕ

В этой связи прикамская кухня, по вашим ощущениям, находит свое место в ресторанном бизнесе?

— Стандартной европейской или русской кухней туристов сегодня привлекать тяжело: люди, которые приезжают в Пермский край, хотят самобытности. Поэтому в меню кафе и ресторанов у нас достаточно активно появляются продукты и блюда коми-пермяцкой кухни, открываются и отдельные заведения, в концепцию которых эта кухня заложена. Более того, у нас даже появился мобильный трак с блюдами коми-пермяков. То есть у потребителей есть запрос, и предприниматели реагируют соответствующим образом.

Расскажите, пожалуйста, чуть более подробно, что это за кухня и что за блюда?

— Коми-пермяки с давних времен собирали ягоды, занимались рыболовством, охотились. Отсюда сформировались и особенности нашей кухни — местные травы и ягоды, мясо рябчиков, глухарей, а также диких животных, таких как лось, медведь и другие. Поэтому у нас готовят, например, пироги с пистиками — побегами молодого полевого хвоща, шаньги — круглые булочки, смазанные сверху смесью из сметаны, сливочного масла и муки, пирожки и пельмени с различными видами мяса. В ходу блюда с мочеными ягодами, разнообразными дикоросами (дикими травами, съедобными и полезными для здоровья – прим.ред.) и другие.

Наверное, и посикунчики — маленькие пирожки с начинкой из рубленого (посеченного) мяса — можно назвать достаточно известным региональным брендом?

— Безусловно, но посикунчики стали уже самостоятельным явлением. Важно не то, чтобы они обязательно были на столе, а чтобы они были правильно приготовлены и  брызгались соком.

Продвигаете ли вы местных производителей продуктов питания?

— Конечно, у нас уже много лет работает проект «Покупай пермское». Дело в том, что мы в свое время поставили перед собой задачу заполнить товарами местных производителей не менее 25% полок в торговых сетях. 

При этом мы товары не навязываем, а работаем над правильным соотношением цена/качество. Сложно перечислить всех, но за эти годы на рынок вышли десятки — наверное, уже под сотню — региональных брендов, часть из которых достаточно успешно продается и за пределами Пермского края. Сейчас их более широкое распространение в регионах России — это, скорее, вопросы мощностей предприятия или эксклюзивности самих продуктов.

Драйвером развития общественного питания Пермского края является развитие туристической инфраструктуры в целом

ПЕРСПЕКТИВА ДЛЯ БИЗНЕСА

Возвращаясь к ресторанному бизнесу: как он развивается в Перми и Пермском крае после пандемии? Подталкивает ли развитие внутреннего туризма предпринимателей к тому, чтобы идти в сферу питания вне дома?

— Безусловно, обслуживание туристического трафика побуждает ставить на широкую ногу открытие новых точек питания. И здесь, конечно, мы видим существенный рост. Открываются горнолыжные курорты с полноформатными заведениями, потому что без горячего питания на горных лыжах кататься тяжеловато. Также наше министерство туризма активно занимается тем, чтобы по маршрутам сплавов и походов появлялись точки питания. То есть драйвером развития общественного питания Пермского края является развитие туристической инфраструктуры в целом. С другой стороны, вспоминая те же ОКВЭДы, мы понимаем, что многие предприниматели не готовы сразу идти в ресторанный бизнес: налогообложение там, несомненно, интереснее, чем во многих других отраслях, но требования Роспотребнадзора крайне сложны. Поэтому многие начинают не с приготовления непосредственно блюд, а с реализации уже готовой продукции.

Какой именно?

— Во многих точках у нас развивается направление мастер-классов, когда турист может вместе с хозяином приготовить местный пряник или коми-пермяцкий пирог. По ОКВЭДам эти заведения не являются точками общественного питания. Впрочем, мы понимаем, что следующий этап — это переход данной точки в общепит, поэтому рассматриваем такие форматы как перспективу для отрасли.

У нас есть ряд достаточно серьезных мер поддержки для ресторанного бизнеса в любых масштабах – от небольших кафе до крупных ресторанов

ДОВЕРИЕ К ПЕРМСКИМ ТОВАРАМ РАСТЕТ

Я неоднократно бывал у вас и могу подтвердить, что край очень красивый, богатый природными ресурсами, и перспективы для развития отрасли, конечно, очень большие.  Какие предусмотрены меры ее поддержки?

