Top.Mail.Ru

Игорь Гришечкин: «Мы не первооткрыватели: мы продолжатели традиций»

09 Ноября 2018
Игорь Гришечкин:  «Мы не первооткрыватели:  мы продолжатели традиций»

Представлять Игоря Гришечкина сегодня излишне: вряд ли кто-то из профессионалов рынка не слышал имени этого шеф-повара, одним из первых в России начавшего представлять гостям меню из сезонных локальных продуктов.

Меня всегда завораживал вид поднимающегося яблочного пирога 

— Игорь, вы достаточно поздно вошли в поварскую профессию…

— В целом в профессии я лет 11–12, а мне сейчас 36. Много это или мало, решать вам, но я нередко вижу людей, которые даже в 30–35 лет так и не определились, кто они и чем по жизни будут заниматься. К сожалению, работа для большинства людей в России — это лишь источник их жизнеобеспечения, и только. Люди зарабатывают себе средства к существованию, чтобы больше отдыхать, проводить время с семьёй или друзьями либо посвящать его хобби — и всё. И в этом я вижу одну из главных проблем и противоречий. Работа занимает большую часть жизни, и заниматься нелюбимым делом или делом, к которому совершенно равнодушен, по меньшей мере странно. К 25 годам я, поменяв множество не имеющих отношения к поварскому делу профессий, понял, что хочу быть именно поваром.

Игорь Гришечкин родом из-под Смоленска: корова, поросята, куры, утки, гуси, большой огород, фруктовый сад, погреб с коптильней — Игорь с детства впитал в себя мощь русской деревенской жизни.
Он окончил Смоленский государственный институт искусств, получив специальность «Менеджер социально-культурной деятельности».
В поварской техникум пошёл аж в 25 лет, поняв, что кухня — это призвание. Поварскую работу начал в одном из смоленских ресторанов, быстро уехал в Москву, но возможность раскрывать свой потенциал получил только в Петербурге, в ресторане «КоКоКо».
В этом году Игорь Гришечкин выступал на главной сцене Madrid Fusion — одного из крупнейших международных конгрессов, где открываются новые гастрономические горизонты и куда съезжаются повара со всего мира.

 

— Почему?

— Я всегда любил готовить. Я смотрел, как готовили моя мама и бабушка. Меня, например, завораживал вид поднимающегося яблочного пирога, аромат, который от него распространялся.

— Магия кухни…

— Да. Я и до сих пор иногда сажусь к духовке и наблюдаю за тем, как «дышит», поднимаясь, тесто. У бабушки было большое хозяйство, и я видел все, так сказать, стадии производства качественных продуктов. Начиная с молочки — у нас была своя корова и, соответственно, свои молоко, сливочное масло, сметана, творог — и заканчивая овощами. У нас был большой огород, и я видел все циклы роста овощей, от посева до сбора урожая. Все современные модные тенденции — сезонность, локальность и прочее — в моём детстве были просто данностью: я это видел каждый день. Мы помогали в огороде, мы пасли корову, у нас были куры, мы ели нормальные яйца, ходили в лес за грибами. У меня отец — охотник и рыбак. Я знал, как почистить рыбу, мы забивали свиней, солили бочки с салом, коптили его — я помню все эти вкусы и ароматы, мне всегда это было интересно. И к 25 годам я чётко понимал, что хочу быть связанным с этим и дальше.

Природа сама подсказывает технологии, техники, блюда 

— То есть ваше трепетное отношение к кухне идёт из детства, из отрочества?

— Конечно! Когда ты живёшь в гармонии с природой, она тебе всё сама подсказывает. Мы не первооткрыватели — мы продолжатели традиций. Это всё в наших генах. Природа сама подсказывает технологии, техники, блюда — всё складывается, как пазл. И если ты живёшь в отдалении от естественной среды обитания человека — от природы, — ты перестаёшь чувствовать этот ритм, ведь в городе он теряется. В городских магазинах продукты круглый год, пакетированные и фабричные. Городские дети только по книжкам знают, из чего делается хлеб, молоко и прочее: для них это закрытый мир. А для меня он был наглядным пособием.

— Такое ощущение, что вы хотели бы туда вернуться…

— Конечно, хотел бы! Я мечтаю об этом. Я чувствую колоссальный разрыв с природой, более того — у моих детей есть этот колоссальный разрыв с природой. И я чувствую за это вину, и в моих ближайших планах приобрести дачу, чтобы они хотя бы чуть-чуть наверстали это общение с природой, чтобы понимали, как на самом деле устроен мир. 