— У нас есть ряд достаточно серьезных мер поддержки для ресторанного бизнеса в любых масштабах – от небольших кафе до крупных ресторанов. Так, для ИП, осуществляющих деятельность в этой сфере и имеющих площадь зала обслуживания не более 50 кв.м., доступен специальный налоговый режим – патентная система налогообложения. Стоимость патента в Пермском крае при этом является одной из самых низких среди субъектов ПФО. Для малого бизнеса, применяющего упрощенную систему налогообложения и осуществляющего деятельность в сфере общепита, на постоянной основе (до 2024 года включительно) действуют пониженные налоговые ставки: 4% вместо 6% при выборе объекта налогообложения «доходы»; 10% вместо 15% при выборе объекта налогообложения «доходы-расходы». 

Для нового бизнеса – организаций и ИП, впервые зарегистри-рованных после 1 января 2022 года и применяющих УСН, в первые 3 года со дня регистрации действуют пониженные налоговые ставки: 1% «доходы», 5% «доходы-расходы» в течение 1-го налогового периода; 2% «доходы», 7% «доходы-расходы» в течение 2-го налогового периода; 4% «доходы», 10% «доходы-расходы» в течение 3-го налогового периода.

Кроме налоговых в регионе действуют и финансовые меры поддержки. Так, субъектам МСП предоставляется микрозайм «Антикризисный» в размере до 3 млн рублей на пополнение оборотных средств и вложения во внеоборотные активы под 4% годовых. В случае недостаточности обеспечения в целях получения кредита предприниматели могут воспользоваться поручительством вместо залога на сумму до 25 млн рублей. 

Также мы в этом году начали развивать новые форматы — в том числе благодаря олимпиаде «Легенда». Провели, например, первый чемпионат по приготовлению пиццы, в котором активно участвовали пиццайоло Пермского края. А в середине августа прошел фестиваль сыра и хлеба. Этот формат оказался очень востребован покупателями и помог предпринимателям, которые занимаются общественным питанием, найти новых поставщиков сырья.

То есть местные производители востребованы и пермскими предпринимателями, и покупателями?

— Да. Мы отслеживаем изменение потребительского поведения, могу сказать, что спрос на необработанную сельхозпродукцию падает, но при этом растет спрос на переработанное сырье — молоко, овощи и прочее. 

Люди всё меньше хотят заморачиваться с приготовлением еды, но при этом не хотят покупать стопроцентно готовое. Поэтому растет спрос и доверие к местным товарам и производителям.

Это связано еще и с нашими достаточно высокими требованиями по качеству той продукции, которая предлагается потребителям.

Очень важно, когда человек видит, что в его городе и в его государстве есть социальные лифты, которые могут его поднять достаточно высоко в профессии

ВЫСОКИЕ ГОРИЗОНТЫ ПРОФЕССИИ

Как вы оцениваете ситуацию с кадрами для сферы гостеприимства? Готовы ли профильные учебные заведения предлагать общепиту квалифицированных специалистов?

— Ситуация непростая, ощущается дефицит кадров. Но у нас работает очень сильный  филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. Он готовит специалистов для сфер торговли, услуг и общественного питания. 

Кроме того, во многих наших специальных учебных заведениях на неплохом уровне преподается поварское мастерство. Кстати, в том числе и поэтому у нас очень широко распространены такие малые форматы, как кулинарии, хлебопекарни и прочее: открыть подобное заведение выпускнику местного колледжа или вуза гораздо легче и дешевле. 

Однако недостаток специалистов, безусловно, остается, и «Легенда» посвящена в том числе и тому, чтобы максимально широко показать потенциал работы в общепите.

Предприниматели видят в фуд-траках перспективу для развития своих заведений. Но здесь что-то нужно делать с регулированием

Показать молодежи?

— Конечно! Чтобы наши молодые ребята видели, каких высот можно достичь в кулинарно-поварском искусстве. Ведь очень важно, когда человек видит, что в его городе и в его государстве есть социальные лифты, которые могут его поднять достаточно высоко в профессии, если, конечно, руки растут откуда нужно (смеется). Важно, чтобы наша молодежь видела, как работают мастера, понимала возможность профессионального роста и то, что в профессии можно достичь очень высоких горизонтов.

КОФЕЙНИ «НА УРА»

Помимо развития малых форматов, как развиваются мобильные форматы — павильоны, фуд-траки и прочее?

— Для многих предприятий это наиболее простой и безопасный вход на рынок. И если говорить о павильонах, то сейчас у нас быстрее всего развивается концепция мини-кофеен: люди открывают этот бизнес буквально на 3–4 кв. метрах, и он работает «на ура». Вместе с кофе, конечно, идут сопутствующие товары — снеки, булочки и так далее, — что, соответственно, формирует заказ на их производство. Стоит отметить, что у нас многие развивающиеся кофейни зарабатывают еще и за счет того, что сами обжаривают зерно, то есть значительно экономят на продукте. Но другая сторона медали — будешь плохо обжаривать, твой кофе не будут покупать.

И они действительно хорошо обжаривают?

— Да, у нас научились это делать: я сам кофеман, так что отличаю хороший кофе от плохого (улыбается). Этот бизнес просто взлетел в пандемию, потому что люди не хотели отказываться от вкусного кофе, а стационарные кофейни закрылись. У нас тогда шел скачкообразный рост ларьков-кофеен. Сейчас всё более-менее стабилизировалось, часть потребителей вернулась к обычным стационарным форматам, но снижения количества заведений мы не наблюдаем.

ФУД-ТРАКИ КАК РЕКЛАМА БИЗНЕСА

Есть ли запрос предпринимателей на фуд-траки?

— Он есть, предприниматели видят в них перспективу для развития своих заведений. Но здесь что-то нужно делать с регулированием: требования, которые предъявляются к оборудованию фуд-трака и его эксплуатации, настолько сложны, что люди, конечно, задумываются, стоит ли переплачивать за него или просто снять стационарный объект? Поэтому сообщество рестораторов вместе с властями должно, конечно, работать над изменением регулирования деятельности в этом формате.

А достаточно ли в Перми мест для размещения фуд-траков и легко ли эти места получить?

— В первый раз мы на торги выставляли 10 мест, из них 4 купили. Во второй раз выставили оставшиеся 6, и ими не заинтересовались. А потом один из предпринимателей купил фуд-трак и заинтересовался двумя местами из этих шести: мы их выставили на торги, и он их приобрел. Сейчас мы работаем по такой логике: если ты хочешь поставить фуд-трак, место мы всегда найдем. Но, опять же, отмечу, что из-за сложностей с регулированием фуд-трак сейчас не является точкой, где предприниматель зарабатывает. Скорее, это место, где он рекламирует основную часть своего бизнеса. К примеру, у него своя сеть пиццы, или сеть прикамской кухни, или еще что-то, а фуд-трак он выставляет в топовых местах и на топовых мероприятиях, чтобы привлечь внимание к бренду.

ОЛИМПИАДА СТАЛА ТРАДИЦИОННОЙ

Как проходила подготовка к III Всероссийской олимпиаде по кулинарному искусству и сервису «Легенда» имени Виктора Беляева?

— В этом году она проходила очень нервно, потому что сообщество кулинаров и рестораторов понесло невосполнимую потерю: в январе ушел из жизни основатель этого мероприятия Виктор Борисович Беляев. Это огромная трагедия! К счастью, нашлись люди, которые подхватили знамя олимпиады, и она будет продолжаться. Мы прекрасно понимаем, что лишь всероссийское сообщество, такое как Федерация Рестораторов и Отельеров России, могло подхватить столь сложное по организации мероприятие, и признательны, что они не опустили руки и вместе с нами подготовили олимпиаду, которая с этого года стала носить имя Виктора Беляева.

Как видите её перспективы?

— Олимпиада уже переходит в категорию традиционных, и наша задача теперь — сделать так, чтобы она не превратилась в рутину. А для этого на каждом мероприятии должны появляться новые смыслы, новые номинации и новые люди. Тогда оно останется востребованным на долгие годы! А со стороны правительства Пермского края, со стороны губернатора олимпиада «Легенда» на ближайшие три года уже поддержана.

Интервью подготовил: Александр Марков
Издатель и главный редактор журнала «РЕСТОРАНОВЕД»

Другие статьи
Смотреть все

«Мастера гостеприимства» – конкурс президентской платформы «Россия – страна возможносте...

Без преувеличения, GASTREET Interernational Restaurant Show — культовое мероприятие для российского ресторанног...

Существует стереотипное мнение, что ресторан при отеле это прежде всего головная боль для отельера. Мол, нужен он тол...

ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Шеф-повар ресторана при бутик-апарт-отеле «Окно»
Основательница московской сети кафе CofeFest
Вверх