Когда ты живёшь в гармонии с природой, она тебе всё сама подсказывает. Мы не первооткрыватели — мы продолжатели традиций. Природа сама подсказывает технологии, техники, блюда — всё складывается, как пазл

В хороших ресторанах должно быть чёткое разделение труда 

— Игорь, но вот вы решили стать поваром — и сразу пошли устраиваться в ресторан?

— Сначала я пошёл в кулинарный техникум, чтобы получить базовый диплом. Пошёл на практику в один из смоленских ресторанов, а потом перебрался в Москву. Там мне очень повезло: я сразу устроился в итальянский ресторан Андрея Деллоса «Каста дива», куда Деллос пригласил шеф-поваром итальянца Микеле Броджони — у него в Нью-Йорке был свой ресторан с двумя звёздами Мишлен. Проект «Каста дива» готовился два года, и целый год был посвящён экспедиции по Италии и поиску продуктов. Оттуда нам привозили 90 процентов продуктов — такой подход был у Деллоса. Затем я познакомился с Ильей Шалёвым.

 
«КоКоКо», переехав на Вознесенский проспект, фактически стал преемником ресторана miX Алена Дюкасса 

— Шеф-поваром Ragout?

— Тогда он работал в ресторане французской кухни «Реми», а потом — да, я ушёл вместе с ним в кафе Ragout. Считаю, что этот проект сыграл ключевую роль в развитии отечественной гастрономии: это кафе задало вектор развития нашей ресторанной индустрии. Там я поработал поваром, потом су-шефом. Потом работал шеф-поваром в нескольких небольших московских ресторанах. И в какой-то момент устал от того, что в таких проектах нужно делать то, чего я не люблю: волочь на себе всё — техкарты, продукты, персонал, а если кто-то заболел или «забухал», тебе нужно ещё и встать на его место… Я просто устал тогда от такой работы шеф-повара.

— А разве не в этом заключается суть этой работы?

— В хороших ресторанах должно быть чёткое разделение труда. Каждый должен быть профессионалом в своей деятельности и заниматься своим делом. Если коммуницировать друг с другом, правильно выстраивать стратегию, то всё будет работать как часы. А если на одного человека повесить всё, рано или поздно он это «всё» завалит, устанет и бросит — как это было со мной в Москве. Я устал, всё бросил и переехал вместе со своей будущей женой в Петербург.

Моя цель — чтобы человек получил от еды и эстетическое, и вкусовое, и эмоциональное удовольствие



«У каждого нашего блюда полностью концептуальная подача: для этого придумывается история. И чтобы эту историю рассказать, нам нужна специальная тарелка, поэтому с нами работают множество людей, которые делают посуду из дерева, из керамики.
У нас есть маленькие авоськи для хлеба из специальной нержавеющей плёнки, которые сплёл для нас ювелир. В этой авоське — маленький багетик, маленькая буханочка, маленький каравай и маленькая «ромашка». Они все разных вкусов, советской формовки — получилось и небанально, и концептуально. «Каша из топора», десерт «Камея», «Кококорн» — для всех этих блюд делается специальная посуда.
Сейчас мы работаем с серьёзными тарелками, которые делает для нас профессиональный скульптор. В частности, у нас есть рожок с мороженым из красной рыбы: он подаётся в маленькой, очень изящной руке, которую он нам изготавливал.
Дело в том, что когда мне в голову приходит идея, она формируется очень чётко: я её вижу буквально воочию. И к её воплощению я подключаю профессионалов. Если у них получается так, как меня устраивает, это попадает в меню. Если нет, я отказываюсь или оставляю на доработку.
К примеру, идея каши у меня бродила очень давно — примерно с тех времён, когда Сергей Березуцкий запустил «Кашу их топора» в ресторане «Как есть». У меня была совершенно иная идея, и тот, кто знает эту сказку, может её оценить, когда выполняют ритуал размешивания каши, и топор исчезает — это магия. Когда люди пробуют «Мамин любимый цветок», пробуют внутри мороженое с острым перцем, и им говорят, что это наказание за разбитый горшок, они включаются в игру, получая эмоции. И это и есть то, чего я добиваюсь! Чтобы человек получил и эстетическое, и вкусовое, и эмоциональное удовольствие от еды».


 К концепции «КоКоКо», построенной на местных продуктах, изначально относились скептически. Но с переездом на Вознесенский он существенно расширил свою площадь 
 

Поваром в ресторан Алена Дюкасса меня не взяли 

И первое, что он сделал по приезду, — пошёл устраиваться поваром в ресторан miX in St. Petersburg в отеле W, который курировал тогда всемирно известный повар и ресторатор, обладатель множества мишленовских звёзд Ален Дюкасс.

— Два месяца я ждал очереди, и в результате меня не взяли, — рассказывает он. — Тогда я устроился в гастрономическую гостиную «ЛавкаЛавка», готовил из фермерских продуктов, которые оставались после фасовки интернет-магазина. Люди заказывали по Интернету продукты, их привозили с фермы, порционировали, запечатывали, рассылали по адресам, а из того, что оставалось, я готовил обеды из трёх-четырёх блюд.

— Прямо заграничный подход, только не вы на рынок ходили, а рынок приходил к вам…

— Да, никто не мог знать, что будет сегодня на обед: меню писалось мелом на доске, когда я понимал, что именно буду готовить. На одном из обедов я и познакомился с Матильдой Шнуровой — она пришла попробовать еду, потому что её очень заинтересовала концепция работы с фермерскими продуктами и моя кухня. Они пришли вместе с Сергеем, попробовали, и буквально через два месяца после первой встречи мы открыли первый «КоКоКо».

Как таковой чётко сформулированной идеи новой русской кухни, вероятно, вообще не существует: прямо сейчас она находится в процессе формирования. Для меня новая русская кухня — это то, что, возможно, через несколько лет станет гастрономическим русским брендом» (из ролика, снятого в 2012 году к представлению ресторана «КоКоКо» на «Пальмовой ветви»)

— Помню-помню: он располагался на Некрасова.

— На Некрасова, в подвале старого дома (смеётся — ред.). И это был ресторан, в основе концепции которого лежала идея, очень близкая мне, — готовить из сезонных фермерских продуктов нашего региона. Сезонность, фермерство, локальность — этих принципов придерживалась тогда и придерживается сейчас вся мировая гастрономия, а в России семь лет назад подобных прецедентов фактически не было: об этом только-только начали говорить.

— Игорь, производители-то как таковые тогда ещё не сформировались. Я помню, как вы в одном из интервью нашему журналу говорили, что к вам на кухню приходят фермерские цыплята разного веса и приходится гостям объяснять, почему вчера, условно, ему подали ножку весом 150 граммов, а сегодня — в 500.

— Да! И фермерам-производителям надо было объяснять, какие к ресторанной продукции предъявляются требования, и учить, как им соответствовать. Тогда нам очень помогла «ЛавкаЛавка»: они остались партнёрами, и мы работали на продуктах, которые нам продавались по партнёрским ценам. Потом я ушёл из «ЛавкиЛавки» и перешёл полностью в «КоКоКо».


 «КоКоКо» на Некрасова: уже историческая фотография 

Мы оказались очень стойкими 

Так начался путь Игоря Гришечкина в ресторане «КоКоКо», который продолжается уже шесть лет. И это нелёгкий путь!

— В самом начале было очень много скепсиса, — говорит он. — Я помню, что писали критики, что говорили люди. Главное, что я вынес из того периода: нет ничего страшного в критике, но критиковать должен человек разбирающийся — это ключевое слово. Такой человек даёт тебе возможность по-другому — трезво! — взглянуть на ситуацию. Мы ведь в любом случае готовим для гостей, и к мнению этих гостей, которые наделены опытом и делают конструктивные замечания, стоит прислушиваться. Делая постоянную работу над ошибками, постоянно «подкручивая», подгоняя друг к другу все детали этого огромного механизма под названием ресторан, мы постепенно добивались правильной, ровной работы, которая приводит к качественному результату. Это касалось и работы кухни, и работы сервиса, и вообще — работы ресторана в целом: неважных нюансов там нет.

Почувствовав свой стиль — немного юморной, с историей блюда, с какой-то идеей, определённым посылом, — я начал его обтёсывать, убирая лишнее и делая его всё более и более филигранным

— Да, начало было крайне сложным: первые полгода «КоКоКо» был фактически пустым заведением.

— Да! Все, кто хотел, пришли туда, составили своё мнение и поставили на нас крест, сказав: «Просуществуют они в таком виде не больше двух месяцев, а потом поменяют концепцию». Но мы оказались очень упёртыми, очень стойкими. Спасибо Матильде, что она не отказалась от этой идеи, не опустила руки. Она верила в то, что мы делаем правильное дело, и концепция «КоКоКо» за шесть лет не поменялась.

— Когда «КоКоКо» признали, когда он стал пользоваться успехом?

— На Некрасова мы проработали три года, и уже к концу третьего года ресторан был очень успешен: за день на 80 посадочных мест мы могли делать три-четыре посадки. Это сильно для ресторана, в котором кухни как таковой вообще не было — я имею в виду кухни как отдельного помещения, отдельного производства (смеётся — ред.). У нас был маленький островочек, на котором помещались все цеха. Не было даже отдельного кондитерского цеха: десерты собирали повара холодного цеха, и они же делали заготовки. Мы начинали на Некрасова с четырёх поваров, су-шефа и меня, а когда переезжали на Вознесенский проспект, у нас было уже семь человек в смену и ещё ночная, которая делала заготовки: иначе мы физически бы ничего не успевали.

— Не очень-то комфортные условия вы обрисовали…

— Там были, конечно, ужасные условия! Но при этом, поставив перед собой высокую планку, мы не хотели её снижать. В какой-то момент, почувствовав свой стиль — немного юморной, с историей блюда, с какой-то идеей, определённым посылом, — я начал его обтёсывать, убирая лишнее и делая его всё более и более филигранным.

В нашем меню никогда не было авокадо, апельсинов — даже арбуза 

— Игорь, сколько же блюд вы придумали за это время?

— В общей сложности, за шесть лет я придумал и запустил около двух тысяч блюд — только на продуктах, которые производятся в нашем регионе. Причём это часто достаточно мудрёные блюда, в которых нет ничего случайного или спонтанного: это всегда законченная история. Она может быть суперкрасочная и идейная, как «Мамин любимый цветок», а может быть суперлаконичная, как сезонные блюда, которые действуют всего две-три недели, но при этом полностью отвечают моей идее концепции.

— Какой?

— Мы готовим из продуктов Северо-Западного региона. У нас никогда не было в меню авокадо, апельсинов — даже арбуза! Свежие помидоры у нас в меню появляются в конце июля. При этом с мая и по октябрь я ежемесячно делаю обновления шести-девяти позиций.

— То есть из года в год у вас по кругу идут одни и те же продукты…

— Но при этом меню всегда разное и никогда не повторяется из года в год! Первое меню у нас начинается весной, и оно всегда посвящено дикоросам: конец мая — в Ленинградской области ещё не растёт ничего, даже той самой редиски нет. Зато появляются первые сочные побеги, и вместе с травником, с которым мы работаем уже несколько лет, мы придумываем меню, в которое входят дикоросы. Оно так и называется — «Дикое» — и включает в себя немного позиций. В этом году мы вообще решили ограничить его двумя-тремя позициями, потому что количество гостей у нас, по сравнению с Некрасова, увеличилось где-то втрое: за день в сезон у нас проходит в среднем около 400 человек. И очень сложно на 400 человек в режиме а ля карт делать меню, которое полностью посвящено дикоросам, и при этом не ставить блюда на стоп-лист. Но дикоросы в данном случае исключение: обычно сезонное меню включает в себя от шести до девяти блюд. В начале сентября закончился сезон лисичек, кабачков и томатов — начался сезон тыквы, капусты, корнеплодов. Подходим к зиме — будет более основательная смена меню с соленьями, более тяжёлыми плотными блюдами.

— А что касается блюд, которые в меню предлагаются постоянно?

— Это тоже фишка ресторана: у нас есть блюда-долгожители, которые стали нашей визитной карточкой — тот же самый «Мамин любимый цветок». Понемногу эти блюда накапливаются и занимают уже где-то 50–60 процентов меню, и у меня не хватит сил поднять на них руку и вывести — «Цветок», «Камею», «Кококорн», «Кашу из топора», «Завтрак туриста» — их достаточно много. И все они разработаны как раз зимой — из продуктов, которые не являются сезонными.

 
Хит, ставший визитной карточкой ресторана, — десерт «Мамин любимый цветок» 

Не нужно быть мёртвой рыбой!

— Игорь, переезд «КоКоКо» на Вознесенский проспект должен быть для вас очень символичным…

— Да, так сложилось, что я переехал на кухню, на которую меня не взяли поваром, когда я только перебрался в Санкт-Петербург, — на кухню ресторана miX отеля W, которую проектировали для Алена Дюкасса. Ресторан miX стал «КоКоКо», отель W — Sofitel, а я переехал уже в качестве шеф-повара. И сейчас у нас работают 47 поваров — 20 человек в смену. А кухня, которая нам досталась, — это, наверное, предмет зависти всех шеф-поваров. Потому что на ней стоит плита, которая проектировалась специально для шеф-повара и делалась мастерами в Швейцарии. Это целый остров, который был собран вручную для конкретного шефа специально под его ресторан. Здесь мы живём по европейским стандартам, у нас всё открыто, есть возможность стажировок — мы всю работу привели к определённой системе, учтя за эти годы ошибки и избавившись от негативных моментов.

Мне кажется, что очень важно поставить перед собой цель разобраться во всех нюансах своей профессии

— У вас выработаны определённые стандарты?

— Конечно! Как только повар попадает на кухню, он сразу получает целый свод правил, где всё запротоколировано — как, где и что должно лежать, как кто должен себя вести, в каких ситуациях что делать и прочее. Над этим работали многие люди — мои су-шефы, старший су-шеф, который проделал большую часть организационной работы с персоналом, с технологами. И в какой-то момент, к моему великому счастью, я пришёл к противоположности того, как всё начиналось на Некрасова. Где я был и жнец, и жрец, и на дуде игрец: разговаривал с поставщиками, одновременно общался с поварами и тут же на коленке придумывал меню. Сейчас у нас есть HR-менеджер, есть специалист по закупкам, приёмщик, повара, есть отвечающие за станции бригадиры, су-шефы, старший су-шеф — словом, абсолютно чёткое разделение, и каждый знает, за что он отвечает и чем должен заниматься. Никто не стоит и не сидит: на кухне вообще стульев нет, они есть только в зале!

— Вы хотите сказать, что всё у вас на кухне чинно, мирно, благодатно?..

— Я хочу сказать, что есть взаимное уважение, и хотя, конечно, бывает разное, но вот уже примерно год я на кухне никого не гоняю, не ругаюсь и не кричу (смеётся — ред.). А всё потому, что в какой-то момент мы пришли к действительно очень хорошему качеству работы. Ровно то же самое параллельно проходит и в зале — это двусторонняя работа.

— Игорь, куда вы теперь стремитесь?

— Нет предела совершенству! Бывая в лучших ресторанах мира, в том же Noma, мы видим, какого уровня высоты профессионализма можно добиться серьёзным, глубоким проникновением в суть вещей, понимаете? Это японский подход — когда люди, занимаясь каким-то одним делом, уходят в него всё глубже и глубже и становятся мегапрофессионалами. Мне кажется, это очень важно — поставить перед собой цель разобраться во всех нюансах своей профессии. Многие идут по накатанной, просто механически выполняя какие-то действия и иногда вообще не понимая, чем они занимаются и зачем им это нужно. Просто плывут по течению! А вы знаете, что плывёт по течению? Мёртвая рыба, да (смеётся — ред.)! Поэтому не нужно быть мёртвой рыбой. Нужно всегда ставить перед собой цели, задачи и развиваться!

Беседовала
Светлана Куликова

Благодарим PR-службу
ресторана «КоКоКо»
за предоставленные фотографии

Другие статьи эксперта
Смотреть все

Журнал «РесторановедЪ» продолжает рубрику «Дайджест», в которой мы представляем вашему вниманию наиболее интересные с...

Это блюдо — явная зима: Игорь Гришечкин любит подобные блюда-шутки. А это удобно ещё и тем, что при заказе гостем оно...

Игоря Гришечкина, ставшего, по версии премии Where to eat, шеф-поваром года, мы представляем в теме номера журнала. А...

Другие статьи
Смотреть все

Пока гости наслаждаются ужинами в любимых местах, в ресторанной индустрии идёт своя, невидимая большинству, работа. Р...

Ни для кого не секрет, что для большого количества соискателей (особенно это касается поколения Z, представителей мол...

В числе победителей — The Carlton (Moscow), Гранд-кафе «Dr. Живаго» и Мемориальная квартира А. С. П...

Заметитель директора направления баров финтес-клубов xfit
Бартендер, ресторатор, совладелец бара El Copitas, сооснователь и идеолог ресторанной группы Follow the Rabbits, а также таких проектов, как Paloma Cantina, Tagliatella Caffe, Sangre Fresca, Nola, «Пища династии Минь».
Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Вверх